Возвращение к метафизике. Эскиз 1

Необходимое отступление/1

В известном городе есть приморский бульвар.
По крайней мере, был. Его реальность, = реальность бульвара, доказывает, хотя бы позволяет иногда утверждать, = выходить с утверждением, такие бульвары возможны. Если возможны приморские бульвары, почему не возможны приморские этюды. Вполне, я пропустил? конечно, сначала должны быть приморские районы, и лишь потом все прочее. Но, как известно, чтобы делать приморский этюд, совсем не обязательно пребывать в приморском районе. Когда возможны приморские этюды, в таких местах обычно следует ссылка на классика, пропущу, просто соглашусь, тогда возможны и приморские эскизы.
Убедиться?
Надо идти, путь недолгий,
хотя можно и заблудиться, от бульвара – до эскиза.
Когда-то от сохи. При желании можно растянуть, на то и путь, чтобы его тянуть. Эта дорожка? уже вытоптана, в отдельных местах до грубости камня, к счастью, не до глупости. Каменная грубость, почему-то говорят, летопись, за ней человеческая? Иногда улыбка, чаще юность, еще чаще буйность, реже старость. Видимо, желаний было немало, придется двигаться в обратном порядке. Возможны, эскизы, далее этюды, наконец, бульвары. Кому-то пришло в голову сделать эскиз, высокая была голова, к тому же дергалась, правда, время от времени. Как ни странно, однажды эскиз этот превратился в бульвар, при  желании? но вот желания как раз и не хватает. Пора заключать. Кажется, гораздо проще оторвать эскизы от этюдов, этюды, в свою очередь, от бульваров, придется остаться, с чем? Ведь с чем-то должны мы оставаться, каждый из нас. А иначе, как нам остаться, каждому из нас. Можно выбирать, иногда собирать, чаще перебирать, с диким пляжем, с линией горизонта, с глазком бури. Не пора ли хвататься, и здесь выбор, за весла, за кисти, за спички. Более  современный вариант, за кнопки. Пройти выбор, значит, ограничить себя, не позволить ли себе некоторую вольность? Откладываю карандашики, конечно, цветные, взамен обычные ручки, к ним платное приложение, = листы, собранные в тетрадку, дело за эскизом.

1. Эскиз первый, он же набросок первый

Попадается иногда такая фраза, кавычки опущу, его слова обошли весь мир, точка.
Встречается и другая редакция, более популярная, но это так, к слову. Итак, слова обошли весь мир, точка. А должна быть запятая, ибо далее следует еще одно слово, стороной. Реакция мира, ведь должен мир как-то отреагировать. Скажем, не заметил, тоже реакция. Так было и здесь. Потом жалел, я о мире, вернее, сожалел. Передо мной? мир, в самом деле, не вставать же подобно известному поэту, я перед миром, впрочем, он выражался чуть иначе. Откуда эта привычка ставить себя перед кем-нибудь, похожим на ангела, это в скромном случае. Чаще ставят себя перед другим персонажем, у которого ангел выступает в роли вестника. Не ставить себя, напротив, поставить перед собой? Очень скромную задачу, так, любительское упражнение, изменить мир.

Сначала это мир, способный реагировать, чувствовать, затем, это мир как чувство.
Не мир, способный чувствовать.
А мир, явленный как чувство, = есть чувство, возможен ли такой мир. Есть такая простая операция, переворачивание, она же инверсия. Перевернем, чувство есть мир, убежать из него? чего проще, исчерпать. Мир, способный чувствовать, знаком, хотя бы потому, что переходит от чувства к чувству. Понятно, мы отвечаем встречным переходом. Такое, может, не нравится, но это движение. А мир = чувство? если такой мир возможен, как ему перейти от одного чувства к другому чувству. Но может быть все проще, есть мир, как способность одного чувства вместить все другие чувства. Не может же он быть одним чувством, скажем, уверенностью, всегда, везде. Но может быть чувством, которое дает жизнь всем прочим чувствам. Дает жизнь, или дает жить. На что претендует мир, на то, что он может изменяться, = появление новых чувств, где хранятся эти его новые чувства. Напрашивается возражение, а почему мир не может претендовать на постоянство, хотя бы чувственное. Может быть, он стремится к тому, чтобы быть одним чувством. Всего одним, единственным чувством. Каким простым был бы такой мир. Кто-то сразу возразит, бедным. Это не помешает такому миру быть прекрасным. Возможна ли такая красота, бедная красота, или красота бедного. Тот случай, когда можно уклониться, чем и воспользуюсь, мне неизвестно.
Когда все начинается, именно так, все?
Естественно, здесь некоторое преувеличение, человек без преувеличений невозможен.
Почему так, когда-нибудь дойдем и до этого, а пока? Вместо слов, в первом предложении, могут быть книги, картины, фильмы. Далее, по возрастающей, шляпы, плащи, штаны, ремешки, даже носки. Но чаще каски, корсеты, значки, заначки. Если чувства увлекают, начинается движение. Каким бы оно ни было, это движение, оно идет или по возрастающей, или по нисходящей. Взлетающее. Или падающее. Взлететь. Упасть. Любое движение ведет нас, или вверх, или вниз. Если коротко, или вверх, или вниз. В таких случаях говорят, иного не дано. Тогда надо признать, есть верх,  и есть низ. Неважно, знают люди об этом, или не знают. Думают они об этом, или не думают. Опять по возрастающей, столь же неважно, есть люди, или их нет. Есть верх, и есть низ, до людей, помимо них, рядом с ними, конечно, после них. Значит, есть некоторая реальность, о которой можно говорить, пользуясь словами, верх или низ. Эта реальность позволяет нам строить отношения, чем мы и пользуемся. Быть выше, или быть ниже. Выше, еще выше. Или ниже, еще ниже. Некоторые существенные моменты я пока опущу, зачем?

