Необходимость самостоятельных размышлений

В свободное от земных дел время я выбрал для своей души главным занятием – «размышления о жизни». Они совмещают неиссякаемый интерес с необходимостью! Причём, с необходимостью естественной, ЖИЗНЕННОЙ!

В молодости мне так не хватало общения… с возможностью размышлять на свободные темы. Уверен, что и сегодняшние школьники были бы рады такому предложению.

1. Представим, что творческий педагог заходит в класс и заявляет:
- На этом уроке будем размышлять вслух на свободные темы! Но… по очереди, и так, чтобы всем хватило времени! Если что-то у нас не получится, не огорчайтесь, мы же с вами УЧИМСЯ !  А думать, КАК СЛЕДУЕТ – дело трудное.

Если и нам с вами, уважаемый читатель, подумать на эту тему, то сразу возникнет масса вопросов. Например, с какого возраста надо поощрять размышления? Недавно трёхлетний Миша Осипов – удивил телезрителей своей увлечённостью играть в шахматы! Ведь шахматист должен думать и на два, и на три хода вперёд! Но не рано ли для разума трёхлетки такой уровень сосредоточенности? Это ли требуется от широко распахнутого взгляда малыша на всё разнообразие Жизни?! (см. прим. 1)

Впрочем,… Жизнь учит и правилам, и исключениям из правил. Задача разума – вникать во всеобщую необходимость, чтобы соответствовать задачам Жизни. И, замечая удивительное, восхищаться Ею и поклоняться Ей!
Или так: правила Жизни – это обычное чудо со слаженными взаимодействиями, в которые человеку разрешается вникать и изучать. А потом позволяется творчески использовать в практике своей жизни. Не нарушая остальную жизнь в природе.

А исключения из правил Жизни – чудо необычное. Призванное напоминать разуму о тех гранях, когда вмешательство человека в окружающую жизнь может навредить и природе, и ему самому. Незрелый разум в таком случае ропщет, топает ножками! Более зрелый и послушный – делает выводы и просит прощение.

Френсис Бэкон  говорил: «Поверхностное знание удаляет от Бога; глубокое знание приводит к Богу».
То есть, верхоглядство разума вредит ему своей детской гордыней: «Я сам знаю!». А зрелый разум понимает свою земную ограниченность в сравнении со Знанием Бога, сумевшего увязать Всё во всём Мироздании. Но понимает и то, что и он – человек – зачем-то нужен? Возможно, даже очень нужен?!  И Богу, и природе, и другим людям!

2. О чём уже на старте может задуматься «творческий педагог-наставник»?
«Нельзя ли как-то обозначить ступени созревания земного разума?»

2.1. Думать «на шаг вперёд» – полезно уже в старших группах детсада.
Это облегчает малышам веру в необходимость ЗАПРЕТОВ. Например: «Нельзя играть спичками»! Или: «Нельзя совать гвоздик в электрическую розетку!»
А есть ли в Книге книг самый главный Запрет? Есть. Именно на тему познания. Правда, для детского ума младенца-человека, помещённого в детский сад Эдема, нужны были простые слова. Поэтому растущий разум в Библии назван деревом познания, зрелые плоды которого малышу-разуму нельзя есть. Почему? Перечитайте ещё раз афоризм Ф. Бэкона.

2.2 Вот почему для начального разума ЕСТЕСТВЕННА только ВЕРА!  Величие веры – в отсутствии в ней червя СОМНЕНИЯ!  Верь, и иди вперёд, по зову сердца! И жить тебе будет легко и просто! Полноценно верить можно только чувством. Чувство дано от Бога, и оно притягивает к Богу так же, как соски матери притягивают к себе котят, щенят и нас – младенцев! Кто притягивает? Жизнь! Но она же – Жизнь – требует ДВИЖЕНИЯ от чувства к разуму. Почему? А потому, что сама Вера требует движения… к думающему разуму. Ведь и разум человека – от Бога. Значит, и разум, преодолев все свои сомнения, должен прийти к Богу!!
Но даже зрелому разуму надо уважать ПОСЛУШНОЕ ЧУВСТВО Веры в Создателя! Вот и отроку НАДО слушать жизненные запреты своих родителей. Тем более – отроковицам!

2.3. Теперь вернёмся к «пошаговому» развитию. После детского сада разум человека помещается в ШКОЛУ. Что там надо развивать? ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ. Корень этого слова «смотреть», набирая ОПЫТ. На этом этапе «думать» - значит уметь систематизировать подмеченные в природе взаимосвязи. Даже взрослым людям частенько недостаёт предусмотрительности: видно, в школе этому не учили?!

Вот, скажем, бережливость – это тоже предусмотрительность! А жадность (как и расточительность) – это глупость. Сложно? Зато как интересно рассуждать! И одному и вместе на уроке… какого предмета? Предмета «самостоятельных размышлений». Развитие ума-разума – это, по сути, «наука о жизни»! Она помогают «ПРЕДУГАДЫВАТЬ»  вперёд не на один шаг, а на несколько… вплоть до предвидения!
Правда, тут «школьник-умник», малость, хвастает. Но в сравнении с теми, кто не хочет видеть «дальше своего носа» - пожалуй, так и есть?! Так что думать о всяких гранях жизни надо всем со старанием! Быть в любом серьёзном деле «троечником» - не достойно звания человека! Тем более, в деле познания Жизни взрослым разумом!

