Мифы о посмертных фотографиях
Истоки
Посмертная фотография или постмортем (от лат. post mortem — после смерти) – фотография человека, сделанная непосредственно после его смерти. В своем основополагающем исследовании "Закрепить тень: Смерть и фотография в Америке" (Secure the Shadow: Death and Photography in America) историк Джей Руби (Jay Ruby) отмечает, что "обычай фотографировать покойников, похороны и скорбящих так же стар, как и сама фотография". Первое фотоизображение было получено в 1820-х годах французом Жозефом Нисефором Ньепсом с помощью дагеротипии (с выдержкой 8 часов). Посмертная фотография родилась в 19-м веке и, хотя популярность ее сошла на нет в 20-м, до сих пор продолжает существовать в современных условиях.
Кроме прочего, в 19-м веке продолжали делать посмертные маски (слепки с лиц покойников, первоначально использовались для создания погребальных масок, затем бюстов и скульптур) и писать посмертные портреты. Да и если говорить о «великих мира сего», то последнее изображение усопшего было чем-то важным для современников, а значит и потомков.
Говоря о посмертных фотографиях нельзя не упомянуть об особом с нашей точки зрения отношении викторианцев ко смерти, о т.н. культе смерти, который, на самом деле, не был порождением одной лишь викторианской эпохи, но развивался постепенно, начиная с иконографии смерти позднего Средневековья. В 19-м веке культ смерти получил новое дыхание благодаря королеве Виктории. После преждевременной кончины любимого мужа королева Англии впала в глубокую депрессию, долгое время не появлялась на публике, а траур продолжала носить ещё 40 лет, до самой смерти. Посмертная фотография Альберта висела над изголовьем королевской постели, причем мертвый находился в естественном для себя положении, т.е. на смертном одре.
Благодаря викторианскому культу смерти посмертные фотографии стали важной частью траура, который превратился в этот период в сложную систему правил. Джеймс Стивенс Кёрл (James Stevens Curl) в своей книге "Викторианское празднование смерти" (The Victorian celebration of death) замечает, что смерть для викторианцев была предметом вежливого разговора, все, что было связано с трауром и скорбью было доведено до показной сентиментальности и посмертные фотографии были на видном месте в домах и показывали приверженность хозяина дома правилам этикета.
Происхождение мифов
Культурологи и искусствоведы стали описывать викторианскую посмертную фотографию по крайней мере с 1980-х годов. До этого постмортем снимки считались слишком болезненной темой даже социологами, писавших об отрицании этого феномена в Америке 20-го века. В «Закрепить тень» Джей Руби замечает:
«Несмотря на увеличение популярности научных работ и сдвиг в общественных взглядах и отношениях, посмертные фотографии были фактически проигнорированы искусствоведами, исследующими смерть в материальной культуре и другими профессионалами, так или иначе пересекающимися с темой смерти и траура».
Широкая публика вовсе оставалась неосведомленной о научных и журнальных публикациях, касающихся этой темы. Частные коллекции викторианских мемориальных и траурных фотографий, возможно, заложили основу для мифологизации. Танатос архив (Thanatos Archive), содержащий каталог с 2000 посмертными портретами, сделал свои изображения доступными в интернете в 2002 году (за абонентскую плату). Бернс архив (Burns Archive) может похвастаться миллионом изображений, но лишь некоторые из них связаны со смертью. Бернс Архив был основан офтальмологом Стэнли Б. Бернсом, автором сборника «Спящая красавица» (Sleeping beauty).
Эти и другие коллекции посмертных фотографий 19-го столетия заложили основу мифа, который развили другие сайты. Большинство сайтов-фальсификаторов представляют подборки из смеси реальных и ошибочных или поддельные постмортем изображений.
Особое место в популяризации фейковых посмертных фотографий занимает сайт eBay. Продавцы на eBay быстро подхватили всеобщую истерию, начавшуюся в англоязычном интернете примерно в 2008 году, и стали подписывать свои обычные фотографии как посмертные. Так и появился миф о ходячих викторианских мертвецах.
