Дикая розга. Духовный смысл явления Креста

      Господь Бог наш Иисус Христос не так просто явил нам Животворящий Крест, но для чего-то? Вся наша жизнь и всё происходящее на земле и вся вселенная держатся на духовном законе.
     "Смысл чудесного явления и последующего бытования Животворящего Креста Господня, пребывающего в селе Годеново, - говорит православный философ, богослов и писатель Виктор Николаевич Тростников, - невозможно понять, не сопоставляя его с другими духовными и историческими явлениями того периода. Вот когда мы эти события осмыслим в совокупности, тогда перед нами откроется духовная картина действия Промысла Божия, замечательная в своей простоте и логике". И далее он раскрывает события очень важные в духовном отношении, которые произошли в XV веке.
     «Итак, существует взаимосвязь событий: явление Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года с историей Российской и Вселенской. Годеновское чудо – это поворотный момент, который разделяет историю Руси на «до» и «после». Очень большая история «до», и очень большая история «после».
     Годеновский Крест - эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас. Как он перенесен через огромные расстояния - рационально объяснить невозможно. Немаленькое, двух с половиной метровое Распятие! Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение - это то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь - они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает.
    
     Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит Ему это нужно. А нужно это было для чего? Совершенно очевидно. что сама дата дает нам ключ к разгадке, потому что речь идет про 1423 год. Византия пала в 1453 году, то есть ровно тридцать лет. Очевидна передача эстафеты от Византийского царства к Российской империи, как передают эстафету: там - деревянная палочка и здесь Распятие тоже на дереве. Тот человек, который принимает эстафету, должен сравняться по скорости с тем, кто передает. И в истории то же.
     Россия должна была немножко "разбежаться", чтобы быть способной в динамике, на ходу, принять эту эстафету. И приняв эту эстафету, она продолжала двигаться. А России был отведен срок 500 лет: в X веке она получила Крещение, а Третьим Римом она стала в середине XV века.
     За эти 500 лет Россия стала вровень с Византией: по духу, по восприятию православных ценностей и их ассимиляции в народном сознании, по церковному строительству, по богословскому уровню. А Византия к этому моменту все это в значительной степени утратила.

     И именно в это тридцатилетие окончательно обозначились тенденции духовного и политического созревания России с одной стороны, и с другой – стремительное движение к краху Византии: экономическое, политическое, духовное. Именно в XV веке Россией были исполнены два условия, необходимые для принятия жезла Православия.
     Во-первых, Россия должна была стать централизованным государством, т. е. прекратить существование усобиц, преодолеть феодальное раздробление на удельные княжества и стать Империей, по существу стать Монархией. Почему? Чтобы стать преемницей Второго Рима, она должна была стать Третьим Римом.
     Второе условие – автокефалия. Русская церковь была епархией Константинопольской, хоть, может быть, и самой большой, но все-таки епархией. И русские митрополиты православной церкви утверждались в Царьграде. Какой же это Третий Рим, когда его Церковь несамостоятельная и подчиняется иноземному Патриарху?
    
     Как раз в этот промежуток времени в 1431 году умирает митрополит Фотий – последний русский митрополит, поставленный в Царьграде. Русские люди склоняются к избранию митрополитом святителя Ионы. Однако Византия принимает другое решение, и по выбору Царьградского Патриарха митрополитом назначается Исидор, который, представляя Русскою Церковь на Флорентийском соборе, подписывается в папской унии. Приехав в Москву, он начинает склонять великого князя Московского Василия II к принятию унии, что приводит русский народ в замешательство.
     В результате он изгоняется из Москвы, и Москва поставляет своего первого митрополита. Все это совершается в 1448 году. То есть, за 5 лет до падения Византии Россия превращается в централизованное государство, объединенное Василием II (Темным) – фактическим первым русским царем – и в тот же год приобретает автокефалию.

