Грустные размышления

Итак, на дворе XXI век. Мир изменился до неузнаваемости. Все то, что мы изучали в советских школах и ВУЗах об истории и общественном устройстве тех или иных государств, начиная с древнейших времен и кончая веком ХХ-м, весь накопленный человечеством опыт внутреннего общежития и межгосударственных отношений не дают уже ясного представления того, как должно быть устроено современное общество. По большому счету, этот самый опыт есть не что иное, как бесконечные войны во имя власти и материальных благ, хотя зачастую цели этих войн обрамлялись во всевозможные идеологические лозунги религиозного и нерелигиозного содержания. Так проще было гнать людей на смерть. Конечно, опыт этот ни в коем случае нельзя игнорировать, но пытаться строить будущее только исходя из уроков прошлого, без учета современных реалий, без учета психологии современного человека, тоже, наверное, не самый мудрый путь. Особенно, когда речь идет о таких малых этносах как чеченский.
А каковы же современные реалии? После двух мировых войн, революций и идеологических противостояний ХХ века, политическая карта мира в основном оформилась. Естественно, перекраиваться она будет, но не в тех масштабах, какие наблюдались в середине и конце двадцатого столетия. Цивилизационные полюса тоже обозначились, и, судя по всему, духовного сближения между ними в ближайшее время вряд ли следует ожидать. Наоборот, мы наблюдаем все признаки того, что антагонизм цивилизаций  имеет устойчивую тенденцию углубляться. А это неизбежно будет сопряжено с локальными войнами, с дестабилизацией в тех или иных регионах, с реанимированием законсервированных межгосударственных и межэтнических конфликтов, с разворошением внутренних противоречий, которых предостаточно в любом обществе. Такая перспектива развития мировой истории неизбежно поставит на грань исчезновения все малые народы мира, в особенности те, которые исторически проживают в тех регионах, где пересекаются геополитические интересы мировых держав. Думаю, никто не станет спорить с тем, что одним из таких регионов является Кавказ.
Психология же современного человека разительно отличается от психологии даже его ближайших предков, и потому старые методы воздействия на умы уже не дадут сколь-нибудь ощутимого эффекта. А воздействие это необходимо для внутренней организации этноса вокруг общенациональной идеи и вытекающей из нее идеологии, без чего невозможно выработать и реализовать стратегию его вхождения в общемировую структуру народов как полноценной единицы этой структуры.
Последние несколько веков в истории чеченского народа – это сплошные войны с многократно превосходящими его по численности и экономической мощи захватчиками. Как только чеченцы, истощенные этим противостоянием, начинали налаживать мирные отношения с противником, тут же в этот процесс встревала третья сторона, которая провоцировала новый конфликт. Как ни печально это сознавать, но факт остается фактом – у чеченского народа, как, впрочем, и у других малых народов, никогда не было ни друзей, ни союзников. Его просто использовали в своих интересах крупные державы. И ни географическое соседство, «предполагающее дружбу и взаимопомощь», ни общность религии, «обязывающая стать под знамена единой веры», тут ни при чем. Всегда, во всем – банальный интерес. И не важно, что в жертву этому пресловутому интересу приносятся жизни тысяч и тысяч ни в чем не повинных наивных простаков, не способных узреть коварство, которое обязательно прячется за всякими лозунгами. Причем самая большая коварность таится как раз за самым привлекательным лозунгом. А цели и аппетиты крупных держав не в силах умерить ни религии, с их вечными и неизменными постулатами «не убий» и «довольствуйся малым», ни обычная человеческая мораль, подразумевающая как минимум элементарное человеколюбие или хотя бы маломальское уважение к себе подобным…
Чеченский народ часто становился разменной картой в руках крупных держав, на протяжении веков ведущих борьбу за влияние на Кавказе. Почему же он оказывался в такой роли? Почему он, несмотря на весь свой трагический опыт, не смог выработать хоть какую-то систему защиты от чуждого идеологического влияния? И только ли другие виноваты в том, что нас так просто, раз за разом, втягивают во всевозможные авантюры, которые обязательно заканчиваются большой кровью? Причем нашей кровью? Без ответов на эти вопросы нам вряд ли удастся обезопасить себя от еще больших потрясений, по сравнению с которыми все пережитое нами может показаться просто детской игрой.
Сразу же определим для себя аксиому – всякий народ, мал он или велик по численности, всякое государство, независимо от его размеров, непременно будут пытаться использовать в своих интересах более развитые, более хитрые силы. Так было на протяжении всей человеческой истории, такое происходит сейчас, так будет и впредь. Ни отменить эту данность, ни изменить ее, кажется, не в силах никто. А это значит, нам придется жить и строить свое будущее исходя из этой данности.
Чеченский же народ, как ни прискорбно это осознавать, использовался в своих интересах не только превосходящими его по численности народами, но и значительно уступающими ему по этому параметру соседями. Вспомним в качестве примера знаменитую «сухарную экспедицию» Воронцова, войска которого без единого выстрела со стороны местных жителей прошли через дагестанские аулы, а сопротивление встретили только на чеченской территории. Вспомним еще XVIII и XIX века, когда во взаимоотношениях с Россией чеченский народ представлялся кем угодно, только не самими чеченцами. Понятно, что эти чужаки, прежде всего пеклись о своей личной выгоде, нежели о нуждах «представляемого» ими народа. Вспомним, наконец, многочисленных дальних и ближних «друзей», подбивавших чеченцев на всевозможные авантюры под религиозными, сепаратистскими или же демократическими лозунгами, в результате чего опять-таки обильно проливалась чеченская кровь.
В последнее время страницы республиканских газет, журналов и, конечно же, интернет пространство завалены всевозможными текстами (статьями их не назовешь никак!), в которых героизируется история чеченского народа (причем без какой-либо вразумительной доказательной базы). Сверх всякой меры восхваляется образ чеченца. Электронные СМИ не отстают и огромными порциями буквально выливают в эфир все ту же ересь. Получается парадоксальная вещь. Чеченцы «дали миру пророков, святых, величайших полководцев, гениев» и еще Бог знает кого. Чеченцы «сохранили праязык, из которого проистекают все другие языки». Чеченцы «пронесли сквозь тысячелетия дух истины, который, в конце концов, спасет человечество». Однако, несмотря на «столь крепкую основу и могучий потенциал», этот самый чеченский народ вот уже несколько веков никак не может внутренне организоваться, не может разработать свою собственную, отвечающую ее интересам и потребностям идеологию, не может выстроить систему, способную противостоять воздействию чужой идеологии.
Чрезмерное увлечение такого рода сочинительством никогда и никого не доводило до добра, ни индивида, ни общность. Мало того, любой человек, мало-мальски интересующийся психологией и социологией, знает, что подобное маниакальное самовосхваление является первейшим признаком недомогания определенного характера. Я, конечно, далек от той мысли, что этот недуг охватил всех чеченцев поголовно, но симптоматика и процент зараженных просто пугают.
Спесь, которой охвачены некоторые наши соплеменники, стала уже предметом насмешек и темой анекдотов. Причем не только у недоброжелателей со стороны, но и в среде самих чеченцев. Хотя с нас эту спесь не раз сбивали, она все равно возвращалась, как только появлялась возможность досыта поесть и сменить протершиеся портки. А возможность эту нам время от времени предоставляют, видимо, чтобы сохранить нас для каких-то своих (неведомых нам) нужд.
А между тем гордиться нам особо нечем. Да, были в нашей истории, древней и «новейшей», великие герои, жертвовавшие жизнями во имя народа и отчизны. Были святые подвижники, оставшиеся навсегда в памяти народа как образец набожности и человеколюбия. Были, есть и будут тысячи и тысячи простых людей, честно проживающих отмеренную Всевышним земную жизнь. И герои, и святые, и просто честные люди были и будут в среде любого народа. Во всем этом нет ничего такого, что присуще только одному народу и чего нет у других народов. Долг и святая обязанность любого народа почитать таких людей и воздавать им должное. Это настолько естественно, что не нуждается ни в каком обсуждении. Но и в таких вроде бы элементарных вещах мы умудряемся отличаться от остальных – каждый наш герой, которому на свою беду не повезло умереть в первом же сражении, оказывался отвергнутым народом и обреченным влачить несчастную жизнь абрека или изгнанника.
Прямо и аргументировано пишет об этом Народный писатель Чечено-Ингушетии А. Айдамиров в третьем романе своей знаменитой трилогии «Долгие ночи».
Не хочу загружать эту небольшую статью пространными цитатами из его произведений, желающие сами могут прочитать трилогию. Скажу лишь, что каждому из нас стоит еще раз задуматься над словами патриарха чеченской литературы.
(......................)
(......................)
(......................)
Я понимаю, что великому Абузару больно было писать такое, но он все же написал эти горькие слова, и только для того, чтобы мы, наконец, осознали одну из главных причин своей длящейся века трагедии. Именно Абузар и только Абузар имел моральное право сказать нам такое в лицо. Всей своей жизнью и истинно кавказской мудростью он завоевал это право.

