Свадьба. Часть 6

     Поскольку нам представилось остановиться и пожить на территории жениха, то можно сказать, что мы попали в основное место событий.
     Да, накануне самого главного первого дня соседи и соседки активно помогают виновникам торжества. Так мы привыкли говорить - "виновники торжества". В Таджикистане. даже по современным меркам свадьбу не всегда можно назвать торжеством. И дело не только в соблюдении традиции выбора невесты родителями, а не самим молодым человеком. "Стерпится слюбится" говорят. Но молодежь Таджикистана. давно смотрит на своих сверстников в других странах, которые могут выбрать ту, которая близка сердцу и с которой именно хочется прожить всю жизнь до гроба. А при отдаче "дани" очень часто жених уже настроен на то, что это его долг "настрогать" потомство и не важно какая женщина ему в этом поможет. Потом для семьи он построит дом и насадит сад. Не говоря уж о том, что сильно еще тут правило, что браки детей должны совершаться строго последовательно - от старшего ребенка к младшему: если старшая дочь не выдана замуж или старший сын еще не женился, то младшие могут "перезреть", что в бОльшей и неприятной степени касается, конечно, девушек. Представьте, что в семье 8 детей, причем самая старшая девочка, например, шестая по счету, а пред ней одни мальчики. И что получается. В ней сватаются, а родители не могут ее замуж выдать, пока все старшие сыновья не женятся. Поэтому все чаще и чаще в Таджикистане, случается, что мужчина только к 40 годам начинает жить в своем удовольствие,  с женой, близкой сердцу, а не навязанной родственниками. Отсюда и "многоженство" в 21 веке возникает. Радует пока одно, в сравнении с нашим привычным миром, хотя их современное "многоженство" это по сути та же картина, когда есть жена, а есть любовница, но обе они являются как бы законными - например, одна зарегистрирована в ЗАГСЕ, другая по религиозным законам. По законам страны первая считается настоящей, а по морали - обе. У нас же (а в христианстве) давно стерта грань так сказать "честности" по отношению к женщине. Отсюда и исчезнувшая ответственность - жене можно изменять сколько угодно раз, любовниц может случиться много, сколько ненужных детей внебрачных, сколько брошенных детей, которые не нужны ни любовнице, потому что она с помощью ребенка рассчитывала удержать или заполучить чужого мужа, ни этому мужчине, так как он и не собирался менять "знакомую" или выгодную жену на "втюрившуюся" в него удобную любовницу-секретаршу, например.
     Закончили о грустном.
     Предшествующий свадьбе день в доме жениха полностью посвящен подготовке помещений к празднику, приготовлениям, связанным с самим обрядом, приготовлению традиционных компонентов праздничного стола(дастархана). Если позволяет размер территории двора, а часто и огорода (если свадьба случается зимой), то территорию разровняют и создадут поле для праздника. Таким образом можно собрать больше гостей, которым со всех уголков будут виды обряды и жених с невестой во время застолья и веселья.
     Примерно в 4-5 часов вечера накануне в доме жениха собираются соседки и вместе с хозяйкой дома в специально отведенном помещении (а чаще для этого предоставляется кухня, а кухни на Востоке большие)начинают месить тесто и делать заготовки для лепешек. По традиции собирается как можно больше женщин из соседок. Могут участвовать гостьи, ночующие в доме или близкие родственницы жениха.
     Вначале помещение тщательно моется, особенно пол. Приготавливаются большие тазы и миски. Если не хватает, соседи приносят с собой. На полу расстилается большое белое полотно, по плотности напоминающее холст или габардин. Участвующие в процессе женщины, предварительно вымыв руки до локтя в нескольких водах без мыла и, тем более без душистых веществ(как хирурги перед операцией), в чистой одежде с фартуками, усаживаются вокруг этого полотна так, чтобы ни ноги, ни одежда не касались разосланной ткани, и получают свой тазик с заготовкой теста, которое теперь нужно месить. Прежде, чем приступить читается молитва, хозяйка еще раз, чисто ритуально, обносит каждую участницу миской с водой, над которой каждая омывает руки.
