Он все-таки поднялся в небо

Мечта о небе живет в каждом мальчишке. Кто из нас,  родившихся после войны, лежа на траве и вглядываясь в облака,  не мечтал подняться вверх  и увидеть мир с высоты птичьего полета?  Кто, стоя на вершине горы, не испытывал трепета перед уходящим вдаль  бескрайним пространством? Мы подолгу всматривались в небо, услышав гул самолета, пролетавшего над головами,  и провожали его взглядом далеко за горизонт. Хотелось бежать за ним, задевая встречные кусты  и колючки, подпрыгнуть ввысь так, чтобы сердце зашлось,  на секунду почувствовать себя сидящим за штурвалом, напевая знакомую мелодию: «Самолет, самолет, забери меня в полет!» Об этом же, вероятно, мечтал и Михаил Серпионов, появившийся на свет в далеком Озерске Калининградской области  зимой 1949 года.

      Отец Михаила, уроженец Шацка,  освобождал Кенигсберг от фашистов, служил шофером на знаменитой реактивной установке «Катюша». Он  не мог себе представить, что придется вернуться в эти места вместе с молодой женой и родителями в   голодный  47-й год, когда на Рязанщине нечего было есть, а на территориях, освобожденных от фашистов, стали организовывать колхозы. Люди потянулись туда за лучшей долей.  Все складывалось для молодой семьи хорошо: работа, жилье, рождение  первенца.  Вот только долго радоваться не пришлось:  Борис Серпионов тяжело заболел и умер в 1951 году, оставив жену с ребенком на руках.  Пришлось  возвращаться в Шацк и начинать жить заново.  После переезда мама устроилась в больницу санитаркой, определив малыша в ясли. Жили бедно, коротая вечера с керосиновой лампой: дом был покрыт соломой, не хватало топлива, продуктов питания. Электричество провели только в 1971 году,  перед  проводами  Михаила в армию. Как замечает Серпионов: «Зрение потерял из-за тусклого света керосиновой лампы и чтения бесчисленного множества книг и журналов технической направленности». Но это все было потом…

   А  летом  1953 года в Шацк прибыли курсанты Сасовского летного училища, обустроив недалеко от больницы  палаточный  лагерь вместе с аэродромом  для тренировочных полетов.  Это событие стало знаковым для четырехлетнего мальчишки на всю жизнь. Какой же ребенок  устоит, чтобы не узнать, как  самолеты взмывают вверх и с ревом кружат над городом с раннего утра до захода солнца?  Ежедневно Мишка бегал к лагерю, издали наблюдая за подготовкой машин к полетам, а потом заинтересовался и самими  полетами. Его заметили инструкторы: как-то само собой за ним закрепилось прозвище «курсант». Вот уже ему разрешили подойти поближе: он помогает  расставлять флажки на взлетном поле, моет машины «ЯК-12» вместе  с ребятами из летного лагеря,  впитывая в себя, словно губка, все, о чем говорят инструкторы.

   Частенько на аэродроме Мише попадались находки, которые были  дороже всего на свете: пуговицы от мундиров, фуражка с оторванным козырьком, летные очки без стекол. Заметив интерес паренька к авиации, курсанты дарят ему значки, эмблемы. Все это он   бережно хранит  дома как самые ценные реликвии.
   Летом 1957 года ему впервые позволили сесть в самолет и подняться в небо. Восторгу восьмилетнего пацана не было предела: он впервые так близко увидел вращение воздушного винта и контрольную панель авиационных приборов  со всевозможными кнопочками и тумблерами. А главное – рядом было небо! Небо, о котором он так мечтал!  После полета ноги сами несли  домой, ему казалось, что он не шел,  летел. Очень хотелось встретить кого-нибудь из сверстников и поделиться сокровенным: «Я теперь знаю, что есть только одно место, где человек абсолютно счастлив. Это небо! И я покорю его!»

     Моделированием Михаил Серпионов начинает заниматься в 4 классе: сначала перечитал все книги о военных летчиках в библиотеке, а потом мама выписала ему журнал «Крылья Родины», где он  находил много полезных статей о моделировании  и чертежи для самостоятельного изготовления моделей. Малыш  увлекся  новым делом: пилил, клеил, красил, мечтал стать летчиком, как те молодые курсанты из Сасовского  училища. Он иногда забывал даже  пойти в школу на занятия, хотя, как уточняет герой моего очерка, такое с ним случалось редко.