Распространенные заблуждения о посмертных фотографиях
Миф: В викторианские времена фотография была дорогостоящим и малодоступным удовольствием для большинства людей. Люди попросту не успевали обзавестись фотопортретом до своей смерти, что и способствовало распространению постмортем снимков.
Разоблачение: На самом деле, фотографии не были особо дорогими в эпоху королевы Виктории и средняя викторианская семья вполне могла себе позволить пару-тройку семейных фотопортретов. Более того, в большинстве крупных городов существовали фотографические салоны, предшественники современных фотостудий, где, собственно, можно было запечатлеть себя или кого другого на фотоснимке по доступной цене. Были также и путешествующие фотографы, которые колесили по провинции и заезжали в небольшие города, чтобы предложить свои услуги в этом районе. Согласитесь, не было бы резона ездить по деревням и маленьким городам, если бы их жители не могли себе даже позволить купить фотографию. И сверх того, куда же девать многочисленные дурацкие фотографии с переодеваниями, постановками и первым фотомонтажом, которыми баловались викторианцы, если бы это было им не по карману?
Де-факто викторианцы очень любили фотографироваться и фотографировать: они с удовольствием позировали, наряжаясь в свои самые лучшие наряды или театральные костюмы, чтобы сделать фотокарточку, нанимали для этого опытных фотографов и устраивали фотосессии. Они были очарованы процессом. Естественно, что спрос на живые портреты было гораздо выше, чем на посмертные. Навскидку, на одну посмертную фотографию приходилось около 200 живых портретов. Отсюда просится закономерный вывод: настоящих постмортем фотографий, дошедших до нас, сравнительно немного и не стоит искать их в каждом попавшемся на глаза старинном снимке.
Миф: Викторианцы придавали настолько натурально живой вид трупам на своих фотографиях, что их невозможно было отличить, используя при этом штативы и другие приспособления.
Разоблачение: Стоит уточнить. Неверно утверждать, что викторианцы не стремились максимально «оживить» мертвых для снимка. Да, это был один из видов посмертной фотографии (но не единственный возможный, как многие полагают), практикуемый многими фотографами и чаще всего по желанию семьи умершего. Вот как звучит объявление бостонских фотографов Southworth & Hawes 1846-го года:
«Делаем мгновенные миниатюры детей и взрослых, а также покойных как в студии, так и на дому. Мы прилагаем большие усилия, чтобы фотографии умерших выглядели симпатично и радовали глаз, и они часто получаются настолько хороши, что создается ощущение будто человек не мертв, а всего лишь погружен в глубокий сон».
Вот что пишет о различных видах постмортем Джей Руби:
«В период с 1840 по 1880 года выделились три стиля посмертных фотографий. Два из них созданы, чтобы отрицать смерть, т.е. эти изображения создают иллюзию того, что покойный жив, а третий вид изображает умершего в естественном для себя положении (на смертном одре или в гробу), часто в окружении семьи».
Начиная со второй половины 19-го века, смерть в фотографии эвфемизируется как «вечный сон». Мертвых детей часто фотографировали с любимыми игрушками, как будто они задремали во время игры, в окружении цветов и других украшений, или на руках у взрослых; мертвые взрослые часто сидели с открытыми на коленях книгами или полулежали, прикрыв глаза, на диванах. Но, вместе с тем, спящий ребенок далеко не всегда значит мертвый. Детей просто легче было фотографировать спящими или имитирующими сон, чтобы они своими движениями не испортили снимок. Да и художественная фотография, которой занимались, например, Льюис Кэрролл и Джулия Маргарет Кэмерон, где нередко дети лежат с закрытыми глазами – не является постмортем и эти фотографы никогда не снимали мертвых.
Однако, желание «оживить» труп имело свои границы, которые никак не могли быть преодалены викторианскими фотографами, а именно: ни один из них не мог заставить мертвеца стоять.
