101. Аварии

Аварии на атомных электростанциях

5 октября 1966 г. в реакторе «Энрико Ферми-1» произошло частичное расплавление двух топливных сборок в результате почти полного прекращения расхода теплоносителя через них. Блокада расхода была вызвана одним из внутриреакторных элементов конструкции, оторванным благодаря вибрации, а затем перенесенным и прижатым за счет гидродинамических сил к входным патрубкам ТВС.

Ремонт потребовал почти четырех лет, реактор вновь достиг критичности 18 июля 1970 году.

Аварии в индустрии

Ранним утром 4 января оператор нефтеперерабатывающего завода в Фейзене близ Лиона (Франция), попытался провести ежедневную технологическую операцию – спустить воду, скопившуюся в сферическом резервуаре с пропаном вместимостью 1200 м3.

Предполагается, что резервуар был заполнен на три четверти и, следовательно, содержал 450 т пропана. Температура воздуха была 0°С, и представляется вполне возможным, что в системе спуска воды из резервуара, образовалась пробка из льда или гидрата пропана.

Оператор открыл оба крана полностью, и неожиданно из них хлынул поток жидкости. В этот момент единственный ключ (ручка), надетый на нижний кран, упал на землю, а поднять его было уже невозможно. Образовалось облако паров пропана. Ветра почти не было, поэтому облако стало распространяться во всех направлениях.

Воспламенение облака произошло примерно через 35 мин после начала утечки, оно было вызвано проезжавшей невдалеке автомашиной.

Давление в резервуаре вначале составляло 7 бар, затем из-за тепловой нагрузки (пожара) на нижнюю часть резервуара оно начало быстро повышаться. Из открывшихся предохранительных клапанов резервуара вырывались струи горящего газа высотой 30-40 м.

В результате разрыва резервуара, происшедшего через 2 часа 5 мин после начала аварии и через 1 час 30 мин после начала пожара, образовался огневой шар, от которого погибли 17 чел. (из них 11 пожарных) и получили травмы 80 чел. (из них 40 чел. были тяжело ранены). Пострадали люди, находившиеся на расстоянии до 300 м от резервуара.

В дальнейшем точно так же разорвались четыре сферических резервуара и загорелся ряд резервуаров с бензином и нефтью. Пожар был в основном потушен только через 48 часов.

Аварии на море

14 сентября дизельная подводная лодка Третьего рейха U-Hai, типа XXIII, переданная Бундесмарине после подъёма и капитального ремонта в 1956 году, затонула в результате сильного шторма в районе Доггер-банки. На момент гибели она числилась учебной.

Дизельный отсек залило через устройство РДП. Когда вода начала поступать через верхний люк, командир приказал эвакуироваться, но успели покинуть лодку только 10 человек. Из них выжил только один, – его подобрали через 10 часов. Он рассказал, что его товарищи погибли не столько от холодной воды, сколько от нападения чаек.

Погибло 19 человек. Лодка была поднята 24 сентября и разрезана на металлолом.

Чуть более подробно. Западногерманская подводная лодка «Хай» выходит в поход совместно с однотипной лодкой «Хехт» в сопровождении плавбазы «Лех» и сторожевого корабля «Пассат».

Погода не благоприятствует походу – 9 балльный шторм затрудняет движение сравнительно небольших кораблей.

Вечером отряд теряет связь с лодкой «Хай», однако некоторое время не придает этому значения.

Лишь около 23.00 сообщение о потери связи с «Хай» передается в штаб подводных сил во Фленсбурге, а в 23.26 начинаются поиски пропавшей лодки, которые не дают результатов.

О гибели подводной лодки станет известно на следующий день, когда оказавшийся в районе прохождения отряда английский траулер случайно обнаружит и подберет в воде единственного человека, оставшегося в живых из экипажа лодки, – старшего матроса Зильбернагеля.

