Глава 1. Семья Юрковских

          
          ОТЕЦ

    Мария Фёдоровна Андреева родилась в 1868 году в Санкт-Петербурге в семье режиссёра Александринского театра Фёдора Александровича Юрковского. Отец Марии был родом из небогатой семьи дворянина Александра Афанасиевича  Юрковского,
имевшего поместье в Харьковской губернии.

    Дед Фёдора Александровича,в своё время,служил  в российском флоте морским офицером и имел награды за боевые заслуги перед царём и Отечеством.Это обстоятельство позволило в 1847 году определить двух его внуков,Федю и Витю в Александровский кадетский корпус в Санкт-Петербурге.Это было закрытое заведение для мальчиков из дворянского сословия,где дети получали в будущем военные профессии и офицерские звания.

    В начальный кадетский корпус обычно принимались дети в возрасте восьми лет,хотя,иногда не отказывали и детям пяти-шести летнего возраста,как и сыновьям Александра Афанасьевича Юрковского.

    Первоначально братья были зачислены в особое малолетнее отделение,где воспитанием детей занимались классные дамы.Корпус располагался в Царскосельском дворце,некогда принадлежавшем сподвижнику Петра 1,Александру Меншикову; после опалы которого и ссылки его в Сибирь,частично перестроенному и приспособленному
для проживания и обучения военному делу мальчикам-дворянским детям, не достигшим десятилетнего возраста.После его окончания,юные кадеты переводились в специализированные военные корпуса для дальнейшего постижения избранных армейских
профессий,таких,как Пажеский корпус,Морской корпус,Артиллерийский и другие корпуса.

    Большое казённое здание кадетского корпуса произвело удручающее впечатление на малышей Юрковских. Бесконечные коридоры и лестницы,длинные переходы,огромные залы с тусклыми лампами под потолком,которые заправлялись маслом,распространявшим удушливый чад,и дававшими слишком мало света в длинные сумрачные северные вечера и ночи.Всё здесь пугало детей мрачным холодом равнодушного каземата,привыкших к вольной деревенской жизни,украинской благодати.

    На занятия и на обед малыши должны были ходить строем под оглушительный треск барабанов,пугающих их.В классных комнатах мокли в чанах с солёной водой гибкие розги - главное "воспитательное воздействие" на шаловливых кадетов.При царствовании Николая 1,телесные наказания были обязательным методом воспитания, введённом в военные учебные заведения с аракчеевских времён. Воспитанников содержали в холоде,печи топили плохо,да и кормили дурно,зато воспитатели питались неплохо за счёт своих же воспитанников.

    В таких жёстких условиях проходило суровое становление будущих блестящих гардемарин и господ офицеров.Учителя,в большинстве своём,были людьми грубыми и жестокими,некоторые появлялись на занятия в подпитии.Детей секли нещадно за самые
незначительные проступки,а по понедельникам назначалась всеобщая порка. Воспитанников раздевали,служившие в корпусах солдаты (дядьки),укладывали на скамью,затем один из солдат садился на шею наказуемого,а другой,держа его за ноги,по команде "воспитателей" выполняли экзекуцию.
 
   Однако,справедливости ради,надо отметить и отдать должное тому факту,что будущие офицеры получали в корпусах неплохое образование.Кадеты изучали математику,физику,географию,астрономию,военное дело,словесность,эстетику,русскую литературу,инженерные науки по избранной специальности,три иностранных языка,  Закон Божий.Кроме
   В 1852 году,десятилетний Федя Юрковский с братом были переведены,по настоянию родственников,в Морской корпус для продолжения учения и получения звания гардемарин К этому времени,в старших классах телесные наказания были отменены.

   Морской корпус был основан в Санкт-Петербурге ещё в 1701 году Петром Первым.И,
при всех,ранее существующих издержках воспитания,из него вышли знаменитые российские флотоводцы,подвигами которых восхищаются и гордятся все последующие
поколения россиян. Герои Чесмы,Корфу,Камакрии. Адмиралы:Григорий Андреевич Спиров,Фёдор Фёдорович Ушаков,Дмитрий Николаевич Синявин. Первооткрыватели Антарктиды: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев; исследователь Океании,первый русский путешественник кругосветной экспедиции, исследователь Тихого океана Иван Фёдорович Крузенштерн, возглавивший в 1827 году
Морской корпус и,положивший начало Морской Академии,в которой преподавали известные учёные: академик-В.Я.Буняковский,физик Ленц,крупнейший специалист по математической физике,аналитической и небесной механике,баллистике,-  М.Ф.Остроградский и другие учёные,прославившие великую Россию.