Головодержатели или штативы
Это один из главных мифов о посмертных фотографиях, который полностью разрушен авторитетными в этой области лицами.
Во-первых, головодержатели, иначе копфгальтеры (на английском head-rest, posing stand) были созданы, собственно, для того, чтобы поддерживать голову модели. Объяснялась эта необходимость длительной экспозицией (для ранних техник как дагерротипия выдержка составляла 15–30 минут, для калотипии – минуту), во время которой человек может случайным (или уставшим) движением смазать себе лицо. И не более того.
Во-вторых, чисто физически невозможно закрепить труп в стоячем положении с помощью этого неустойчивого приспособления. Да и мертвый никогда не будет стоять как живой человек, даже окоченевший или забальзамированный труп не будет выглядеть как живой человек (фото прилагается). Даже сегодня, никто не может закрепить трупы в таких позах, как это видно на псевдо-посмертных фотографиях 19-го века.
Джек Морд, известный коллекционер и исследователь старинных фотографий (как посмертных, так и обычных), создатель фотосайта Танатос архив, однозначно опровергает миф о копфгальтерах:
«Ни одна из "стоящих" посмертных фотографий, которые вы видите на eBay, на которых изображены люди в положении стоя, но которых якобы "подпирали" или "поддерживали" с помощью штативов и стендов... не являются посмертными фотографиями. Ни одна... Ножка штатива, которую вы можете видеть позади этих людей является безобидным головодержателем, используемым фотографами того времени, чтобы человек случайно не смазал снимок. Люди на eBay, продающие фальшивые посмертные фотографии, на которых человек стоит – жулики, делающие деньги на вашем невежестве, заставляя платить больше за обыкновенное фото живого человека».
Джей Руби также упоминает об фиксирующих устройствах, что объясняет, почему многие викторианцы на фотографиях имеют странный вид:
«В фотографической студии 1840-60-х годов головы людей слегка зажимали специальными устройствами, которые мешали любому ее движению. Моделям говорили, чтобы они сидели или стояли совершенно неподвижно и даже не моргали, т.к. малейшее движение могло испортить снимок и все это в продолжении длительного времени. В результате, на фотографиях получались безэмоциональные физиономии, деревянные и невыразительные позы».
К опровержению мифа о штативах присоединяется и Стенли Бернс:
«Утверждение, что металлические стойки и аналогичные устройства использовались для “оживления” мертвых, совершенно ошибочно. Использование фотографами 19-го века штативов или подставок (иногда их называют подставками Брэди, в честь американского фотографа Mathew B. Brady), которые поддерживали живых людей во время длительной экспозиции, породило этот миф… В действительности, наличие поддерживающего устройства является доказательство того, что человек на снимке был жив на момент съемки».
Забавно получается, но благодаря головодержателю, засвеченному на снимке, наоборот, можно с уверенностью утверждать, что изображаемый на нем человек жив!
Стенды
Исключение иногда подтверждает правило. Мертвых иногда все же заставляли стоять. Тем не менее, это делалось для судебно-медицинской фотографии, а не мемориального портрета. В «Викторианской книге мертвых» (и одноимённом блоге), Крис Вудьярд (Woodyard) поясняет, что по предварительным фотографиям некоторые трупы оставались неопознанными из-за обезображивания. Судебные фотографы в самом конце викторианской эпохи пытались восстановить частично разложившиеся или расчленённые тела, а затем сфотографировать их в положении стоя или сидя.
Больших успехов на этом поприще добился румынский врач Николас Минович (Minovici). Он был известен своими инновационными методами восстановления трупов для их идентификации. Минович заменял глаза на искусственные, а не красил веки при ретушировани фотографии. Для того, чтобы зафиксировать мимические мышцы, он использовал небольшие булавки, чем придавал трупу различные выражения лица. Желающие могут найти фотографии в архивах этого славного патологоанатома (Archives d'anthropologie criminelle, de criminologie et de psychologie normale et pathologique), чтобы увидеть, насколько эффективно и эффектно это было (имейте в виду, это действительно пугающие фотографии).