10 ноября атомная торпедная подводная лодка USS Nautilus (SSN-571) (первая АПЛ в мире) столкнулась во время учений с авианосцем USS Essex (CV-9) - головным кораблём своего типа

Лодка выходила в перископном положении в атаку на авианосец и при столкновении серьёзно повредила рубку. Лодка своим ходом ушла в базу на ремонт, а авианосец получил подводную пробоину, но остался на плаву.

8 сентября норвежский автомобильный паром «Скагеррак» утонул в проливе Скагеррак. Из-за повреждения грузовых ворот паром потерял остойчивость и опрокинулся на борт. Советскяяие и норвежские рыбаки спасли 61 человека, 58 были спасены вертолетами, 5 человек пропали без вести.

8 декабря затонул греческий паром, при очередном рейсе с острова Крит. Штормовой ветер достигал силы до 9 баллов по шкале Бофорта. Рефрижератор, в котором перевозились апельсины, оказался слабо закрепленным.

Примерно в середине пути у небольшого скалистого острова Фальконер, рефрижератор начал стучать в одну из загрузочных дверей. Дверь отворилась, и рефрижератор выпал из неё в море, а в открытую дверь вода начала затапливать трюмы.

Паром успел подать сигнал бедствия, но через 15 – 20 минут судно перевернулось кверху килем. Погибло 217 человек. Спасти удалось только 30 пассажиров и 16 членов экипажа.

Аварии самолётов

1 января около Палембанг (остров Суматра, Индонезия) в воздухе столкнулись 2 самолета Douglas DC-3 компании «Garuda». Оба выводились на посадку в Палембанге; оба упали в болото. На каждом было по 17 человек на борту. Погибли все.

1 января произошла катастрофа самолёта Ли-2, аэропорт Дарваза (Туркмения, СССР). Рейс начался 31 декабря, но из-за плохой погоды в аэропорту назначения (низкая облачность) самолёт совершил посадку на запасном аэродроме Дарваза, где экипаж и пассажиры провели новогоднюю ночь.

Рейс был продолжен рано утром. После взлета на высоте 50-60м в 2-3км от торца ВПП произошла остановка левого двигателя. Самолет потерял управление и с креном 900 столкнулся с землей и сгорел. Один из пассажиров успел выпрыгнуть из загоревшегося самолета и на момент прибытия скорой помощи был еще жив, однако скончался до прибытия в больницу.

Отказ двигателя произошел из-за нехватки топлива, которое перестало поступать из-за нарушения бортмехаником правил эксплуатации топливной системы (управление краном переключения баков).

14 января произошла катастрофа самолёта Ту-134. Экипаж, 8 человек, погиб при выполнении испытательного полёта. Причина: отклонение руля направления в полёте на большие углы вследствие недостатков конструкции.

15 января в море у Картахены (Колумбия) вскоре после взлета разбился самолет Douglas DC-6-54B колумбийской компании Avianca. Из 64 человек на борту погибли 56. Причиной крушения объявили недостатки предполетной подготовки.

17 января произошла авиакатастрофа над Паломаресом (провинция Альмерия, Андалусия, Испания), когда американский стратегический бомбардировщик B-52G с термоядерным оружием на борту столкнулся с танкером KC-135 во время дозаправки в полёте.

В результате катастрофы погибли 7 человек и были потеряны четыре термоядерные бомбы. Три из них приземлились на суше и были найдены сразу, четвёртая, упавшая в море — лишь после двухмесячных поисков. Две бомбы, упавшие неподалеку от Паломареса, разрушились, вызвав радиационное заражение местности.

Катастрофа привела к серьёзному дипломатическому кризису и к прекращению полётов американских бомбардировщиков с ядерным оружием над Европой и Средиземноморьем. В марте 2009 года журнал «Тайм» включил инцидент в список наиболее серьёзных ядерных катастроф.

22 января в Порт-о-Пренсе (Гаити) во время взлета разбился самолет Douglas DC-3 компании «COHATA». Погибли 30 человек из 35 находившихся на борту.