Усман Юсупов.


Рецензии
1усман, вся эта информационная и даже духовная ересь, которая льётся на наши головы, как ты говоришь, не для добра. Как выражаются, было бы смешно..., но грустно. Тут толком не знаешь дела сто летней давности, а эти утверждают что Адам и Ева изъяснялись... И Италия не что иное, как ит (десять) алу!
И самое страшное, дети войны, которые сами стали отцами, читают если и читают этот вздор, а не твои бессмертные строки. Сознавать это больно.
В твоих статьях чувствуется глубокий анализ современной трагической жизни народа, жизни, которой ты сам прожил вместе с ним. "Абузар валлалц хьо диканца вехийла", но ты и только ты продолжаешь его традиции в стиле публикации. Тебе под силу и художественный жанр, и ты не имеешь права не написать подобную вешь. Если погонишь за богатством у тебя ничего не получиться. Уж такова судьба творческого человека.
Я поддался тем чувствам, когда говорят: "А я что! Пальцем деланный!", и начал собирать обширный материал о ц1онтаройх. Не подозревая какой я оказывается "герой" со всех сторон, тем более внук советского абрека. А натолкнул сам Президент академии наук ЧР со своим "бессмертным" выступлением, что только тайп беной делали историю народа. Такие сплетни распускают тогда, когда пытаются скрыть от гласности нелицеприятные вещи. А они есть и люди об этом говорят.
Творческих успехов тебе, земляк! Я горжусь Тобой!

Гунки Хукиев   15.10.2017 08:44     Заявить о нарушении
Буьйса декъала хуьлда, 1усман! Прощу, заставь себя прочесть вот этот опус:
http://www.proza.ru/2017/08/24/726

Гунки Хукиев   16.10.2017 17:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.