    Однако,вернёмся к судьбе Фёдора Юрковского,воспитанника Морского корпуса Санкт-Петербурга. Это был способный,очень подвижный и шаловливый мальчик,поэтому горячие розги в Александровском приюте часто гуляли по его худенькой спине,случалось,что после порки ребёнка без чувств уносили в лазарет.

  В одном классе с Федей Юрковским учился, известный в будущем,художник-баталист, Василий Верещагин,погибший в Порт-Артуре в 1904 году, при взрыве японцами броненосца "Петропавловск",а также,будущий писатель,автор "Морских рассказов", повестей "Вокруг света на "Коршуне" и других произведений- Константин Станюкович,сын адмирала,участвовавшего в кругосветном плавании 1860-1863 гг. 

  Фёдор Юрковский взрослел,набирался мудрости,но к военной профессии,которую для него выбрали родители,остался равнодушным.кроме того,учебные плавания для него
были просто мучительными,- будущий гардемарин страдал морской болезнью.
Самыми долгожданными,самыми радостными событиями,в период его учения в Морском корпусе,были посещения театров Северной столицы во время больших Рождественских каникул и краткосрочных отпусков.

   Обычно,большие зимние каникулы братья Юрковские проводили у своей,богатой по
мужу,тётушке Дарье Афанасьевны Быченской,с детьми которой ребята подружились.Для молодых людей заранее заказывались билеты на спектакли в самые лучшие театры Петербурга и впечатлительному Феде казалось,что только здесь существовал настоящий вечный блестящий праздник,таинственный,волнующий,всегда новый,не похожий ни на что! Яркое волшебное действо,полуреальное,весёлое,или грустное,жизнерадостное,либо трагичное,заставляло трепетать юную душу,    сопереживая,придуманной истории.

   Оказавшись,не по своей воле,в армейских корпусах,Фёдор, возненавидевший насилие,серость,казёнщину,карьеризм будущей военной службы,едва дождался окончания,опостылевшей учёбы в Морском корпусе и,получив звание гардемарина,навсегда покидает флот,к великому возмущению своих родственников               
По воле сердца,Фёдор Александрович начинает брать уроки актёрского мастерства у известной актрисы Александринского театра А.М.Читау.
 
            ЛЮБОВЬ

    В Александровском театре,в ту пору,играли замечательные актёры,среди которых такие величины,как В.В.Самойлов_несравненный король Лир,кардинал Решелье,Людовик Х1,; В.А.Каратыгин,обладатель могучего голоса и атлетической фигуры,с неподражаемой мимикой. Вершиной творчества которого,стала роль Тараса Бульбы.   
Любимцами были: Брянский,Сосницкий,и,особенно, А.Е.Мартынов,любимец публики,исполнявший на сцене,как драматические,так и комические роли,к сожалению,скончавшийся на пике своего дарования.Из женского персонала блистали: Сниткова,Жулева,сёстры Самойловы,Читау,Линская и другие актрисы.

    Однажды,на одной из репетиций спектакля в Морском клубе Кронштадта, Фёдор Александрович познакомился с молодой актрисой Марией Павловной Лелевой,совершенно   
очаровательной,лёгкой,как эльф,девушкой. Красота её восхищала многих молодых людей.Грациозная,с завораживающими большими карими глазами,вьющимися пепельными пышными волосами,с летящей походкой,она навсегда покорила нашего,начинающего актёра,жизнь которого,засияла новыми красками,ещё неизведанными,мучительно радостными,нежными,грустными и горячими.

    Мария Павловна Лилиенфельд (1843-1919 гг),по сцене Лелева, родилась в Риге.Её     отец был дворянином,родом из остзейских немцев.Слыл он талантливым скульптором,     будущее которому,обещало быть прекрасным. Однако,судьба распорядилась иначе. Влюбившись в простую крестьянку,эстонку,молодой Лилиенфельд вопреки запрету родителей,женился на ней,в связи с чем,был лишён ими всех,причитавшихся ему, наследственных владений и всего материального обеспечения. Тогда,чтобы содержать семью, пришлось отцу Марии Павловны зарабатывать деньги для своей,разраставшейся многодетной семьи, изготовлением надгробных памятников.

