О Книгах, Литературе - Одной строкой-Полный текст

О КНИГАХ, ЛИТЕРАТУРЕ - ОДНОЙ СТРОКОЙ - ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

"Vita brevis, ars longa (др. греч.)" – «Жизнь коротка, Искусство вечно».

"Источник нашей мудрости - наш опыт. Источник нашего опыта - наша глупость".

Однажды кто-то очень верно заметил, что "Автор, черпающий сведения из одной только книги, — несомненный плагиатор. Если он заимствует из  двух, то он уже исследователь. А с ростом этого числа — глубокий исследователь".

"В философии никогда ничего не устаревает. Потому что настоящая философия – это, скорее жанр литературы. Поэтому до сих пор читают того же Платона, Аристотеля…".

"Бывают книголюбы, а бывают КНИГОЧЕИ. Первые книг не читают, а только собирают и издают".

"Чтение лучшее средство от стандартизации и упрощения, свойственных нашему высокоорганизованному веку.  Чтение расширяет наши представления  о жизни, нравах и нуждах других людей".

Гермолай Варвар (Эрмолао Барбаро): «Признаю только двух господ: Христа и Литературу».

"Кто экономит время на чтении, тот экономит на своей жизни".

*****

АКСАКОВ:

«Сокровенные чувства как то становятся пошлыми, когда облекаются в слова».

АРИСТИПП:

"Учёный – это не тот, кто много читает, а тот, кто читает с пользой".

АРИСТОТЕЛЬ:

«Творец всегда выше своего творения».

АХМАТОВА:

«Хорошо, если книги теряют свою первоначальную красоту.  Можно и нужно делать на книгах пометки».

«Книга во втором ряду - мёртвая книга».

«Поэт не смеет  читать стихи такого масштаба и значения, как поэзия Байрона, в переводах. Поэт обязан научиться читать мировую поэзию в подлиннике».

«Поэт это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять».

«У Ахматовой книги - шедевры умещались на одной полке: Гомер, Данте, Сервантес, Шекспир».


БАЛЬЗАК - ДЮМА-сыну: «За одну ночь любви мы утрачиваем полтома. Нет на свете женщины, которой стоило бы отдавать ежегодно хотя бы два тома».

Теодор де БАНВИЛЬ:

«...Поэзия есть то, что сотворено, и, следовательно, не нуждается в переделке».

БАТЮШКОВ Жуковскому:

«Я слишком много переправляю. Это мой порок или добродетель? Говорят, что дарование изобретает, ум поправляет: если это правда, то у меня более ума, нежели дарования, следственно, и писать не надобно».

БЕЛИНСКИЙ В. Г.:

«….кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает».

БЛОК:

«У поэта должна быть судьба, а не карьера».

БРОДСКИЙ:

«Мы читаем не ради самого чтения, а чтобы познавать».

БРЮСОВ:

«Чтобы стать поэтом, надо отказаться от жизни».

П. БУАСТ:

«Ищите людей, разговор с которыми  стоил бы хорошей книги, и книги, чтение которых стоило  бы разговора с философами».

Д.БЫКОВ:

"Для писателя, как это ни ужасно звучит, его рукопись — это, может быть, самое дорогое, что есть в горящем доме!"

«Люди творческих профессий вообще редко любят друг друга, а у писателей это встречается разве что по пьяни либо по тендерным причинам, если один писатель мужчина, а другой — красивая женщина».

БЭКОН Р.:

"Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным".

ВАШИНГТОН:

«Всё знание стоит на фундаменте из книг».

ВИНОКУРОВ:

«Когда мы говорим о поэзии, мы превращаем алмаз в уголь. И фактически говорим об угле. А алмаз остаётся вне пределов наших прозаических обсуждений».

