15. Локус Дао

 Проект "Ребенок"

    Этот термин мы применяли часто и в различных контекстах – и все вскользь. Самое время свести все эти контексты под один заголовок, чтобы зафиксировать психосоциальное понятие «личной жизни». В дошкольном возрасте это и есть «локус Дао», и мы точно укажем момент перехода, границу между этими двумя понятиями. Расставим все акценты.

    Психологи и педагоги категорически уверяют нас, что развитие ребенка с самого начала есть социальный процесс. Определенный смысл в этом заблуждении имеется; все зависит от возраста социума. Если понимать «социальность» по-взрослому, то, разумеется, развитие ребенка – процесс глубоко личный и асоциальный, поскольку личные отношения не являются общественными. Те нормы поведения и установки, которые освоил дошкольник, действуют практически без изменений на протяжении всей его последующей жизни. В «латентном» (7-13 лет) Возрасте общество имеет для ребенка значение только как объект теоретического познания. Любые попытки досрочной «социализации» травмируют психику и предопределяют проблемы последующей адаптации. Ребенок осваивает свое личное пространство («микросистему» по Бронфенбреннеру) и формирует свою личную жизнь – вот, что происходит «с самого начала».
    Но «социум» дошкольника – это нечто иное, нежели «общество» взрослых людей. И это не просто его личная жизнь, это его Вселенная, ничего не существует за ее пределами. В первые годы жизни человеческий дитёныш чрезвычайно уязвим и беззащитен, но ему не приходится бороться за выживание – а если приходится, он становится зверенышем. Условия жизни ребенку обеспечивает «окружающая среда», и от него требуется только умение (и привычка) пользоваться этой поддержкой – элементарные навыки потребления. Первоначально эта «окружающая среда» и это «общество», и эта Вселенная имеет яркий образ мамочки, который со временем уступает место всем, кто заботится о нем и участвует в его воспитании; т.е. ближайшему окружению дошкольника. По мере вытеснения практической проблематики эмоциональной, внимание ребенка смещается на неживую природу, на привычную обстановку. А «внимание» в этом возрасте означает «послушание» – так что смещается локус контроля над его поведением. Неживая природа руководит поступками ребенка? Да, так же, как окружающая обстановка руководит поступками взрослого, в этом же смысле. Ребенок начинает мыслить самостоятельно – в Игре! – но еще не знает этого. Расширенное вниманием дошкольника «ближайшее окружение» и называется нами «локусом Дао».

     После паракризиса «трех лет» прототип Дао начинает терять свойство персонификации, изредка воплощаясь в того, кто фактически (в этот момент) играет роль воспитателя, уделяя внимание малышу. Образно говоря, архетип Дао как бы растворяется в непосредственно окружающем ребенка пространстве. Он все меньше нуждается в физическом присутствии воспитателя и фактическом его внимании. Возникает более или менее устойчивое, но постоянное ощущение присутствия прототипа Дао «где-то рядом». Устойчивость и выраженность этого «присутствия» существенно зависит от того, сколько фактического внимания уделялось малышу до трех лет, и от качества этого внимания.  «Базальная тревога» возвращается, когда ребенок против воли или невольно выходит за пределы «локуса Дао».
    Жизнь дошкольника разделена на два не схожих между собой мира: бытовой и эмоциональный, на Игру и Реал. Стоит ему подрасти – и эти миры начнут красть друг у друга его время – и его внимание. Ребенок перестает различать действительный мир и воображаемый – в этом и состоит суть «игрового конфликта»; а также кризиса Первого Возраста, который называют почему-то «кризисом вины».
    Но и в Игре, и в Реале дошкольник не выходит за границы локуса Дао. Каковы же эти границы? Как и всякий рефлекс, внимание закрепляется повторением однородного опыта. Начиная с ясельного возраста, зона внимания ребенка интенсивно расширяется; когда и почему это расширение замедляется и останавливается? Ответ: при столкновении с личной жизнью других людей, – как правило, с локусами Дао других детей. Пресловутый садовский конфликт из-за кубиков – классический пример такого столкновения. Именно на практике – и только потом в сознании – устанавливаются пределы «моего» для маленькой личности.

    Установление (информационного) равновесия со средой субъективно воспринимается как присвоение: начинается с младенческих нычек, а затем - «моя мама», «моя чашка», «моя игрушка». В детстве формируется, ограничивается и приводится в динамическое равновесие (гомеостаз) именно локус Дао; это второй – после сомы – «проприотический гештальт» разума как открытой информационной системы. Другими словами, локус Дао сам по себе становится открытой информационной системой, которая обособляется от внешнего мира и стремится к внутреннему равновесию. Вот почему закрепленные в дошкольном Возрасте базальные установки и навыки так прочны: это условие гомеостаза. Нарушить их – значит нарушить равновесие своей личной жизни.
    …К семи годам все эти процессы достигают своего логического завершения: устанавливаются границы локуса Дао, в нем достигается информационный гомеостаз, происходит отчуждение разума от внешних «прототипов Дао» (и обретается внутренний, настоящий). Наконец, Игра и Реал вступают в конфликт – им становится тесно в очерченных границах! Наступает «кризис семи лет».
    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.