Недоросль или Национальный вопрос

Недоросль или Национальный вопрос

Весь урок эти двое, сидя на задней парте, нарочно громко смеялись, разговаривали почти в голос и, естественно, ничего не слышали.
А на уроке был Фонвизин. И читали первые сцены " Недоросля". И смеялись над Простаковой и Митрофанушкой.
Татьяне Петровне так надоели эти двое, что она вызвала их, задала дежурные вопросы по ходу урока, ответа, ясное дело, не получила и поставила им обоим двойку.
Девочка, получившая свою "пару", тихонько выматерилась в сторону учителя и, не теряя радостного настроения, выпорхнула из класса. Уроки кончились! Сейчас гурьба пойдёт за гаражи курить.
Но Татьяна Петровна точно знала: второй, получивший двойку, обязательно подойдёт к ней и будет выяснять очевидные вещи: за что ему ее поставили. И от осознания того, что он подойдёт - наглый, уверенный в себе - учителю стало противно.
А он подошёл:
- Татьяна Петровна, за что мне двойка?
Татьяна Петровна очень хотела бы, чтобы дети, которых она учит, были достойны уважения. Она не любила презирать учеников. Но этого - этого презирала!
- Знаешь, Костя, мне противно с тобой разговаривать. Если тебе неясно, то позови маму, я поговорю с ней.
... Мама явилась фактически тут же: Костя жил в двух шагах от гимназии.
Грузная дебелая женщина нагло вошла в кабинет, по-хозяйски уселась за парту, рядом усадила обиженного сЫночку.
- Здрасьте. Так за что двойка?
Татьяна Петровна обстоятельно и спокойно объяснила, за что. Да мама и сама понимала, что двойка заслуженна. Но! Тут было к чему придраться!
- Как вы посмели сказать моему сыну, что вам противно ему что-то объяснять?!
- Да, мне противно объяснять очевидные вещи. На уроке надо слушать.
Тут встрял сЫночка:
- Я все слушал!
Учитель выразила крайнее недоумение.
- А что ж тогда на вопрос не ответил?
Молчание и сопение. Мама ерзает на стуле.
- Скажи-ка, Костя, какое произведение мы сегодня начали изучать? И автора назови.
Костя поднял глаза к потолку. Видимо, они с мамой на бегу посмотрели, что проходили-то сегодня! Но он забыл!!!! Он не знал этих слов и эту фамилию!
- Фе.... На....
Мама, измучившись, стала подсказывать:
- Фонвизин!
Шёпотом подсказала, чтобы, значит, Татьяна Петровна не услышала. Но она услышала.
- Ирина Владимировна, - обратилась она к маме, - ну все же ясно. Зачем вы пришли? Что Вы хотите выяснить ещё?
И тут мама подбоченилась и выстрелила:
- Вы, Татьяна Петровна, не любите моего сына.
- А разве я обязана? Любить сына - это ваша забота.
- Вы должны уважать сына!
Татьяна Петровна устало сказала:
- Да ничего я не должна. Уважение не покупается. Его заслужить надо.
- Ага! Вот! Вы не любите моего сына, потому что у вас голубые глаза, а у него карие!
И мамочка с торжеством посмотрела на опешившую учительницу. Заявление было настолько диким, что та растерялась.
А мама продолжала бушевать:
- Мой муж давно уже хочет идти и жаловаться на вас! Вы разделяете детей по национальному признаку!
Татьяна Петровна удивленно посмотрела на мамочку:
- А у вас есть национальный признак?
Дело в том, что ни внешность ученика, ни фамилия не выдавали в нем "национальный" признак.
Мамочка недоуменно молчала. Слишком удивилась ненавистная учительница. Да и потом... В классе учатся два армянина, чеченец, азербайджанский еврей - и со всеми ними у этой Татьяны Петровны отличные отношения.
Учительница продолжала:
- Вы знаете, Ирина Владимировна, пусть ваш муж идёт к директору. Я Вам сразу скажу: скорее всего, при ваших связях, меня уволят. И я буду этому очень рада. Вот только не знаю, что вам скажут остальные родители.
Да, остальные родители почему-то любят эту тощую литераторшу, дифирамбы ей поют! " Ах, вы так преподаете! Ах, спасибо! Ах, наши дети с удовольствием читают!" Тьфу! Да уж, если натравить на неё директора, не простят ни ей, ни сЫночке.
Ирина Владимировна почувствовала, что проигрывает.
- Ну вы извините, Татьяна Петровна. Я понимаю, у вас нервная работа, вы устали. Ну сорвались на ребёнке, с кем не бывает.
Татьяна Петровна очень спокойно смотрела на маму своими голубыми глазами.
- Я не срывалась. Я сказала вашему сыну то, что и хотела сказать. Я жду, когда ваш муж пожалуется на меня директору, и я освобожусь от проблемы увольнения.
- Ну что Вы, простите меня. Конечно же, мы не будем жаловаться на Вас. Вы очень хороший учитель. Мы пойдём. Извините.
И они оба ушли.
На душе Татьяны Петровны было гадко. Сколько вот таких "мелочей" отравляют жизнь учителя.
" Жаль, что папа не пойдёт! Жаль, что не уволят. Сама не уйду. Хотя...."

Наталия Жукова (с)


Рецензии