Леонардо да ВИНЧИ,
сравнивая поэзию с живописью, скажет:

«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат!» 
«Живопись затмевает поэзию во всем! так как служит более благородному чувству – зрению, показывает предмет в целом, а не по частям…». Но так как композиция в живописи осмысливается через теорию красноречия, Леонардо все же соглашается, что оба искусства – поэзия и живопись, хоть и различны (как бы самостоятельны), всё же равноправны. Позже, Леонардо да Винчи (по свидетельствам современников искусный музыкант «человек всеми совершенствами одаренный») в поисках научного осмысления изобразительного искусства, соотносит и музыку с живописью: «Живопись сестра музыки! так как обе они изучают математические интервалы».

ВОЛЬТЕР:

«Всё жанры хороши, кроме скучного».

ВЯЗЕМСКИЙ:

«Мыслящие люди не пишут, а пишущие люди не мыслят».

ГЁТЕ:

«Сперва мы пишем ПРОСТО и ПЛОХО, потом СЛОЖНО и ПЛОХО, затем СЛОЖНО и ХОРОШО и только под конец ПРОСТО и ХОРОШО».

«Тайна скучного заключается в том, чтобы сказать все».

ГЛАДИЛИН:

«В настоящее время презентация книги важнее, чем сама книга».

ГОББС:

"Наука – это пища духа, имеющая такое же значение, как и предметы питания для тела. Разница заключается, однако, в том, что тело может насытиться пищей, между тем как дух никогда не может удовлетвориться знанием".

"По объёму способностей люди делятся на тех, кто склонен к фантазии (благоприятствует поэтическому творчеству) или же к рассудку (способствует занятиям философией и наукой)".

ГОВОРУХИН:

«Один умный человек сказал, что образованным может считаться не тот, кто много читает, а тот, кто много перечитывает».

ГОНЧАРОВ:

"Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства»".

ДАНТЕ:

«Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание!»

ДЕКАРТ:

"Чтение хороших книг – есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков, их авторами, и, причём учёная беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей".

"Знания (мудрость) можно приобрести следующими способами:               
– первая ступень содержит только те понятия, которые настолько ясны, что могут быть приобретены без размышления;
– вторая ступень охватывает всё то, что даёт нам чувственный опыт;
– третья ступень – это то, чему учит общение с другими людьми;
– четвёртая ступень – чтение книг, написанных людьми, способными наделить нас хорошими наставлениями: это как бы вид общения с творцами".

"Мы никогда не станем философами, прочтя все сочинения Платона и Аристотеля, не будучи в состоянии вынести твёрдого суждения о данных вещах, ибо в этом случае мы увеличим только свои исторические сведения, но не знания".

«Лучшая, самая чистая дружба – это чтение другого автора.

ДЕМОКРИТ:

"Надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию".

ДИДРО:

"Люди перестают мыслить, когда перестают читать".

ДОСТОЕВСКИЙ:

"Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное".

«Настоящий писатель – не корова, которая пережёвывает травяную жвачку повседневности, а тигр, пожирающий корову и то, что она проглотила!»

КАРАБЧИЕВСКИЙ:

«Если ты к своим 40 годам не прочёл какой-нибудь известной книги, но составил о ней представление, - не читай и дальше. Всё равно это представление подтвердится».

КЛЮЧЕВСКИЙ В. О.:

«Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает».

КОЛЬРИДЖ:

«... Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».

КУРЬЕ:

«Книги - моя радость и почти единственное моё общество. Мне становится скучно лишь тогда, когда меня разлучают с ними, и я с неизменной радостью возвращаюсь к ним».

ЛЕВИС Ж.:

«Об уме человека вернее судить по его вопросам, нежели по его ответам».

МАНДЕЛЬШТАМ: 

«Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые — это мразь, вторые — ворованный воздух. Писателям, которые пишут заведомо разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо, хочу бить их палкой по голове..».

«Секрет настоящего поэта в том, что ни единого словечка он не произносит от себя; им движет всё что угодно, только не выдумка, только не изобретательство». 

МАРКС:

"Воспитатель сам должен быть воспитан".

