Ваня Чашкин

Мы шли в атаку,выгнувшись дугою
На полверсты вдоль берега реки,
И первым, кто бежал передо мною,
Был Ваня Чашкин из деревни Васильки.

Уж этак водится,когда бежишь ватагой,
Что кто-то первый,а за ним уже второй-
Растасовала нас судьба перед атакой
И я бежал за Ваниной спиной
 
Бегу по скошенному полю без оглядки
И впереди картина лишь одна-
Под гимнастеркой острые лопатки
Да вымокшая Ванина спина.

А пуле что? Она,порыскав между нами,
Нашла,что ближе и,под ребрами пробит,
Уставясь в небо васильковыми глазами,
Он прошептал: «Володя.Я убит.»

Мы добежали и потом была Победа,
Война закончилась,мы выжили и вот,
Я сыну нашему с пеленок заповедал
Не быть вторым,когда бежишь на пулемет.

Я прожил жизнь и начал забываться
Тот берег у излучины реки,
Но иногда,нет-нет,да и приснятся
Два синих глаза из деревни Васильки…

…Через ольховник выгибаемся мы к немцу
Извилистой,неплотною дугой
И пулю принимает близко к сердцу
Глазастый Ваня, Чашкин, рядовой…

И с той поры,чтобы не ныли нервы,
Свой первый тост я неизменно пью
Всегда за тех,кто шел в атаку первым
И принял пулю на себя 
Мою.


Рецензии
Стихи плохие.
Разностопные строки фатально портят ритм, и ломают ход прочтения - на них спотыкаешься. Такое ответственное содержание требовало бы более тщательной отделки формы.

Александр Тарновский 2   22.05.2023 13:18     Заявить о нарушении
Да это лучшее мое стихотворение. И где ты усмотрел разные стопы. Прочитай вслух. Леша.

Алексей Фофанов   22.05.2023 14:36   Заявить о нарушении
Сашка. У меня не самые лучшие стихи. Но из ритма я не выпадаю вообще никогда. У меня абсолютный музыкальный слух. Вообще и нигде и никогда. Я не обиделся нет просто ты неправ. Леша.

Алексей Фофанов   22.05.2023 16:38   Заявить о нарушении
С вашего позволения поучаствую.
Попробую рассмотреть строфы по количеству слогов и расположению ударных слогов:

Мы шли в атаку,выгнувшись дугою
На полверсты вдоль берега реки,
И первым, кто бежал передо мною,
Был Ваня Чашкин из деревни Васильки.

11 -/-/-/---/-
10 -/-/-/---/
11 -/-/-/---/-
12 -/-/---/---/

Уж этак водится,когда бежишь ватагой,
Что кто-то первый,а за ним уже второй-
Растасовала нас судьба перед атакой
И я бежал за Ваниной спиной

13 -/-/---/-/-/-
12 -/-/---/-/-/
13 ---/---/-/-/-
10 -/-/-/---/

Бегу по скошенному полю без оглядки
И впереди картина лишь одна-
Под гимнастеркой острые лопатки
Да вымокшая Ванина спина.

13 -/-/---/-/-/-
10 ---/-/---/
11 ---/-/---/-
10 -/---/---/

...и так далее.

На мой взгляд огрехи формы очевидны.
Извините, за непрошенное вторжение.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 10:12   Заявить о нарушении
И - соглашусь - содержание, действительно, ответственное - глубокое, буквально пронизывающее своей наглядной прямотой.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 10:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Павел! Автор (мой большой друг, между прочим) назвал меня буквоедом. Теперь нас двое ))

Александр Тарновский 2   24.05.2023 10:35   Заявить о нарушении
Позволю себе вмешаться.По рассказам моего друга умершего стихотворение написано.У его отца был на фронте друг Ваня Чашкин который именно так и погиб на глазах Володи отца моего друга.Это трагедия одна из миллионов .Реальная смерть реального солдата.Леша.

Алексей Фофанов   24.05.2023 12:47   Заявить о нарушении
О содержании речи нет. Все претензии к техническому исполнению. Никакое содержание не оправдывает технический брак. Представьте, что костюм пошили из отличного дорогого материала, но криво, косо, не в размер. Хороший костюм? Плохой. И бесполезно кричать, что материал-то хороший.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 13:31   Заявить о нарушении
Ты неправ.Исполнение приличное.Но во первых ты не эмоционален а во вторых где и в чьих стихах ты видел исполнение тобой обозначенное по количеству стоп четко?Ответ.Ни у ко но.Никогда.В третьих ты все таки именно Буквоед.Но это простительно.Не самый страшный недостаток.Леша.Я же советовал тебе прочитай вслух и ты поймёшь что ритм соблюдён.Леша

Алексей Фофанов   24.05.2023 13:37   Заявить о нарушении
Посмотри картинки ритмического рисунка, которые составил Павел Лобатовкин - они должны повторяться, а они разные. Это математика. Ты споришь не со мной, не с Павлом, а с математикой. Ну-ну.
О содержании. Все признают безусловную ценность темы и значимость конкретного описанного эпизода. Я понимаю, что в это стихотворение ты вложил душу, это несомненно. Душу вложил, а труда не приложил довести форму до совершенства, типа, и так сойдёт. А вот это уже неуважение к теме. Тем более досадно, что ты умеешь это делать, и делал не раз и не два.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 14:01   Заявить о нарушении
Не соблюдён не ритм, а РАЗМЕР. Это должно быть понятно.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 14:02   Заявить о нарушении
Хорош ли праздник мой малиновый иль серый но все мне кажется что розы на окне и не признательность а чувство полной меры бывает в этот день всегда присуще мне.Разбери по количеству стоп.Поверить алгеброй Армению хотел Сальери но отступил перед легкомысленным Моцартихом чуждым математике.Леша.