     Как раз накануне этих событий с неба является чудотворное Распятие, как знак, подтверждающий Божие благословение. Обращает на себя внимание определенная алгебра чисел. 1423 год – 30 лет до падения Византии, жизнь одного поколения. Через 25 лет 1448 год – великий князь Московский Василий II становится единовластным правителем, и Русь приобретает автокефалию. Еще через 5 лет, в 1458 году, Царьградский Патриарх Геннадий Константинопольский передает через паломников Царьградскую икону Божией Матери Спасо-Елезаровскому монастырю.
     Не так легко было добраться из Константинополя до Пскова с большой иконой и по дороге ее не утратить. Конечно, и здесь тоже Божие чудо. Посылая Цареградскую икону, Патриарх Геннадий, уже находившийся под неусыпным надзором мусульман, благословил Русь на дальнейшее хранение Православия. Этим завершается многоступенчатый цикл передачи преемственности от Византии к Руси.
     Вот в какой связи явление Животворящего Креста получает ясный смысл - с него промыслительно начинается важнейшая цепочка исторических событий. Стоит отметить, что именно в этом Спасо-Елезаровском монастыре, через некоторый отрезок времени будет жить инок Филофей, которому принадлежат слова: «Были два Рима, пали. Третий Рим – Москва и четвертому не бывать».

     Годеновское чудо, как знамение всем нам, свидетельство о нашей исторической судьбе. И что удивительно – Крест является ни царю, ни в Москве – царственном граде, ни митрополиту, а ЗЕМЛЕ, то есть освящалась ­ САМА ЗЕМЛЯ. Причем той ЗЕМЛЕ, на которой решалась судьба России, это Ростово-Суздальская древнейшая русская земля, коренная русская земля. Здесь совершилось прекращение междоусобиц.
     Именно здесь, около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение Василия II с Шемякой, в результате чего Василий II объединил под собой все княжества, кроме Новгорода. Новгород присоединил его сын Иван III, в царствование которого после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог герб Византии – двуглавый орел - становится гербом России. Одна голова орла олицетворяет абсолютную монархическую власть, вторая – централизованную духовную власть.

     Далее, в XVII веке вопросы государства Российского решались опять на этой земле. Самый пик, самая жесткая, самая беспощадная точка в польско-литовской интервенции была опять же в Ростовской земле. Здесь, а не в самой Москве была одержана и эта победа.
     В свете всех этих потрясающих событий XV век - это развязка всех узлов, завязанных в предыдущие эпохи и открытие путей в будущее. И в самом центре этого клубка вот эта Святыня - Иисусов Крест, Распятие! Именно Крест, тяжелейший Крест, который прообразовал тот духовный Крест, врученный Господом Руси, как хранительнице Православия.
     Так и апостол Андрей, поднявшись по Днепру со своими учениками, водрузил на Киевском холме тоже Крест - символ Распятия. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. И опять-таки освятил ЗЕМЛЮ. Не племена, не людей, не было еще государства. Была освящена сама ЗЕМЛЯ и земля эта была освящена заранее – это был первый шаг к Третьему Риму. А через десять веков на этом месте великий князь Владимир крестил Русь, и еще через пять веков она становится Третьим Римом, приняв на себя всю степень ответственности за Православие на Земле.

     Таким образом XV век ясно показывает, что смысл предыдущей нашей истории состоял в утверждении на нашей земле Православия, то есть апостольской веры, которая неизменно сохраняется только в Православной Церкви. Господь наш Иисус Христос говорил апостолу Петру: «На этом камне веры Я создам Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее» (Мф.16,18).
     Обратите внимание на слова «Мою Церковь». Господь говорит не о католической церкви, не о протестантской церкви, не о какой-нибудь сектантской церкви, а о Своей. А что значит «Моя Церковь»? - Апостольская. Та, которую Он основал в день Пятидесятницы, сделав апостолов её первыми епископами. Вот именно об этой Церкви идет речь, и о Православной вере. Именно эту веру при великом князе Владимире мы переняли у Второго Рима и 500 лет созревали для того, чтобы стать достойными нести эту эстафету дальше. XV век стал поворотным веком. Именно тогда появилось великое знамение на нашей земле - Годеновское Распятие.
    
     Третий Рим – это понятие не политическое, а чисто церковное. Третий Рим – это российское православное царство, православная империя. И, конечно же, в форме монархии. Почему монархии? Потому, что жизнеустроение православного царства на земле копирует Царство на Небе. А там - монархия. Господь Вседержитель, девять чинов ангельских - Архангелов, Херувимов, Серафимов и т.д. То есть, как православный человек, живущий на земле, должен обоживаться, уподобляться Христу, так и в целом православный народ должен уподобляться устроению небесному».


Рецензии