Сухарики

               

Ну ка, открой рот. Скажи ааа, покажи язык. Ну хорошо, закрой рот - сказал мне врач ухогорлонос.
УхоГорлоНос - я в детстве думал сначала, что это такая очень важная и в то же время смешная фамилия врача.
Мамочка, у нас вторая степень аденоидов и гланды-бильярдные шары, сказал врач моей маме
Ну давайте-ка я дам вам направление в санаторий, попробуем использовать последний шанс, полечить его консервативно.
Это как? - подумал я - Есть больше консервов? Это я люблю, особенно фасоль в томате…
Мне было 6 лет, была середина семидесятых. Мама работала на стройке маляром, отец там же «клал» плитку. А у меня, как только холодает, вечные сопли, ангина и заложенный гундосящий нос, и с этим надо было что то делать.
В понедельник рано утром, мама привезла меня в детский санаторий, поцеловала и сказала:
Это не надолго, на ноябрьские я тебя заберу^ и мы пойдем с тобой в цирк. Ну, будь умницей, слушайся воспитательницу, я побежала…
Нянечка выдала мне казенную больничную одежду почти на размер больше, поэтому рукава вельветовой застиранной курточки пришлось немного закатать, а на штанах затянуть резинку.
И вот в таком смешном виде я предстал перед своими собратьями по санаторному «счастью». Дети сидели на стульчиках вокруг воспитательницы, которая читала им сказку про Незнайку и его друзей.
Няня посадила меня рядом с белокурым мальчиком, у которого было перевязано горло,  и от него пахло камфорным спиртом.
Я Андрюша - представился он - у меня компресс, няня сказала, что я хулиган, потому что пью холодную воду из под крана. А я не люблю пить воду оттуда. Андрюша показал мне указательным пальчиком в сторону стола на котором стоял большой серый цинковый бак, внизу у которого был врезан латунный водопроводный кран. На баке белой краской аккуратно было выведено кисточкой надпись  «Кипяченная вода»
В таком же баке моя мама кипятит белье и добавляет туда персоль, чтобы простыни которые я описал ночью, стали снова белыми - пояснил Андрюша.
Я поморщился.
- А как тебя зовут - спросил Андрюша у меня.
Роман - ответил я
А, так это про тебя журнал читает мой дедушка на диване. Там еще написано «Роман-газета», но деда говорит, что это журнал.
Нет - нахмурился я - Я, Роман Сергеевич Борцов, и я не газета
Тут наше знакомство и чтение сказки прервала вошедшая в нашу группу медсестра в белоснежном халате.
Холосас! - громко произнесла она.
Дети радостно вскочили и с криками - Холосас! Холосас! - сбивая друг друга, побежали к нянечке, которая стояла держа в руках эмалированный тазик  с чистыми столовыми ложками. Получив заветную ложку в руки, дети выстраивались в очередь перед медсестрой.
Пойдем в строй - сказал Андрюша - дают холосас.
Медсестра наливала из бутылки каждому в ложку, густой черный как мазут сироп. Кто то из детей моментально выпивал его, а кто то не торопясь растягивая удовольствие смаковал. В конце все дети одинаково облизывали остатки сиропа держа ложку во рту.
Что такое холосас? - спросил я у Андрюши
Ты что, не знаешь, это же космонавтское лекарство, пей оно вкусное!
Пей-пей, это сироп шиповника, даст тебе силу и здоровье, а когда вырастишь, обязательно полетишь в космос, как Гагарин - сказала рядом стоявшая медсестра и ласково потрепала меня по голове.  Я первый раз в жизни попробовал холосас, и это действительно было очень вкусно.
Жаль его дают только раз в день - вздыхая сказал Андрюша - Я бы его только и ел.
Сдаем ложки! - громко скомандовала няня - хватит их облизывать, а то дырки в них протрете своими языками и на обед суп будете есть руками. И не забываем, что ведем себя все хорошо, потому, что только хорошие дети после сон часа будут есть подарки.
Подарками в санатории называли продукты, которые приносили родители, когда навещали своих детей. Во время полдника их доставали из подписанных фамилиями детей пакетов, где были в основном конфеты и печенье и затем раздавали их всем поровну. При этом вынимая из очередного пакета угощения, обязательно называли вслух чьи это продукты, и благодарили за это ребенка, что он делиться с другими. Мне еще никто ничего не успел передать и я уже мечтал, о том, чтобы моя мама тоже принесла мне пакет с подарками. Это был первый «общак» в моей жизни. Там в санатории было все общее, казенная одинаковая одежда, игрушки, еда строго по расписанию, туалет вечно пахнущий хлоркой и даже кашель с соплями был у всех по умолчанию. Я впервые ощутил себя сиротой при живых родителях.
