О спасении души

Сегодня, прогуливаясь в парке, я вспомнила один интересный диалог с управляющим фермой одного из монастырей Ярославской области. Не спрашивайте меня, как звали того мужичка – я не помню. Хотя и несла послушание под его началом аж целых 3 месяца. Тема разговора была все та же – о спасении. Души, разумеется.

Вообще, в этом вопросе, как я заметила, кто во что горазд. Кто-то считает, что для спасения души достаточно выбросить паспорт, отказаться от ИНН и сжечь медицинский полис, кто-то не жалеет свой лоб, страстно желая приобщиться к святым угодникам, и при этом флегматично плюет с высокой колокольни и на дальних, и на ближних. Разные люди как-то очень по-разному определяют для себя этот процесс. Вот и наш управляющий решил отличиться.

“Трудом спасаемся!” – отрезал он мне. Вот так. Трудом, и ничем больше. Здесь надо бы дать портрет этого дядечки. Трудоголик, конечно, каких поискать. Жилистый, смуглый, усы с проседью… живая картина “Советский председатель”. Смысл его жизни – труд. Он им живет, он им дышит. Труд во имя труда – его счастье, его радость, его цель и его средство. Страшно представить, что бы с ним стало, лиши его Господь возможности быть полезным.

Беседуя с ним, я никак не могла отделаться от образа брата Василия – другого управляющего с другого подворья, под началом которого провела больше полутора лет жизни. Они действительно были похожи. И тот, и другой определили для себя средством спасения труд. Возможно, не будь у меня того опыта жизни, я бы прислушалась к словам нашего мужичка. Но он у меня был. И я могла возразить.

Действительно, труд спасителен. Но только в одном случае: как результат избытка любви и как способ выражения этой самой любви. Поясню. Человек, не любя тех, за кем ухаживает, может до кровавого пота это делать из любых других побуждений (чувство долга, желание заработать, забота о спасении своей души и т.д.), но любви в душе ему это никак не прибавит. Скорее, наоборот. Врач, который не любит своих пациентов, очень быстро превращается в палача. Даже если ему самому и окружающим кажется, что все остается как прежде.

Труд всегда должен быть следствием, и никогда он не станет причиной. Ты любишь свою собаку, и потому ты готов вставать ради нее в 7 утра ежедневно. И прогулка доставит удовольствие вам обоим. И вернетесь с нее обновленными, с легкостью и радостью на душе. А попробуй-ка сделать это, когда ты ее не любишь. Конечно, долг позовет, и ты встанешь, и выйдешь, и выгуляешь. Но каким ты вернешься назад?..

Важно понять одну очень простую вещь: для человека спасительно все, что ведет к накоплению светлых эмоций в его душе. Накоплению, а не растрачиванию. Когда мы делаем что-то за счет старых запасов любви – это уже не спасительно. Какое-то время мы можем не замечать, что влезли в трясину, но потом, внезапно обнаружив себя в самом центре болота, очень сложно бывает выбраться из него. Отсюда депрессии, рак и самоубийства.

Никогда нельзя делать то, что вытравливает любовь в нашей душе. Парализованный человек, не способный к труду и к участию в церковных богослужениях, прекрасно может спастись, если найдет в себе силы не растратить запасы любви и надежды.

В том же монастыре мне посчастливилось познакомиться с матушкой Евфросиньей. Вся нижняя половина ее тела была парализована, и в общем-то, она уже умирала. Но знали бы вы, как светилось ее лицо!.. Она стала для меня образцом того, как надо выглядеть перед смертью. Накануне ухода в вечность любви в душе должно быть так много, чтобы она буквально сочилась из вас. И тогда вашей смерти будут завидовать.

И вот ее жизнь: она фантастически, невероятно любила детей и русский язык. Она была (да, была; умерла через несколько месяцев после нашего с ней знакомства) тем самым учителем, про которых принято говорить: “От Бога”. Преподавала до конца своих дней. Ребята, ученики, при жизни матушки дневали и ночевали у нее в келье, а когда умерла, горько плакали у ее креста. Можете быть уверены, среди них не было и не будет ни одного безграмотного человека.

Место каждого в жизни определяет то, что способно привести к увеличению любви в его душе. Долг – понятие социальное, а не божественное. Помните знаменитую пословицу: “Что русскому хорошо, то немцу смерть”? Она как нельзя лучше передает суть написанного. Что приводит к увеличению любви в душе одного человека, то может уничтожить ее в другом. Нет здесь единого рецепта, каждый идет своим путем. И очень важно успеть понять эту очень простую вещь до того, как будет совсем поздно.


Рецензии