О том, использовали ли викторианцы для посмертных фотографий методы Миновича однозначного мнения нет, поэтому здесь царят домыслы о подрезанных веках и натянутых булавками улыбках.
Другие факторы
Многие факторы влияют на качество фотографии. Уровень и цвет освещения, небольшие движения человека из-за дыхания, колебания камеры. В нецифровом мире фотографии размытие иногда было неизбежно. Человек мог неудачно моргнуть и смазать глаза либо вовсе по своему желанию закрыть глаза, а фотограф мог потом дорисовать их на снимке (или нет). Мог получиться затемнённый снимок, создающий эффект отёчности конечностей, а взгляд мог получиться отсутствующим. Все эти факторы также нельзя упускать из виду, как и долгую выдержку фотоаппаратов того времени.
Исторические справки
Тем не менее, известны ровно две ссылки на подлинные посмертные фотографии, на которых трупы заставляли стоять (найденные Вудьярдом). Сами фотографии теряются в истории. В одной из этих выдержек фотограф описывает посещение ирландской семьи, которые для того, чтобы установить тело в вертикальном положении, заморозили труп и для непринужденности нахлобучили на голову шляпу: «Эффект был ужасный, но семья была в восторге». Другой фотограф заключил, «что стоящий труп на фотографии выглядит намного лучше, чем лежачий» и для этого он привязывал детские трупы к обратной стороне спинки стула.
В то время как среди разрушителей мифов множество авторитетах лиц, которые пишут о старинных фотографиях эссе, диссертации и научные работы: культуролог Дэн Мейнвальд (Dan Meinwald), историк Джей Руби, искусствоведы Патриция Мунфорте (Patrizia Munforte) и Р. Дж. Нойе (R. J. Noye), фотограф, писатель и куратор Роберт Хирш (Robert Hirsch) и историк фотографии Одри Линкмэн (Audrey Linkman). Никто из них никогда не упоминает о стоящих трупах и специальных изощренных механизмах (включая подрезание век, подрисовывание на веках глаз (не путать с ретушью и монтажом), вшивание стальных прутьев и проч.).
Среди них можно выделить Патрицию Мунфорте, которая вместе с пользователями Танатос архива обсуждает конкретные викторианские фотографии: пост-мортем или нет. Она подчеркивает, что большое значение в определении подлинности посмертной фотографии является анализ композиции снимка. Патриция поддерживает мнение о Руби о трех стилях викторианской посмертной фотографии. Также именно она разрушила миф о фотографиях Райтмейра (Reitmayer), обнаружив, что снимок якобы полученный после его смерти является лишь результатом монтажа более раннего, сделанного при жизни.
Вместо постскриптума
Пожалуй, самое грустное в этой истории, что на данную интернет-утку повелись такие авторитетные сайты как ScienceBlogs и BBC, разместившие у себя фейковую информацию с ненастоящими посмертными фотографиями откуда мифы потекли по всему интернету и добрались до рунета.
Пару слов о подделках: в интернете также гуляют гипертрофированно ужасные фотографии, которыми пугают как посмертными. На самом деле некоторые шутники просто забавляются, обрабатывая снимки 19-го века и потом выкладывая с надписью «ужасный викторианский постмортем».
Ну конечно же, на глаз определить спит ли ребенок или мертв, человек просто прикрыл глаза и расслабился или действительно умер – невозможно. Именно этим занимаются специалисты и коллекционеры старых фотографий, а также любители и энтузиасты, имеющие доступ к таким частным коллекциям, как Танатос архив. А некоторые даже собирают и обсуждают в интернете фальшивые посмертные фотографии, чтобы помочь людям не остаться обманутыми.
Специально для vk.com/victorian_era
Материалы:
http://dealer042.wixsite.com/post-mortem-photos
http://boingboing.net/2011/03/25/ghost-babies.html
http://www.artgallery.sa.gov.au/noye/Misc/Headrest.htm
Свидетельство о публикации №217040400819