2.4. Так умные родители и школа подготавливают детей к началу взрослой жизни.
А вступать в зрелые отношения с жизнью, командуя другими людьми, нельзя «БЕЗ ЦАРЯ в ГОЛОВЕ». Это считалось недопустимым для атамана-казака! И для ХОЗЯИНА !
Кстати! Как надо понимать это выражение? Почему «без царя», а не скажем, «без изворотливости»? Да потому, что царь – изначально наделялся ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ!
На Руси считалось, что царь на земле – второе лицо после Бога! И предводитель дружины был обязан «радеть» за своих подданных. То есть обеспечивать им РАДОСТЬ в жизни! И тогда дружинники охотно выполняли приказы.

Задумаемся: кому обеспечивают радость наши сегодняшние руководители? Зарубежным банкам?! И своему набитому кошельку? Но совесть их – безрадостна. Значит, и вся «жизнь в целом» - будет безрадостной. Не хватило им ума на элементарную предусмотрительность, которая воспитывается верой в Бога!!

Так что же – спросите вы – назад, к царю? Не знаю. Но убеждён: если чьё-то чувство огрубело и не способно верить Богу, то НАДО, хотя бы, пытаться ДУМАТЬ о Создателе всего нашего Мира! Глядишь, и чувство оживёт, и совесть? А разум обретёт радость творчества?!

3. Какие дальнейшие вопросы могут возникнуть у творческих педагогов (или умных родителей), задавшихся желанием научить растущий разум думать основательно?

Для самостоятельных, но ОСНОВ-ательных размышлений нужны некие ОСНОВЫ.
А ведь «раз-ум» каждой отдельной личности – разовый. То есть полученный за время жизни одного чело-века. (Чело – это лицо. Век – приблизительное время этого лица или личности). Иногда - больше, но чаще - меньше.

Как же зрелому разуму («с царём в голове») следует решать стратегические задачи? Мы уже решили: ответственно, с опорой на вековечные УСТОИ коллективного разума предков.
И не надо, отрок, тыкать пальчиком в последнюю модель смартфона. С выражением: «Мол, какой здесь опыт предков?»
Это – поверхностное возражение для молодой аудитории, где главный довод – общий смех! Мы сейчас рассуждаем не о занимательных игрушках для разума, а об основополагающих вопросах и задачах Жизни! Не виртуальной жизни искусственного интеллекта, для которого смерть – "исправляется", всего лишь перезагрузкой, либо переустановкой системы.

А живому разуму Жизнь дарит возможность в любви ЦВЕТЕНИЯ ЧУВСТВА тебе со своей избранницей,(когда повзрослеете), РОДИТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА! И, возможно, вместе с ним ПОРОДИТЬ ОБНОВЛЕНИЕ своего семейного РОДА!
Но есть ли уверенность в умении управлять своими желаниями? И вести за собой свою избранницу, приучая её к СЕБЕ, (а себя - к Ней). Кстати! В школе этому не учат!
Да и! Как легко мы забыли, правила праведной жизни наших предков!
И здесь причин много. А главная, опять в том, что пока не знаем, не забудем ли мы о науке наших предков жить и учиться! 

Так что всё это, отрок, не ИГРУШКИ! Это Жизнь! И сегодняшняя, и предвечная, и будущая. А Она требует, во-первых, жизненных решений, а не сиюминутных удовольствий, которые, как говорили предки, «от лукавого»!
Да, тебе, как и твоим предкам, Богом дана свобода выбора. Причём, выбора не смартфона, а способа разумной жизни или… смерти (уже при жизни!). Твои предки выбрали жизнь. Поэтому ты сейчас живёшь. Но ты погибнешь, если выберешь не жизнь, заполненную ТРУДОМ И ЗАБОТАМИ, а что? Игрушки, шмотки и удовольствия, вплоть до наркоты. НАРКОТА – ЭТО СОГЛАСИЕ НА СМЕРТЬ ПРИ ЖИЗНИ! Причём, смерть слюнявую, а не мужественную! Мужественная смерть нужна, если не хватило разума всё предусмотреть и дожить до преклонного возраста. Преклонный – значит, преклоняющийся с благодарной памятью к своим родителям. За их выбор жизни в трудах и заботах. А ещё этот возраст готов «преклониться» перед тобой, отрок, если ты сумеешь и дальше ПРОДОЛЖИТЬ Жизнь, ДОСТОЙНУЮ звания человека- по образу и подобию Бога-Творца!


Примечание.

*1) Понятие Жизнь я отождествляю с одним из проявлений Бога-Творца. Подробнее об этом в http://www.proza.ru/2014/12/29/432   Земная Природа – часть Жизни, окружающей человека. А понятие «жизнь» (со строчной буквы) связываю, лишь, с деятельность живых существ и их видоизменениями во времени от зарождения до естественной смерти или внезапной гибели.

                Продолжение см. в   http://www.proza.ru/2017/04/22/588


Рецензии
Уважаемый Юрий!
Ваши мысли о "необходимости самостоятельных размышлений" справедливы, естественны, хороши. Понравилось.
А еще понравился Ваш ответ Вадиму Бережному.
Всего доброго!

Виктор Трофимов 2   19.08.2021 15:20     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Виктор, за Вашу рецензию. Коротко, но о самом главном. И по тексту и по замечанию.

Юрий Анников 2   08.11.2022 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.