МОНТЕГЬЮ М.:

«Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного».

МОНТЕНЬ:

"Если при чтении я натыкаюсь на какие-нибудь трудности, я не бьюсь над разрешением их, а, попытавшись разок-другой с ними справиться, прохожу мимо. Если какая-нибудь книга меня раздражает, я выбираю другую".

"Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Когда нам недостаёт способности мыслить, мы используем жизненный опыт. Пытливости нашей нет конца: конец на том свете. Удовлетворённость ума – признак его ограниченности или усталости. Пища его – изумление перед миром, погоня за неизвестным".               
"Учитель должен спрашивать с ученика смысл, самую суть урока. Знать наизусть ещё вовсе не значит знать.  Это – только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь по-настоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Учёность чисто книжного происхождения – жалкая ученость! Она украшение, но не фундамент".               

"Надо стараться выяснить – не кто знает больше (вширь), а кто знает  лучше (вглубь). Наша учёность состоит только в том, что мы знаем в это мгновение; наши прошлые знания, а тем более будущие, тут не причём. Мы берём на  хранение чужие мысли и знания, и наша задача состоит в том, чтобы сделать их собственными".               
"Если можно быть учёным чужою учёностью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью".

"К двадцати годам душа человека созревает и раскрывает все свои возможности. Если до этого возраста душа человеческая не выказала своих сил, то она никогда этого не сделает. Гораздо больше прекрасных деяний человечества совершалось до тридцатилетнего возраста, чем позднее".               
"Нищете материальной нетрудно помочь, нищете духовной – невозможно".

"В начале всяческой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание".

МОРОЗОВ Н. А.:

«Книга  - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней -  память человеческого рода, она – рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей….».

МОРУА:

«Наука  дает  человеку всевозрастающую  власть над внешним миром, литература помогает  ему приводить в порядок мир внутренний».

МОЭМ С:

"Классической книга становится не потому, что ее хвалят критики, разбирают профессора и проходят в школе, а потому, что большие массы читателей из поколения в поколение получают, читая ее, удовольствие и духовную пользу".

ОДОЕВСКИЙ А.:

«Люблю писать, но не отдавать в печать».

ОДОЕВСКИЙ В.Ф.:

«Перо пишет плохо, если в чернильницу не прибавить хотя бы несколько капель собственной крови».

ОЛЕША:

«Выдумка – это возлюбленная (сестра) разума».

ОСОРГИН М.:

«Книга живёт независимо от её содержания; она – самостоятельная ценность. Если бы в основе любви к книге  лежал только интерес к чтению, - что приходилось бы делать с книгой, дважды и трижды прочитанной?

Раздирать её на цигарки и вешать на гвоздик в уборной? Настоящая любовь – чувство постоянное, которое не пухнет от трёх поцелуев; в нём – привязанность, желание постоянного общения.

А страсть – жажда непременного и исключительного обладания, потребность иметь только для себя. Чувство, конечно, эгоистическое, но ценное высокой напряжённостью. Тёпленьких и благоразумных чувств много (и к людям, и к предметам), но тут уж вопрос вкуса: в любой области любого страстного и искреннего сумасброда я предпочту аккуратному чиновнику и двуногой таблице умножения».

ПАСТЕРНАК:

«Сила, творящая произведение, выше создателя-художника».

ПИСАРЕВ:

«Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем».

РОЗАНОВ:
 
"Книга должна быть дорога. Книга не кабак, не водка и гуляющая девушка на улице.
Книга беседует. Книга наставляет. Книга рассказывает.
Книга должна быть дорога.
Она не должна быть навязчива, она должна быть целомудренна.
Она ни за кем не бегает, никому не предлагает себя. Она лежит и даже "не ожидает себе покупателя", а просто лежит.
Книгу нужно уметь находить; ее надо отыскивать; и, найдя - беречь, хранить.
 