    Одна из сестёр бедного скульптора,чтобы помочь брату,взяла к себе на воспитание одну из его дочерей,маленькую Марию.Девочке тогда исполнилось всего четыре года. Тётушка Марии,Амалия Ивановна,была замужем за крупным биржевиком Карлом Ивановичем Шмнелингом,а жили они в Петербурге на Васильевском острове.Супруги были достаточно богаты,но жили,как все немцы,расчётливо,без показного размаха.У них была небольшая квартира,но очень удобная и уютная.Здесь и стала жить маленькая Маша.Шаловливая непоседа нарушила покой и размеренный уклад
жизни супругов,докучая своей беготнёй и щебетанием строгому Карлу Ивановичу 

    Чтоб не нарушать покой мужа,Амалия Ивановна отдала свою племянницу на воспитание и обучение в балетное театральное училище.Маленькая,хорошенькая и бойкая шалунья стала всеобщей любимицей в училище,воспитанницы которого,иногда  участвовали в спектаклях Александринского театра.Балетное училище Маша закончила в шестнадцать лет,а затем,поступила на драматические курсы,после окончания которых,была принята в Александринский театр.В театре,уже будучи актрисой Марией Лелевой,повстречалась с Фёдором Юрковским,пожелавшим тоже стать актёром этого театра.

    Очаровательную,успешную актрису Лелеву постоянно окружали поклонники самой блестящей молодёжи Санкт-Петербурга,однако Маша,к великому неудовольствию тётушки
Амалии Ивановны,влюбилась в Фёдора Александровича Юрковского,человека неустроенного,практически без средств к существованию,без достойного положения в обществе.

    Амалия Ивановна души не чаяла в своей воспитаннице,она всеми средствами пыталась оберегать её от дурного влияния театральной среды с её свободными нравами.Тётушка мечтала о том,что её племянница обретёт зажиточную, благопристойную семью,со строгими пуританскими взглядами. Заметив зарождавшееся чувство Маши к человеку,по её мнению,не подходящего для создания достойной материально и благодаря чему,счастливой семьи, Амалия Ивановна увезла Машу в Германию,чтобы отвлечь её от всяческих встреч с Юрковским. Однако ,через полтора месяца они вернулись домой.Германия Маше пришлась не по нраву и она настояла на возвращении в Санкт-Петербург,где оставался её любимый театр,восторженная публика 
и её обожаемый Фёдор Юрковский.

    А тётушка Фёдора Александровича,Дарья Афанасьевна Быченская,была просто поражена его решением стать актёром,а ещё более ужасным было его желание жениться на актрисе,что по тем временам,равносильно браку с женщиной лёгкого поведения.Шесть лет боролись влюблённые за право быть вместе.И только,когда Фёдор Александрович,с помощью А.М.Читау,смог поступить в Александринский театр, и занять,хоть какое-то определённое положение в обществе,Амалия Ивановна,потерявшая надежду на возможность переубедить Машу,с болью в сердце,дала согласие на брак племянницы с Юрковским. Однако,теперь уже со стороны Фёдора Александровича,Дарья Афанасьевна Бычинская,заявила,что никогда не признает,и не примет у себя жену своего племянника,на что,оскорблённый Фёдор Александрович навсегда порвал все отношения с заносчивой тёткой.
          
           СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ.

   Через год после свадьбы,в 1868 году в молодой семье Юрковских родилась на свет девочка,которую в честь матери,назвали Марией,через два года родился сын Николай,
затем ещё три сестры:Надя,Катя и Женя.Как вспоминает Мария Фёдоровна,они-дети,росли под влиянием трёх систем воспитания,причём каждая из них,была в оппозиции к двум другим,и они все вместе,всячески мешали друг другу.