Чтобы переключить внимание, если угодно, отвлечь.
Движение независимо от людей, обычно говорят, дано, знать бы еще, кем! Точно так же, дан верх и дан низ. Движение ведет, или влечет, наконец, тащит. Сколько предварительных условий требуется, не пора ли ограничиваться. Наверх или вниз, это значит, мы можем видеть этот верх, или этот низ. В более общем плане, знать. И вот здесь можно остановиться, сделать остановку. Такая остановка позволит изменить точку зрения. Вернее, позволит увидеть другую точку зрения. Идти вверх. Или идти вниз. А здесь, быть выше. Или быть ниже. Никуда не идти, не двигаться, просто быть выше, или быть ниже. Кто-то всегда будет выше. Кто-то всегда будет ниже. Глядеть сверху вниз, недолго, долго, всегда. Или снизу вверх, и тоже недолго, долго, всегда. Это уже не условия, возможности. Предварительные условия дают возможности. Одна из возможностей, некое движение, стать выше. Или стать ниже. Двигаться вверх, чтобы стать выше, понятно. Но зачем становиться ниже? Чуть изменим формулировку, становиться меньше, уменьшаться. Кто-то всегда будет увеличиваться. А кто-то всегда будет уменьшаться.
Выше – ниже, больше – меньше.
Напрашивается?
Старше – младше, но не буду спешить. Увеличиваться, чтобы замечали, видели, вовремя обходили. Уменьшаться, чтобы не замечали, не видели, могут наступить! Быть видимым. Напротив, быть невидимым. Видимое и невидимое, и это дано до людей, помимо людей, иногда рядом с людьми. Хочется добавить, назло, но, кажется, я несколько увлекся чувствами. Как это квалифицировать, предложено еще в древности, как чувство чувств. Одно большое чувство. Мир станет понятнее, ибо станет проще. Сколько раз обещали избавление миру через эту чудесную простоту. Люди будут жить, следуя самым простым правилам, почему же не следовали раньше. Они, эти правила, известны тысячи лет, почему же вспоминают так редко, если вообще вспоминают. Не будет этого презренного, быть выше. И потому не будет столь же презираемого, быть ниже.
Как это было обещано в 17-м,
никто не будет выше. Но никто не будет и ниже, на то и революция. Очень скоро выяснилось, для этого требуется немногое, всего-то, быть, стать меньше, зачем? тем самым дать кому-то возможность быть, стать больше. Ведь вам же говорили, это очень простые правила, известные тысячи  лет. Забыли, напомню. Чтобы кто-то стал больше, кто-то должен стать меньше. А потому, где директор, вот тачка, сбежал! Это что же получается, зря тачку катили, вот главный бухгалтер, вот главный химик, в тачки их, повезли, благо тут недалеко, свалка ждет. Вопрос на засыпку, за кем потом посылал новый директор? Несложно, конечно, за химиком, до денег очередь дойдет еще не скоро.

Но может быть, дать всем, ведь мы хотим именно этого,
дать всем, что можно дать сразу всем? Свободу, равенство, братство, это сделали еще якобинцы, вслед за ними повторили большевики, результат известен. И все-таки, что можно дать сразу всем, еще лучше выдать? скажем, мерзлую картошку, бери хоть мешок, неси домой. А как мне его дотащить, она еще капризничать будет, это тебе не стишками пробавляться, а делать, = творить новый быт. Была такая бытовая история, с известной поэтессой. Кажется, я отвлекся, оказывается, дать что-то, да еще сразу всем, просто невозможно. Дали картошку, нет авто, нашли авто, не хватило бензина, дали носильщика, кончился рабочий день, и так по восходящей. Что там, на вершине, да плевать на эту мерзлую картошку, убиваться еще ради этой гнили. Нет ничего такого, что могло бы быть у всех, кроме некоторых условий. Эти условия? их можно отнести к исходным.
Идеалы + потребности + способности, конечно.
Мы с ними рождаемся, потом перерождаемся, мало, иногда возвращаемся, но чаще просто храним. Это как раз те условия, которые давать не нужно, ибо они даются. На первом плане у нас, конечно, идеалы. А где идеалы, там возможности. Одна такая возможность, это возможность роста, каждый должен иметь, = получить возможность роста, чуть иначе, развития. Воспользуется этот каждый такой возможностью, или не воспользуется, знать бы еще от кого такое зависит. От правил, стать объектом приложения правил, или быть субъектом этих правил, кто выбирает, мы правила, или правила нас. Это было бы забавно, если не было так грустно. Забытый было политик, чтобы идти вперед, надо тормозить. Забытый было философ, мы играли, потому что были игрушками. Забытый было писатель, чтобы кому-то выиграть, кому-то надо проиграть. Придется, вопрос кому.
Чтобы что-то дать всем?
Что-то уже должно быть дано всем, неважно, есть эти все или их нет.
Будут они эти все или их никогда не будет. Что-то должно быть, до всех, рядом со всеми, помимо всех, после всех. Нечто такое будет всегда, это то, что не определяют, о чем просто говорят, дано. Можно следовать классикам, простые потребности, сначала есть, пить, одеться, укрыться. Но я предпочитаю иной вариант, собственно говоря, я просто повторю сказанное мной раньше, это:
Движение + Верх + Низ.