24 января на горе Монблан (Французские Альпы, Швейцария) разбился самолет Boeing B-707-437 компании «Air India», совершавший рейс Бомбей – Нью-Йорк. Все 117 человек на борту погибли.

Экипажу самолета было предписано выдерживать высоту 1000 футов над облаками перед посадкой в Женеве, но самолет снизился ниже минимально безопасной высоты и врезался в склон горы Мон-Блан.

Причиной крушения самолёта посчитали неверный расчет экипажем своей позиции и нечёткую фразеологию, использованную диспетчером.

4 февраля над Токийским заливом (Япония) в 7.5 милях к востоко-юго-востоку от Токийского международного аэропорта Ханеда, где он должен приземлиться, разбился реактивный самолет Боинг-727 компании «Ол Ниппон Эйруэйз». Погибли все 133 человека находившихся на борту.

Непосредственно перед катастрофой самолет находился на визуальном выведении, и с земли его видели на высоте 2000 футов. Причина крушения осталась неизвестной. Одной из возможных причин названо превышение скорости снижения.

7 февраля в Сринагаре (Индия) Самолет Fokker F-27 Friendship 200 компании Indian Airlines из-за навигационной ошибки врезался в возвышенность. Все 37 человек на борту погибли.

16 февраля произошла катастрофа самолёта Ил-14, Коми АССР, 70км севернее Печоры.
Самолет выполнил первый рейс на Воркуту после проведенного в Сыктывкаре периодического техобслуживания и возвращался обратным рейсом. В полете возник задир и прогар поршня главного шатуна правого двигателя, начальную стадию которого экипаж не обнаружил.

В результате работы двигателя в этих условиях примерно через час после взлета произошёл обрыв цилиндра № 5 с последующим пожаром в мотогондоле. Несмотря на то, что двигатель был выключен, а винт зафлюгирован, из-за перегорания жгута электромеханизма экипаж не смог закрыть юбки капота мотогондолы, и вентиляция подкапотного пространства горящего двигателя скоростным напором продолжалась.

В результате проведенное экипажем полное использование системы пожаротушения оказалось неэффективным. Экипаж пытался дотянуть до аэропорта Печоры, затем до ближайшего болота, но продолжавшийся пожар разрушил узлы крепления двигателя, и он отвалился. Самолет перевернулся через левое крыло и упал в лес. Все 35 человек погибли.

Выводы комиссии, расследовавшей ЛП: причина отказа двигателя - задир и прогар поршня главного шатуна - конструктивный недостаток двигателя АШ-82Т.

17 февраля катастрофа самолёта Ту-114, аэропорт Шереметьево (Москва, СССР). Экипаж выполнял технический рейс по вновь открытой авиалинии Москва – Браззавиль.

Взлёт выполнялся во время снегопада в тёмное время суток по ВПП, расчищенной от снега не на всю ширину. По ее краям образовались снежные валы, затруднявшие видимость огней ВПП. При отрыве левая тележка шасси задела сугроб. Самолет рыскнул влево и опустил нос. Пилот дал правый крен. Винты двигателей №3 и 4 задели ВПП. Самолет столкнулся с землей, разрушился и загорелся.

Из 48 человек, находившихся на борту, погибло 21. Причина: некачественная подготовка полосы и взлет в условиях плохой видимости, который следовало отложить до улучшения погоды.

5 марта в районе вулкана Фудзияма (Япония) самолёт Боинг-707 авиакомпании «ВОАС» потерял в полёте один из двигателей. 124 погибших.

22 апреля около Ардмора (штат Оклахома, США) при попытке посадки в муниципальном аэропорту Ардмор самолет Lockheed 188C Electra компании «American Flyers Airline» врезался в подножье холмов. Из 98 человек на борту погибли 83. Причина крушения: сердечный приступ пилота, случившийся на последней стадии захода на посадку.