   Воспитание- это самый насущный,самый сложный,самый больной и самый длительный человеческий опыт.Отцы и дети,связанные кровными узами,часто не могут понять друг друга.Здесь и забота о благополучии,обиды и радости,боль и разочарование,любовь и холодное равнодушие;постоянное давление старших и неповиновение младших,эгоизм и жертвенность- во всём этом,часто трудно бывает разобраться.В каждой семье,свои правда и ложь,свои противоречия между жизненным опытом родителей и наивной самоуверенностью неопытных,но очень уязвимых детей.

  В семье Юрковских,у отца была своя,особенная,методика воспитания собственных детей. Сам Фёдор Александрович, по характеру,был очень вспыльчивым человеком, сказывалось жестокое воспитание в военных корпусах,однако,припадки дикой вспыльчивости быстро проходили,оставляя эа собой чувство глубокого раскаяния и вины.

  Фёдор Александрович требовал,чтобы дети рано вставали,сами себя обслуживали, сами одевались, убирали за собой постели,чистили обувь.Но,когда отец стал главным
режиссёром театра и не имел возможности следить за исполнением своих требований,
тётушки перекладывали полностью уход за детьми на руки прислуги Только Маша,с боем добилась права делать всё так,как велел папа.

    Хорошенькая и очень живая Маша привлекала к себе внимание даже посторонних людей, и ,вероятно,беспокоясь,что девочка в будущем будет легкомысленной,отец требовал одевать дочь в некрасивые платья,а замечательные каштановые вьющиеся волосы,очень коротко стриглись.Маше запрещалось пить чай,есть жареный картофель и
конечно же,не полагались ни какие сладости, однако тётушки,не заметно, пичкали девочку всеми запрещёнными лакомствами.

     Отец требовал,чтобы дети говорили прислуге "вы"а за грубость детей,или неподходящий тон в отношении прислуги,он сердился,кричал и заставлял деток перед ними извиняться,на что женская сторона семьи,негласно осуждала его за это, жалея грубиянов.Сёстры Амалия Ивановна и Юлия Ивановна были бездетными,поэтому,всю свою, несостоявшуюся материнскую любовь отдавали горячо и самозабвенно,детям,и, конечно,тем баловали их,одаривая подарками,сладостями,прощая все шалости и маленькие хитрости своим ненаглядным внукам.
     Фёдор Александрович,стремясь развить в Маше отзывчивость и доброту,читал ей
сказки Андерсена,а когда дочь заливалась слезами,слушая грустную историю про умершую птичку,которой забыли налить в клетку воды,отец был её реакцией доволен.

     Следует отметить,что родители Юрковские,посвятившие себя театральному искусству,были людьми известными и почитаемыми.В их доме бывали учёные,писатели, художники,артисты. Их друзьями были; Менделеев,Островский,Станюкович,Крамской, и другие выдающиеся люди того времени.   
      Родители зарабатывали в театре вполне прилично,однако,денег не хватало,чтобы поддерживать в современном обществе достойный статус семьи.
Решено было взять к себе квартиранта.Им стал Семён Яковлевич Капустин,который тоже,особым образом влиял на воспитание детей.

     Капустин был родом из Сибири,по образу жизни - аскет,не терпевший никакой роскоши.Вся его мебель состояла из простого стола,нескольких стульев и походной кровати,на которой дядя Сеня и спал.По политическим взглядам Семён Яковлевич был
убеждённым народником,веривший в общинное право,как начала социального будущего.
   
 С детьми был он дружен,относился к ним без умиления и заигрывания,а в воспитательных целях,терпеливо рассказывал им о существующем,не справедливом устройстве жизни,где есть люди богатые и бедные,что такого быть не должно и все должны жить достойно.Ещё дядя Сеня рассказывал о сибирской ссылке,в которой томятся,сосланные правительством благородные борцы за справедливость.

     Читать Маша научилась в четыре года.Гуляя с ней по городским улицам Петербурга,грамотная няня учила её читать по ярким вывескам магазинов и лавок.Родители были потрясены,узнав,что их дочь уже знает буквы и может складывать из них слова. 
     Ещё в десятилетнем возрасте,Мария стала мечтать о театре,поэтому,после окончания женской гимназии,поступила на драматические курсы.Взрослея,становилась очень привлекательной,и в пятнадцатилетнем возрасте позировала,посещавшим их дом художникам, Крамскому и Репину.






 






      


         


Рецензии