Это значит, решающее значение имеет?
То, что можно передать, = выразить более или менее точно словом "вертикаль". Жизнь есть движение по вертикали, понятно, упрощение. Но если бы вертикали не было, жизнь стала бы невозможной. До жизни имело место движение, да простят меня физики, по вертикали и по горизонтали. Жизнь выбрала движение по вертикали, движение сделало жизнь, стало жизнью? Старые метафизики иногда подчеркивали, по кругу, идея возвращения. Только жизнь способна возвращаться к началу, начать сначала, не в этом ли сила жизни. Смысл? об этом еще рано. Теперь переходя от жизни вообще к людям, как нам избавиться от вертикали, ведь мы, люди, упорно стремимся к равенству? Который век, и все без толку, может быть, дело в средствах. Пока в распоряжении людей одно испытанное средство, увеличивать число вертикалей. Была попытка, собрать всех на вершине. Вернее сказать, это была попытка дать всем одну вертикаль, одну на всех, всем доступную, чем она завершилась теперь тоже известно всем. Мы спохватились, или делаем вид, бросились наращивать число, = общее количество, вертикалей. Не значит ли это, что однажды в распоряжение каждого человека поступит, = окажется отдельная вертикаль. Если угодно, личная вертикаль, задирай голову, да не задирайся. К ней, к этой вертикали, она ведь никому не нужна, сама по себе? Вертикаль, плюс перспектива, плюс неограниченные возможности.
Если такое, не дай Бог, однажды случится?
Наверное, это будет выигрыш, который можно назвать историческим, но кто в таком случае, должен проиграть.


Необходимое приложение/1

Теперь? Требуется некоторый комментарий, самое время.
Как всякий комментарий, должен быть сжатым. Это значит, нужна форма. Что касается формы, есть такая, чем хороша? известна каждому читателю, и даже не читателю. Менять ритм по ходу движения, проще говоря, перескакивать, можно ведь и споткнуться, рискну.
Что еще, конечно, преемственность,
Проще передача,
что-то нужно передавать, для этого придавать, я выбираю, естественно вес. Наш вес? ведь мы все, я о своем поколении, ну или почти все, из шестидесятых. На самом деле, из пятидесятых. А потому, такие знакомые, первые три строчки? Перифраз, представлять нет необходимости. Смысл, мы выходим, чтобы разойтись. Иногда приходится глядеть друг на друга со спины, должно быть, по очереди? глядеть и молчать. Остается? Читателю читать. Не читателю, пренебрегать. Автору двигаться, ибо есть где, между вниманием и пренебрежением, видимо, возможно, и такое движение. Но тогда, комментарий, как таковой уже не нужен. Что ж, позволю себе три знакомых строчки превратить в некоторое подобие диалога.
Быть? это молчать... 

А с ним-то,
Вот что происходит
К нему не самый лучший друг
Подходит
Вокруг,
На пнях, на ветках, на цветах
Не самый теплый день
Не самый тихий час
Весна, 
Как чья-то тень, 
Старается удрать из глаз
Мол, лето здесь, идет,
Недолго ждать
А лето?
Ставит на песке следы,
Подносит к веткам сны
И стонет под дождем,
Так я о чем?
Тот самый друг,
Встречай
Заходит в рамках мирной суеты
И после века краткой тишины
Вдруг говорит,
Как, это ты?..
Как будто не вопрос,               
Не хочет видно, удивить
Напротив, жаждет убедить
Ну, что сказать,
Не разводи
Ручонки по бокам,
Глазенками по сторонам
Не зарься, не швыряй,
Внимай!..
Как тихо говорит
И косит взглядом на лицо
Как будто хочет
Положить
Дружку на лоб
Какое-то соленое словцо
Засол, куда б его заслать
Посол, куда б его послать
Просол, куда б его прогнать
Давай же, разложи
И снова
Тот же сбор
Из тех же самых слов,
Из тех же травм
И снов
Ведь это ты?
Вчера,
На Моховой,
Ведь там был ты!


Рецензии