27 апреля в Санто-Томас (Перу) самолет Lockheed 749A Constellation компании «Lansa» из-за ошибки пилотирования врезался в гору Талсула. Все 49 человек на борту погибли.

19 августа в Эр Рияде (Саудовская Аравия) самолет Tristar взорвался при непредвиденной посадке. 300 погибших.

27 августа произошла авария самолёта Ил-18В, аэропорт Талаги (Архангельск, СССР). При чтении контрольной карты при подготовке к взлету экипаж пропустил пункт об отключении механизма стопорения руля высоты. Это обнаружилось во время разбега.

Вместо немедленного прекращения взлета экипаж попытался расстопорить руль, тем самым упустив возможность для безопасной остановки ВС в пределах ВПП. Самолет выкатился с ВПП на грунт. Правая опора шасси сбила сигнальный фонарь и разрушилась. Столкнувшись с другими препятствиями, самолёт получил значительные повреждения и загорелся.

Пожар был быстро ликвидирован, экипаж и пассажиры покинули борт. Самолет восстановлению не подлежал. На борту было 110 пассажиров, никто не пострадал.

22 сентября в Уинтон (Австралия) из-за пожара в двигателях #1 и #2 разбился самолет Vickers Viscount 832 компании «Ansett ANA». Все 24 человека на борту погибли.

1 октября около Уэмме (штат Орегон, США) лайнер Douglas DC-9-14 компании «West Coast Airlines», совершавший рейс из Юджин в Портленд, врезался в горы Салмон перед началом выведения на посадку в Портленде. Все 18 человек на борту погибли.

Пилоты, как было очевидно диспетчеру, согласились выдерживать высоту 9000 футов, но на самом деле снижение продолжалось. Самолет задел горы на высоте 3830 футов при высоте гребня 4090 футов. Первая катастрофа DC-9.

13 ноября 1966 года в море у Матсуяма (Япония) самолет NAMC-YS-11-111 компании «All Nippon Airways» разбился, приземлившись слишком далеко от начала полосы. Все 50 человек на борту погибли.

22 ноября крушение самолёта Ил-18Б, аэропорт Алма-Ата (Казахстан, СССР). Во время разбега по ВПП, покрытой слякотью, экипаж не заметил отключения двигателя №3, винт которого автоматически зафлюгировался. Затем самолет правой опорой шасси сошел на грунт, но КВС продолжил взлет.

Самолет выкатился с ВПП. Пытаясь преодолеть овраг, находившийся по курсу, КВС резко взял штурвал на себя. Самолет ударился хвостовой частью о бугор, упал в овраг и разрушился. 2 человека из 65 погибло.

22 ноября около Адена (Йемен) самолет Douglas DC-3 компании «Aden Airways» упал в пустыне через 20 минут после взлета. Все 30 человек на борту погибли. Причиной крушения стала детонация взрывного устройства в ручном багаже в пассажирском салоне.

24 ноября около Братиславы (Чехословакия) после взлета самолет ИЛ-18B транспортно-авиационного болгаро-советского общества изменил предписанный маршрут и врезался в лесистый склон холма. Все 82 человека на борту погибли. Причина крушения: неверное вычисление погодных условий и рельефа местности со стороны экипажа.

18 декабря у Боготы (Колумбия) разбился самолет Lockheed L-1649A Starliner компании «Aerocondor de Colombia». Погибли 17 человек из 59, находившихся на борту. Причина крушения – ошибка пилотирования. В кабине пилотов находился посторонний человек.

24 декабря в Южном Вьетнаме на взлёте разбился зафрахтованный министерством обороны США самолет CL-44 авиакомпании «Кэнэдаэйр». 129 погибших.

24 декабря у реки Каскубель (Колумбия) из-за нарушения дисциплины в кабине пилотов разбился самолет Douglas C-47A-80-DL компании «Avianca». Все 29 человек на борту погибли.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/04/05/319


Рецензии