Каждый день в санатории был похож на предыдущий, дни стали казаться мне в два раза длиннее. Разговоры у детей были только об одном, о болезни и о родителях. Каждый мечтал поскорее выздороветь и вернуться домой. На обед всегда кроме хлеба, к первому блюду каждому ребенку давали по горсти мелко нарезанных сухариков. Повара оставшийся хлеб с предыдущего дня сушили и   посыпали солью, от чего они становились еще вкуснее. В первый день я их моментально съел. Андрюша, с которым я подружился увидев это, меня спросил:
А ты, что маме сухарики не будешь собирать?
Зачем? - ответил я
Как зачем, они же вкусные, мама обязательно должна их попробовать, у нас все собирают. Половину съешь, а другую спрячь в карман, только делать это надо незаметно, а то няня будет ругаться.
И тут я обратил внимание, что дети сидящие за соседними столиками потихоньку складывают сухарики в карман курточек, когда нянечка поворачивалась к ним спиной. На следующий день я присоединился к так называемому санаторному ритуалу, сбору сухариков для мамы. Хранил я их в носовом платке, который прятал под матрац.
Заканчивался четверг, четыре дня проведенные в санатории показались мне как четыре месяца, а мама все еще не приходила. Все эти дни мы исправно пили холосас, ходили на процедуры с УВЧ и УФО или как мы тогда их называли  тарелочки на шею и тубус. Вечером после отбоя полушепотом меня окликнул Андрюша:
Рома, смотри сюда! - наши кровати стояли одна за другой и спали мы головой друг к другу.  Из под одеяла Андрюша  держа в правой руке детский пистолет-фонарик посветил мне в лицо. Затем он повернул пистолет на свою левую руку в которой была большая шоколадная конфета.
У меня есть «Гулливер», сегодня мама приходила, давай мы с тобой ее съедим.
Давай, только у меня ничего нет, моя мама еще не приходила - вздыхая ответил я
А почему она не приходит - спросил Андрюша разворачивая конфету
У нее наверное «левак», нам нужен румынский гарнитур в спальню, соседи продают
А что такое «левак» - протягивая мне половину конфеты спросил Андрюша
Ну, это когда мама с папой ходят после работы на другую работу, где мама клеит обои, а папа делает облицовку, всяким там людям. И мы так сможем позволить себе гарнитур и мясо на рынке, потому, что в магазине ни хрена нет. Так мама говорит.
А у меня мама работает проводницей в поезде, пистолет и «Гулливер» она привезла из Москвы, а папы у меня нет…  Андрюша выключил фонарик и накрылся одеялом
Андрюша, а ты сухарики маме отдал - спросил я
Угу - тихо ответил он
Я достал из под матраца платок с сухариками и протянул их Андрюше:
На, бери угощайся, моя мама наверно не скоро еще придет
Ты что! - возмутился Андрюша - это же только для твоей мамы,  спрячь сейчас же…
В пятницу был банный день. Первыми мылись девчонки, потом мы. Нянечка нам выдала каждому тазик, мочалку и кусок белого детского мыла, наказав нам тщательно вымыть все части тела.
Завтра суббота, родительский день, вы все должны быть чистыми и вкусно пахнущими! - сказала нянечка
После бани всем по очереди, няня сушила наши волосы «Лилией».  Это было название фена, напоминающий по форме большую губную гармошку.
В обед, когда мы поглощали второе и запивали киселем в павильон вошла врач, оглядела всех и после этого сказала:
В городе эпидемия, грипп. Поэтому мы объявляем в санатории карантин, но родители могут вам передавать через нас передачи. Продолжаем вести себя хорошо, а после сон часа будем есть подарки.
Еще раз оглядев нас, она удалилась. После обеда положив очередную порцию сухариков в платок и спрятав их под матрац, я лег в кровать и разморенный после вкусного обеда моментально уснул.
Приснился мне сон из жизни. Папа иногда, очень редко по утрам отводил меня в садик, и мы по дороге пели с ним разные песни. Самая любимая с ним у нас была на тот момент «Остановите музыку». И вот мы с ним идем во сне  вдоль речки и поем именно ее, я папу держу за руку крепко-крепко так, когда дети боятся потерять родителей в толпе. Мы идем и я вижу как нам навстречу идет мама.