     На полотно высыпается мешок муки, а женщины располагаются вокруг. Как только хозяйка дома дает сигнал "приступить", все начинают месить тесто, добавляя время от времени муку. Тесто доводится до плотного гладкого упругого комка. Готовый комок хозяйка забирает и переносит на стол, накрывая чистой тканью. Выдает новую порцию теста. Ни одна из участниц сама не встает с места до полного окончания всего замеса. Во время "массового замеса" ведутся разговоры, могут петь песни или молиться. Если же требуется открыть новый дополнительный не приготовленный мешок с мукой, хозяйка с одной из женщин может встать, перенести мешок поближе или высыпать его содержимое на полотно, если одной женщине не справиться.
     Важно. В это помещение во время процесса замеса не может заходить ни один мужчина (ни взрослый, ни ребенок). Даже, чтобы помочь поднести и высыпать очередной мешок. Это считается плохой приметой, приносящей свадьбе беду или неудачу будущей семейной паре. Особенно, не допускается появление в комнате жениха(к примеру, среди женщин может быть его сестра или жена  его брата, и жених захотел бы зайти что-то у них узнать) . Тогда процесс могут совсем прекратить, и начать все сначала.
     Когда теста приготовлено достаточно (на самом деле чуть больше, чем нужно, чтобы, если что, хватило и неожиданным гостям), его оставляют расстояться. Потом приступают к выпечке. Этот процесс также требует навыка и умения работать с большим объемом теста, тонким слоем лепешки и большим диаметром окончательного продукта.
     Мне довелось, по чистой случайности, в Питерских городских условиях, наблюдать как ловко молодая женщина-таджичка справляется с метровой тонкой скалкой, и какой большой и тонкий (не более трех миллиметров)получается "блинчик", который потом ловко наматывается на эту скалку.
     Итак, на столе, а порой и на полу, потому что площади стола не хватает, куски теста раскатываются в очень тонкий круглый пласт. Выпекаются. Складываются стопкой, как блины. Это основная ритуальная лепешка. Из остального теста выпекается кульча (мелкие лепешки традиционной формы) и покрупнее. Если гостей предполагается много, соседки помогают печь и приносят готовые лепешки в дом жениха. Весь готовый хлеб складывается в кухне до завтра.
     В этот же день женщины должны успеть приготовить компоненты для плова. Настрогать моркови, почистить лук, нарезать мясо, и посолив его, оставить до утра. Приготовить достаточное количество риса. Приготовить масло, чтобы его было достаточно под рукой, когда мужчина начнет готовить плов. Подготовить посуду для плова. Это как правило огромный казан, изготовленный специально для таких массовых мероприятий. Обычно его передают друг другу по надобности. К нему полагается огромная ложка и громадная крышка. Впрочем, наличие большой крышки не обязательно, да, и не всегда возможно. Тогда роль крышки выполняют обычные среднего размера лепешки хлеба.
     На свадебный плов уходит много продуктов 10-20 кг каждого вида. Плова получается 50-70 кг. Таким количеством можно сытно накормить целую деревню. Если семья состоятельная, мужчины идут на рынок и покупают мясо там. Если семья небогата, они режут своего барана или двух. Зажиточные всегда режут своих баранов, несколько штук. Обычно этим занимаются специальные люди или сам хозяин дома.
     Не забывают и о чае. Чай - основной напиток в Таджикистане. Чайников, конечно, не напасешься. Поэтому используют те, "доисторические" самовары,  которые впоследствии модифицировались и превратились в тульские формы. Такой самовар представляет собой высокий цилиндр на до 50 литров воды, с трубой, и краном в нижней части (напоминает доисторический деревенский сепаратор для молока). Под самоваром раскладывается костер. По мере закипания и нагревания воды, открывается краник внизу самовара и водой заваривается сухой чай в больших медных чайниках до 10 литров объема.
     Таджикистан современная страна и рынок иноземных по сути продуктов в ней представлен достаточно хорошо, поэтому все чаще и чаще на праздниках, кроме традиционного чая, появляются соки в коробках и бутылки с газированными напитками местного и иностранного производства (чаще китайские и российские).
                Продолжение...


Рецензии