Щелчок

               
Студенческая жизнь закончилась,  пять лет учебы в институте, на самом интересном факультете, быстро пролетели, сданы государственные  экзамены, дипломы получены. С волнением  и  страхом ждем распределения на работу. В комиссии, которая заседает в самой большой аудитории, собрались ректор, декан факультета, кураторы групп, заведующие или представители всех районных отделов образования. Я волнуюсь, но надеюсь, что буду работать под руководством брата, директора средней школы.

 Первым вызывают  Александра, нашего старосту и  отличника.
 Через три минуты объявляют, что он с женой Леночкой,  нашей однокурсницей, едет в школу моего брата Георгия.  Это было для меня, как щелчок по носу. Саша, человек, который все пять лет учебы опекал нас и помогал каждому в учебе, и в решении любых проблем, подходит  выяснить, не перешел ли мне дорогу? Успокаиваю его, рассказываю только что придуманное оправдание, что в ту, большую, среднюю школу нужны два учителя.

 Но вот вызывают и меня. В комиссии заведующий нашего  РайОНО  Рауш, взглянув на мои документы, говорит, что и меня к себе забирает. Ректор усмехается:
- Да, Виктор Кондратьевич, Вы со всех факультетов своих забираете. Где столько работы найдёте?
Рауш улыбается в ответ:
- Была бы шея! Хомутов хватит!

Обиды на брата нет, только недоумение.  Ведь Саша и Леночка,  два  учителя, одной специальности в его школе, будут зарабатывать копейки.  Объяснение получила от своих родителей.  Георгий  недавно  принял на работу сестер своей жены. Одна стала работать библиотекарем, другая уборщицей. Чтобы его не заподозрили в семейственности, решил не принимать меня на работу.

Я получила направление на работу в родное село. Но по специальности работать не получилось. Директор восьмилетней школы тоже учитель географии.  И мне предложили в первую смену вести историю, биологию, рисование и пение.  А во вторую – начальный класс! На выбор! Но лучше третий.  А потому, как школа малокомплектная, то еще и класс предшкольной подготовки. Правда, о второй смене я узнала первого сентября, когда выяснилось, что молоденькая учительница начальных классов, собрав чемодан, утром сбежала в город.

 Самым ужасным было то, что я не знала методику работы с малышами. Директор успокоила:
- Не бойся! Ты же приготовила классный час для седьмого класса? Ну, вот и на второй смене его  же  проведешь!

Первый классный час в сентябре торжественно назывался  «Урок мира». В седьмом классе урок прошел без сучка и задоринки. Прихожу, с этим же конспектом в третий класс. Нарядные дети, как с плаката о правильной осанке. Веду урок и удивляюсь железной дисциплине – ребята сидят, не шелохнувшись целых сорок две минуты! В конце урока на мой вопрос, все ли поняли, Юля, худенькая девочка с пушистыми волосами и глазами в пол-лица, поднимает руку:
- Галина Васильевна, а когда война начнется?
Оставшиеся три минуты урока я пыталась успокоить малышей.
 
После этого классного часа я старалась учитывать возраст детей. Тема следующего была о вреде курения. Ребят пятого класса директор увидела курящими в кустах смородины на школьном дворе. Для профилактики решили побеседовать в каждом классе. Иду в третий класс и после иллюстрированного  рассказа о вреде курения, Юлдуз, девочка с угольно – черными глазами, объявляет:
-  Мы с Машей курили!  А я этим летом бросила курить!
Иришка, одноклассница Юлдуз, снисходительно махнув рукой, успокаивает меня:
- Да не ругайте их, Галина Васильевна!  Детьми были!

А тогда, первого сентября, меня ждало еще одно очень важное дело. Родители привели малышей, чтобы записать их  в «нулевой» класс. Часа два беседовала с детьми. Спрашивала, как их зовут, как зовут маму и папу, какое время года сейчас, сколько лапок у кошки.
 Самая интересная беседа у меня состоялась  с Иваном. Маленький рассудительный, серьёзный мужичок. Все называли его полным именем. Спрашиваю :
- Какая сейчас погода?
Иван встал из-за стола, подошел к окну, посмотрел, вернулся на место:
- Пасмурно. С утра хорошо клевало!
Продолжаем беседу:
- Кто изображен на этой картинке?
Взглянув на картинку, Иван рассуждает:
- Это мама и дочка. Они держатся за руки и у них одинаковые, конопатые платья.

Что такое работа в две смены, я поняла уже в конце октября. Сильно похолодало, и в перерыве между сменами надо было бежать домой, чтобы затопить печь. Муж приходил  с работы немного позже меня. А еще он поступил в техникум и трижды в год уезжал почти на месяц на сессии.

 Похолодало не только на улице, но и в школе. Зимой было так зябко, что дети сидели на уроках в пальто. Мой кабинет с тремя большими окнами, был угловым, самым дальним от кочегарки.  Поначалу я храбрилась, но все-таки, пришлось и мне вести уроки в пальто. Болела часто, но больничный не брала по одной причине – сначала надо попасть на прием к врачу. Для этого надо проехать тридцать километров в холодном автобусе. Чтобы продлить больничный, через день, нужно было снова ехать в райцентр.
 
Так я отработала четыре года. Все закончилось, когда из-за моих, ставших уже хроническими болезней, погиб мой первенец, новорожденный сын.  К тому времени, мои родители, переехали в город. На семейном совете решили, что в деревню я не вернусь.

 В  ГорОНО  рекомендовали несколько школ, где были вакансии. Но, первая была очень далеко, добираться надо было на двух автобусах. Во второй школе уже нашли учителя, в третьей, в этот день не было директора. Решила съездить еще в одну. Повезло! Вакансия не занята, ехать  до работы  без пересадок и директор в этот день была на месте.

 Когда я вошла в кабинет, то, кажется, даже не поздоровалась! В кресле директора сидела… Лидия Федосеева-Шукшина!  Одна из моих любимых актрис.  Увидев мое удивление таким сходством,  она улыбнулась и, показав рукой на стул, представилась:
- Людмила  Алексеевна  Градова, а Вы?
Я подала документы, Людмила Алексеевна посмотрела их и предложила:
- Давайте, я Вас переводом в нашу школу возьму! Не будет перерыва в работе. Жаль, нет опыта работы в большой школе. Будет трудно. Год продержишься,  потом не захочешь уходить!
Градова оказалась права. Я отработала год, а потом еще двадцать восемь.


Рецензии
Тамара, очень хороший рассказ о судьбе учителя. Сколько всего позади и веселого и интересного и грустного. В наше время эта профессия была одной из самых уважаемых. Жаль, что сейчас не так и труд учителя не ценят. Иногда смотришь какую-нибудь передачу, как ведут себя ученики с учителями, просто ужас охватывает. Неужели теперь, действительно, так?
С теплом, Жамиля

Жамиля Унянина   06.04.2017 11:30     Заявить о нарушении
Мне повезло, у меня были замечательные дети. В последнем моем выпуске три девочки получили красные аттестаты. Иногда, кому-то не давались науки, но людьми они получились добрыми. Я их очень люблю. Могу о них бесконечно рассказывать!

Тамара Деменкова   07.04.2017 20:19   Заявить о нарушении