Папа! - воскликнул я - смотри мама! - я попытался побежать ей на встречу но теперь папина рука сжимала ее крепко и не отпускала. Моя рука стала неметь и попытка приблизиться к маме были тщетными, все вокруг зависло как в замедленном кадре кинофильма.
Борцов, Боорцоов, просыпайся, к тебе пришла мама - разбудив меня сказала   няня.
Я лежал на животе и моя левая рука все это время была под ним. Она онемела из за малого притока крови и я ее почти не чувствовал. Я тут же вскочил и помчался в раздевалку. Там никого не было. За мной вбежала няня и сказала:
Ты куда побежал, у нас же карантин, иди со мной там у окна ждет твоя мама.   
В окно светило солнце, мама была озарена этим теплым ярким светом и от этого она была еще прекрасней и любимей на всем белом свете. С маминой стороны стекло отражало ее саму и улицу, превратившись на некоторое время от прямых солнечных лучей в зеркало и поэтому она меня не видела.
Мама! - окликнул ее я, но она не слышала меня из за двух-рамного толстого окна. Няня приоткрыла форточку, чтобы было слышно и помогла мне встать на стульчик.
Мама! - снова крикнул я. Мама услышала меня и прикрывая лоб ладонью «козырьком» прищуриваясь начала искать меня глазами.
Сынок, здравствуй маленький! Меня не пускают к тебе, говорят карантин, как ты Ромашечка? Как твое горлышко?
Мамочка забери меня домой пожалуйста - начал реветь я
Ромочка милый, мы же с тобой договорились ты поправишься и я сразу тебя заберу, ты же уже большой мальчик… Я няне передала тебе пакет с гостинцами, папа купил тебе апельсины, а что тебе принести в следующий раз? Может какую-нибудь игрушку? - пытаясь успокоить меня, спросила   мама
Мамочка я обещаю тебе, что я обязательно сразу выздоровею, забери меня, я не хочу апельсины, я хочу домой…
Роман Сергеевич! - тут маме пришлось привести в действие один из наших семейных приемов
 Ты же Борцов, а значит сильный, помнишь, что папа всегда твой говорит, не имеешь право подводить нашу фамилию!
Угу - промычал я, это правило в нашей семье действовало на меня безоговорочно
Ну вот и умница. Маленький, я побежала, отпросилась не надолго с работы, надо уже идти. Не забудь у няни взять пакет, с следующий раз мы придем с папой, ну все иди..
Борцов, иди в кровать, твои подарки я тебе отдам после тихого часа - закрыв форточку сказала мне няня.
Я не торопясь пошел в туалетную комнату, чтобы вымыть лицо и вдруг меня осенило:
Сухарики! Мамины сухарики! - я помчался к своей кровати, быстро схватил из под матраца платок и побежал обратно к окну. «Влетев» на подоконник я пытался открыть форточку, но у меня ничего не получалось, я был слишком мал, а окна были очень высокими. Я стал стучать по стеклу в надежде, что мама услышит стук и вернется.
Мама! Мама! - кричал я - Я забыл про сухарики! Мааамаа! - но мама уже была далеко и не могла меня слышать.
Няня подбежала ко мне, взяла меня на руки и спустила на пол.
Ты чего кричишь? Смотри, ты всех разбудил, ну ка прекрати кричать, я же тебе сказала идти в кровать, ишь что удумал.
Я забыл, я забыыыл… - всхлипывая произнес я
Что ты забыл Борцов? -  вопросительно посмотрела на меня няня
Сухарики… Я забыл их отдать маме - и я протянул няне платок. Няня ничего не сказав, обняла меня. Она довела меня до кровати и уложив сказала:
Ты эти сухарики потом съешь сам, а маме сделай лучше другой подарок, поправься быстрей, и вы снова будете вместе.
Разве моя поправка может быть подарком? - спросил я
Еще как, самый лучший подарок для мамы - это чтобы ее ребенок был здоров, я то знаю, я тоже мама - и няня улыбнулась. 
После полдника мы традиционно ели подарки. Вся комната была наполнена ароматным запахом апельсинов, и я наконец услышал от няни свою фамилию и благодарность в свой адрес.
Весной следующего года, только уже в больнице, меня пришлось все таки прооперировать. Гланды и аденоиды были успешно удалены и я наконец то окончательно поправился. С тех пор как я вернулся из санатория, мама, когда сушит мелко нарезанный хлеб, получившиеся сухарики обязательно посыпает солью…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.