Книг не надо "давать читать". Книга, которую "давали читать", - развратница. Она нечто потеряла от духа своего, от невинности и чистоты своей.

"Читальни" и "публичные библиотеки" (кроме императорских, на всю империю, книгохранилищ) и суть "публичные места", развращающие города, как и дома терпимости".

РУССО:

"Чем меньше люди знают, тем более сведущими они себя считают".

СВЕТЛОВ:

«Обязательным законом для рождения стихотворения является накопление знаний и чувств».

«Одно хорошее стихотворение всегда лучше, чем одно хорошее и одно плохое».

СЕНЕКА-мл.:

"Век живи – век учись тому, как следует жить".

"Знание – это то, что делает человека учёнее, но не лучше".

"Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить".

"Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни".

"Обучая – учусь".

"Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями".

"Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом".

"Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце.

"Не бывало великого ума без примеси безумия".

"Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать всех подряд".

СОКРАТ:

"Я знаю, что я ничего не знаю, но многие не знают и этого".

"В мире есть только одно добро – знание и только одно зло – невежество".

"Юношам подобает учиться, взрослым упражняться в добрых делах, старикам отстраниться от всяких дел и жить по своему усмотрению".

СОЛОН:

"Я стараюсь каждый день узнавать что-нибудь новое. Большего наслаждения, чем это наслаждение для ума, конечно, быть не может".

СТАНИСЛАВСКИЙ:

«Каждый день, в котором вы не пополнили своего образовании хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

ТОЛСТОЙ:

"Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

«Судьба книг зависит от понимания тех людей, которые их читают».

ТУРГЕНЕВ:

«Русский писатель любит, чтобы ему мешали работать».

«Если тебя не печатают пять лет, считай — забыли".

О. УАЙЛЬД:

«Если человек иногда повторяется, говорят: он повторяется. Если же он всегда повторяется, говорят: он нашел свой стиль».

"Поэт лучшее своей жизни отнимает и кладет в писание; оттого писание его прекрасно, а жизнь дурна".

ФИХТЕ:

"Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать".

ФЛОБЕР:

«Каким знатоком можно стать, если хорошо изучить каких-нибудь полдюжины книг».

ХАРМС:

"Стихотворение должно быть написано так, что бросишь листок в форточку, и она разобьётся". Такой силой он считал стихи.

ХЕМИНГУЭЙ:

«Шедевр – это книга, о которой все говорят и которую никто не читал».

ЦИЦЕРОН:

"Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души".

ЧЕХОВ:

«Книги – это ноты, а беседа – пение» («Палата №6»).

«Медицина – моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоедает одна, я ночую у другой».

ШКЛОВСКИЙ:

"Настоящая любовь к книге — это любовь к исследованию мира — знанию о мире. Это книга великого путешествия".

ШОПЕНГАУЭР:

"Чем больше в книге разных тире, тем меньше мыслей".

"Талантливый человек – это человек, который попадает в цель, которую видит. А гений – в цель,  которую не видит никто".

"Ум – это фонарь, который он несёт перед собой, а гений – это солнце, освещающее мир".














ДОМАШНЕЕ ФОТО


Рецензии
30 октября 2021 года не стало Евгения Романовича.
На его главной станице - книги. И у многих из нас, дома, присланные им книги. Только представьте, сколько этих книг прошло через его руки... Сколько раз он приходил на почту, подписывал каждую бандероль... Оплачивал её.
Пишу эти строки и благодарю судьбу за встречу с человеком, который как автор совпадал с самим собой.
Мы сидели в кафе, вблизи метро, у каждого был поминутно расписан день. Романовичу нужно было успеть в кинотеатр, мне на встречу с друзьями. Мы пили кофе, смеялись от удовольствия соприкосновения по различным темам и досиделись буквально до последних минут, когда нужно было стремительно разлетаться по разным веткам...

С доброй памятью о тебе, дорогой мой Евгений Романович.

Лора Шол   30.10.2022 12:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.