      Друзья,  завидуя Мише,   говорили, что самолет не птица,   может рухнуть на землю, а  сердце во время полета разорваться на части от большой  высоты. Но Серпионов  продолжал  ежедневно  ходить  в лагерь летного училища, как на работу. Он старался  делать все, чтобы осуществить мечту. К его счастью, в детском магазине и киоске «Союзпечать» продавали сборные модели самолетов.  Откладывая по пятачку от той суммы, что мама давала на пирожки, он покупал модели  и собирал их.   Радость переполнила сердце шацкого паренька, когда после очередного полета инструктор подарил летный шлем. Первые дни он даже спал в нем, а потом несколько лет ходил в школу, гордясь этим дорогим подарком.

    Учась в седьмом классе, в 63-м, Михаил Серпионов   по инициативе  директора Дома пионеров, Татьяны Павловны Мальковой,    организует в Шацке кружок юных авиамоделистов. Все, кому было интересно, записывались в  кружок и под руководством сверстника готовили модели для полетов.      В 1966 году Т.П. Малькова, заметив успехи своего воспитанника в пилотажном моделировании, направляет Мишу в областной лагерь технического творчества в село Поляны Рязанского района.  Там под руководством опытного наставника из Рыбного Дмитрия Ивановича Крылова – учителя труда и руководителя кружка областной станции юных техников - Михаил пополняет свои знания. Этот педагог учил обитателей лагеря быть мастерами на все руки, хотел видеть их мечтателями, способными заразить своими идеями  других. Перед группой юных техников, куда попал шатчанин, среди других,  была поставлена и такая задача: стать пропагандистами технического творчества в своих школах, районах. Каждый увез из лагеря не только новые знания, но и диплом юного техника-инструктора, дающий право вести кружок в школе. Журналистка Юлия Харицкая, посетившая  полянский лагерь в то время, в своей статье «А если это талант?» писала буквально следующее: «Один из питомцев Дмитрия Ивановича, Миша Серпионов, своим мастерством авиамоделиста так покорил ребят из соседнего пионерского лагеря, что начальник этого лагеря пригласил его работать инструктором.
- Большой мастер растет, - заметил о Мише учитель. – Не выпроводишь из мастерской, о еде забывает, о сне».
    Какая высокая оценка труда четырнадцатилетнего мальчика!

     В  1967 году на 18-х областных авиамодельных соревнованиях десятиклассник из Шацка Михаил Серпионов занимает I место в классе кордовых пилотажных моделей. Причем, замечу: модель была собрана  самостоятельно, без помощи учителя-наставника!

     В 68-м   Мишу  пригласил вести кружок технического моделирования знаменитый директор школы-интерната  Константин Александрович Островский. Ребята под руководством опытного инструктора занимали призовые места в районных и областных соревнованиях, а директор делал все, чтобы достать для занятий необходимое оборудование.

      Подходила к концу учеба в школе. Миша сдавал экзамены и готовился к поступлению в Сасовское летное училище. Только все хлопоты трудолюбивого молодого человека  оказались напрасными: при проверке  зрения врачи дали отрицательное заключение, поставив крест на профессии, которую он хотел получить. Душа почернела, горький осадок поселился в сердце: свет от керосиновой лампы из далекого детства разрушил  мечту. Но не таков  Михаил Серпионов, чтобы сложить руки и ждать, что будет дальше.  Не пал духом  парень, влюбленный в небо. Получив профессию шофера и отслужив срочную службу,  возвращается в Шацк. У него мыслей других не было: он хотел жить и работать  в городе своего детства.  Став профессиональным водителем, он, как считали  многие, вероятно, хотел забыть самолеты. Но, к радости шацкой ребятни, Михаил Борисович, этого сделать  не смог: небо продолжало манить с новой силой. Он снова мечтает его покорить!

    В 1971 году в городе открывается станция юных техников. Начинают работать кружки: авиамодельный, картингистов, радиотелеграфистов, фото – и кинолюбителей. Устроившись на работу в редакцию газеты, по выходным Михаил собирает ребят и начинает обучать их совершенно бескорыстно, создавая управляемые модели и побеждая на соревнованиях в Рязани и Сасове. Сколько прошло через его авиамодельный кружок  ребятишек,   трудно сосчитать!