Алексей Фофанов   24.05.2023 14:15   Заявить о нарушении
Не Армению а гармонию

Алексей Фофанов   24.05.2023 14:15   Заявить о нарушении
Моцартих пишет планшет.Неплохо.Леша.

Алексей Фофанов   24.05.2023 14:16   Заявить о нарушении
Любопытно, но, наверное, по данному вопросу я очень неплохо понимаю вас обоих.
Годами (!) я составлял подборки самых-самых лучших по смыслу своих четверостиший и при любой возможности отправлял их на оценку профессионалам. И всякий раз в ответ получал в лучшем случае снисходительное "неплохо, но..." А потом шли чисто формальные (по моему мнению) придирки к размеру, к ритму, к наличию глагольных рифм и прочей шелухе, которая для меня играла не особо значимую, сугубо второстепенную роль по сравнению с главным - со смыслами.
Так бы всё это и продолжалось, наверное, до сих пор. Но однажды я разозлился и сделал подборку не "от смыслов", а "от формы" - мол, вы такое хотите? Так получите! И случилось чудо: литературно и филологически продвинутые люди "увидели" мои четверостишия, оценили их положительно, и даже (!) отметили, что в них некие оригинальные смыслы присутствуют.

Каждый из нас может считать самой главной какую-то составляющую часть своего творения - смыслы, содержание, чувства или, скажем, вложенную душу - но приходится считаться и с тем, что читатели и, тем более, продвинутые читатели могут оценивать это творение, исходя из совершенно других соображений.
Так думаю.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 14:29   Заявить о нарушении
Бессмертное.
Саша Чёрный

Одни кричат: "Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи -
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?"

Другие возражают: "Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди".

Им спора не решить... А жаль!
Ведь можно наливать... вино в хрусталь.


Александр Тарновский 2   24.05.2023 14:39   Заявить о нарушении
Это правда.Но ритм соблюдён.А размеры не соблюдены даже у профессионалов и никогда.По матрице стихи не пишет никто.Даже Пушкин.Я за профессионализм и одной так называемой души недостаточно.Но...И все же ...Стихи и математика...Сопряжение математики и литературы...Риторический вопрос.Но профессионализм необходим.Дали говорил сначала научитесь писать как Веласкес а потом уже экспериментируйте.Но в данном случае интим неоспорим.Амколичество стоп не соблюдает ни кто и никогда.Я прекрасно понимаю о чем вы оба без ложной скромности иначе это было бы глупо стих неплохой.Лега.Ритм возможно важнее размера.Хотя и вопиющее выпадение из размера чревато.Леша.

Алексей Фофанов   24.05.2023 14:42   Заявить о нарушении
Хорош ли праздник мой малиновый иль серый,
Но все мне кажется, что розы на окне,
И не признательность а чувство полной меры
Бывает в этот день всегда присуще мне.

Вот здесь всё идеально. И форма и содержание.

А что касается "Моцартиха", то он был то ещё "математик". И лепил по законам контрапункта очень много чисто "математической" музыки - на потребу и за деньги.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 14:44   Заявить о нарушении
Когда-то, после очередных придирок, у меня такое сочинилось:

Я вином самодельным наполнил бокал,
Заглянувшему гостю попробовать дал,
Тот сердито воскликнул: «Бокал-то с изъяном!»
А о вкусе вина ничего не сказал.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 14:49   Заявить о нарушении
По стопам Тарковского однако не разобрал.Я строю свое убеждение вот на чем.У меня была близкая подруга.Филолог поэтесса и профессиональный литературный критик со стажем.Она одобрила горячо это стихотворение.Извините но верить ей или Сашке?Кому?Она литератор который за свои критические статьи получает деньги.Сашкамнет.Он не профессионал а дилетант.Без обид.Лешп.

Алексей Фофанов   24.05.2023 14:54   Заявить о нарушении
"Извините но верить ей или Сашке?Кому?"

На мой взгляд, верить можно только тому, кто решится или не решится публиковать чужое произведение за свой счёт. Да и то с оговоркой, ведь и такие люди иной раз ошибаются.

Поэтому, есть смысл не верить, а просто принимать к сведению: такому-то читателю такое-то произведение понравилось, а такому-то - не особо. Это же нормально, когда у людей вкусы не совпадают.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 15:04   Заявить о нарушении
Да это реальность.Многие не любят Пушкина и Есенина.Мой друг терпеть не может Достоевского.Я Толстого не люблю.Читаю Тэффи.Плюются из за мата многие на Лимонова.А по моему выдающийся литератор.Леша.

Алексей Фофанов   24.05.2023 15:21   Заявить о нарушении
Сдаюсь. Поэт пишет как может. Потому что писать как не может, он не может.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 18:14   Заявить о нарушении
Для Павла. Рубаят очаровательный. Но ситуация, признайте, другая. Вино и бокал - две сущности, а произведение + одна. Вы прочли моё сравнение с костюмом?

Александр Тарновский 2   24.05.2023 18:18   Заявить о нарушении
Сравнение с костюмом хорошее, очень хорошее. Но и сравнение с вином и бокалом мне тоже нравится. Тем более, что и у Саши Чёрного в приведённом вами стихотворении именно оно использовано.

Павел Лобатовкин   24.05.2023 18:28   Заявить о нарушении
Павел, мне нравится, как Вы ведёте дискуссию.

Александр Тарновский 2   24.05.2023 19:08   Заявить о нарушении
Приятно слышать. Спасибо, Александр.

Павел Лобатовкин   25.05.2023 02:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.