    Готовя материал  к публикации, я услышал  из уст героя моего очерка  рассказ о событии, которое он  считает одним из счастливейших моментов всей жизни:
- Несколько лет назад на самолете санитарной авиации из Рязани доставили в Шацк хирурга для проведения срочной операции нетранспортабельному больному. Мы с ребятами в этот день «гоняли» на площади перед ДК модели самолета «АН-2». Такой же, только настоящий,  привез хирурга. Увлекшись полетами, я не заметил, как ко мне подошел молодой человек. Похлопав по плечу, поздоровался, назвав по имени-отчеству, представился:
-  Николай Малышев. Занимался у вас в кружке. Теперь я летчик гражданской авиации.
    Сколько лет прошло! Пытаясь вспомнить воспитанника, пристально вглядывался в его лицо. Видя мою странную реакцию,   он достал из кармана рубашки пилотку летчика, продолжив:
- Хотите покататься, посмотреть на город?
   А кто же откажется, когда такое предлагают! Я всю жизнь мечтал подняться в небо, а тут такой случай! Небо  для меня – воздух, которым дышу! Попросил взять ребят, чтобы тоже запомнили этот день. Взлетели. Коля посадил меня за штурвал, сам сел рядом и все приговаривал:
     - Пробуйте! Пробуйте! У Вас все получится! Вы же меня учили!
Этот день никогда не забуду: я управлял машиной,  а мой бывший ученик, ставший моим учителем на несколько минут, радовался, что  правильно выполняю все его команды.

     В 1988 году после работы в ДОСААФ инструктором-водителем заведующий отделом образования Владимир Иванович Савилов назначает Михаила Борисовича на должность директора станции юных техников. Одиннадцать лет он учил ребят изготавливать модели, устраивал показательные выступления на районных праздниках, участвовал   в областных соревнованиях, побеждая именитых соперников. В 99-м станцию закрыли, здание отдали под БТИ (наверное,  этой организации оно было нужней!), а Серпионова перевели  в школу-интернат на должность педагога  дополнительного образовании. И там он успешно продолжает осуществлять педагогическую деятельность, заинтересовывает ребят, побеждая на выездных соревнованиях. Но, к сожалению, руководство интерната, не замечая пользы от технического кружка и стремления детей в нем заниматься, решает отказаться от услуг опытного педагога.

     Часто  в СМИ, особенно в телевизионных ток-шоу, взрослые, занимающие ответственные посты, ставят вопросы: почему растет детская преступность? откуда берутся «трудные» дети? Ответ прост: не надо закрывать то, что подросткам нравится и делать все, чтобы они были заняты, изыскивая средства на открытие дополнительных  кружков и секций, предоставлять помещения и оборудование для занятий, оторвав молодежь  от телефонов и компьютеров.

   Серпионов всегда мечтал сам покорить небо и несколько лет назад ему это удалось. Шесть лет конструктор трудился над своим детищем – планером «БРО-11», прозванным «брошкой» по имени его создателя, литовского авиаконструктора Бронюса Ошкиниса. Это безмоторный одноместный летательный аппарат, который держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха. Длина конструкции 5, 17 м, размах крыльев – 7, 28 м, вес - 58 кг, высота полета – 15-20 м, крейсерская скорость 40 км/ч. Аппарат способен поднять в воздух человека весом до 75 кг. Михаил Борисович изготовил его строго по чертежам. Еще в далеком детстве Т.П. Малькова подарила  книгу «Планеры» (автор Н.Б. Шереметьев). Получился сложный механизм, в котором управление рулем направления планера осуществляется с помощью педалей, а управление рулем высоты – с помощью ручки управления. Планер буксируется автомобилем при помощи амортизаторного троса. При разгоне пилот освобождается от него, открывая механический замок на буксирном крючке. Если бы на этот планер установить мотор, то он бы смог взлетать самостоятельно. К сожалению, приобрести такую роскошь для шацкого конструктора не представляется возможным.    Теперь ежегодно, в сентябре-октябре, Михаил Борисович выезжает в поля  деревни Просандеевки, чтобы в очередной раз взмыть в небо. Несмотря на то, что полет длится всего несколько минут и посадка бывает довольно жесткой, он всегда  стремится туда.

   Вот так и живет шатчанин Михаил Борисович Серпионов. О чем болит душа  моделиста-конструктора? О том, что так и не стал настоящим летчиком, что нет в районе объединений технической направленности для детей и некому передать опыт, что в летных училищах для обучения курсантов используют самолеты иностранного производства – чешский «Л-410» и американский «Cessna -172», вместо надежного отечественного  «АН-12». Дома, в его однокомнатной квартире, получили постоянную прописку   более десятка машин  различных классов, готовые в умелых руках  в любую минуту взлететь над городом. А планер «БРО-11» ждет своего часа в одном из складских помещений Дома детского творчества, где трудится теперь герой моего очерка простым рабочим. Его по-прежнему манит небо, по-моему, даже сильнее, чем в детстве.  Ведь в детских мечтах было легче плыть рядом с облаками, представляя себя птицей.


Рецензии