Земля, которая стала родной. Часть 14

Дороги, дороги, дороги... Какие они все разные: с крутыми поворотами и тупиками, обрывами, спусками и порой с нелёгкими подъёмами... Как же они похожи на человеческие судьбы! То они плавно пересекаются на перекрёстках, то  расходятся... 
- Как много дорог позади, сколько мне ещё предстоит по ним пройти? - размышляла я, глядя на гладкую ленту асфальта, озаренную солнцем.
Тимо всю дорогу молчал. Лицо его выражало спокойствие, которое так свойственно финскому народу.
- Возможно, он озабочен тем, что надо снова искать работу. - решила я.
Обратный путь показался намного короче, поэтому мы возвратились домой без особой усталости. 
- Господи, как хорошо, что у нас есть крыша над головой! - думала я, стоя у порога.
На душе умиротворение. Я впервые ощутила, что здесь мой дом, и нам есть куда возвращаться!
Июль заканчивается, пролетит и август... А в начале осени мы планировали съездить к маме в Россию, поэтому мысль о том, как скопить денег на дорогу, не давала покоя.
Как быть? Где найти работу?
В один из вечеров мы собрались всей семьёй за ужином.
- Тимо! У меня возникла идея! А что если мы договоримся с фермерами и попробуем продавать их клубнику на рыночной площади? А если с клубникой не получится, можем продавать гриль колбаски!
- И сколько мы заработаем? - улыбнулся муж.
- Сколько заработаем - все будет наше! - уверенно ответила я. 
- Таня, а ты сможешь торговать?
- Знаешь, когда-то в детстве я продавала ягоды на рынке. Помню, как с мамой вечером соберём малину, а утром я несла её продавать на городской рынок. Маме некогда было этим заниматься, она работала.
- И что? Покупали?! - удивлённо спросил муж.
- Ещё как покупали!
Муж какое-то время молчал.
- Ну, что же, можно попробовать! Это лучше, чем в выходные сидеть дома.
- Тимо, помоги мне получить разрешение на торговлю, взять напрокат гриль и недорого закупить колбаски. А дальше я сама справлюсь. Представляешь! Целый день на воздухе, да и какую-то копейку заработаем! Двойная польза! - с энтузиазмом убеждала я.
- Хорошо! Завтра поедем в Атрия, там всё узнаем.
И вот, небольшой филиал мясоперерабатывающего концерна Атрия гостеприимно распахнул перед нами двери. Доброжелательные финны с улыбкой и радушием объяснили нам, что они заинтересованы в нашем начинании. А так как мы будем реализовывать их товар, то они идут нам навстречу. Мы не только получили продукты по низкой цене, но и бесплатно арендовали палатку и гриль.
Получив необходимые инструкции, мы отправились за разрешением на торговлю. Как же я была удивлена, когда городские власти за торговое место с нас не взяли ни копеечки... А дружеский совет чиновников, их тёплое отношение вселили в нас уверенность и оптимизм.
Нам помогают, значит, нам доверяют!
Постепенно растворялись страх перед чиновниками и неуверенность, которые с детства жили в моей душе.
К выходным дням мы были в полной боевой готовности!
Рыночная площадь, озарённая лучами утреннего солнца, постепенно просыпалась. Продавцы, словно неугомонные пчёлы, суетились у своих прилавков. Стараясь не нарушить утреннюю тишину, они осторожно раскладывали свой драгоценный товар.  Всевозможная деревянная утварь, плетёные корзины, кресла, столы, изготовленные умелыми руками  местных искусных ремесленников, не могли оставить равнодушным ни одного покупателя. Цветоводы  на специальные приспособления развешивали кашпо с роскошными кустами пеларгонии, ароматными розами, расставляли небольшие контейнеры с разноцветными астрами. Кулинары на огромных сковородах жарили рыбу, картошку, овощи.  Запах свежеиспечённой сдобы и ароматного кофе плыл по рынку, привлекая покупателей.
- Нам повезло, сегодня ярмарочный день! - радовался Тимо, устанавливая палатку.
- А я что говорила? У нас всё получится?! - весело поддержала я мужа.
Всюду добрые открытые улыбчивые лица. И вот уже у нашей палатки первые покупатели.
- Терве! - весело приветствовал нас пожилой финн. – Мне, пожалуйста, колбаску и сок!
Он пристально  рассматривал меня, а потом спросил:
- Вы русские?
- Да! Мы русские.
- Вы откуда приехали?
- Из России. - насторожилась я.
- Россия большая. Так откуда? - не отставал финн.
- Белгородская область, село Ниновка. Слышали, может? - уверенно ответила я.
- Нет, не слышал. Но теперь буду знать! Меня зовут Матти! - он протянул руку для рукопожатия, показывая, что ему приятны новые знакомые из России. -  Мои родители когда-то жили  в России. Давно это было.
- Таня, ты?! - неожиданно прервала наш разговор моя учительница Марьятта!
- Доброе утро, учительница!
- Таня!  Молодец! Хорошо, что не стесняешься. Занялась делом, значит, ты не пропадёшь!- с задором похвалила учительница.
А покупатели подходили и подходили... 
- Мам, наш товар разлетается, как горячие пирожки! - радовался сын.
- А у нас вместо горячих пирожков – колбаски! И тоже горячие! - улыбнулась  я.
Уютные кафе с летними террасами радушно встречали посетителей. Сосредоточенные покупатели, весёлые прохожие и простые зеваки заполнили рыночную площадь. Она уже была похожа на огромный гудящий улей.
- Ну, какая же ярмарка может обойтись без цыган? - думала я, глядя на проходивших мимо цыганских красавиц. Они были настолько ухоженные и уверенные, что мне казалось, что это певицы оперного театра!
Белоснежные кружевные блузы и черные бархатные длинные юбки подчёркивали их грациозность и красоту, а чистенькие весёлые ребятишки словно говорили, что у них счастливое детство. 
Где-то гармошка выводила до боли знакомую мелодию «Подмосковные вечера». А здесь,  рядом с нами, финны смеялись, рассказывая друг другу забавные истории, анекдоты. Меня заразило всеобщее веселье, и вот уже, забыв о стеснении, я смеялась вместе с ними. Общаясь с финнами, я всё больше и больше понимала, что это открытые люди, честные, сердечные, с отменным чувством юмора.
Хорошее настроение компенсировало усталость. Мы возвращались домой.
- Тимо, сегодня на рынке продавали бруснику! Ягода была крупная спелая! 
- В наших краях эта ягода поспевает в сентябре, а вот чернику уже можно собирать! Так что в пятницу отправимся в Варьякка к Эйле и Олави с ночёвкой, а утром можем съездить за ягодами на остров Хайлуото. 
- Тимо, знаешь, я очень скучаю по маме и готова горы свернуть, чтобы быстрее увидеть её. Если  наберём ягод и сдадим - тоже деньги. - улыбнулась я.
Душа пела при мысли о предстоящей поездке на Родину. Я уже представляла  встречу с мамой, с родственниками, с односельчанами.
- Тимо, мы на машине поедем в Россию?
- Думаю, поездом будет легче, всё-таки  2,5 тысячи км в один конец! Это утомительно долгий путь. Не волнуйся, ещё время есть, всё решим, а пока поедем к моим родителям. - улыбался муж.
Пролетела неделя. И вот, мы уже у Эйлы и Олави. 
Тёплый августовский вечер.
- На сегодня всё, что планировала, сделала. Теперь можно и отдохнуть! – сказала Эйла, окинув беглым взглядом двор, и села за стол.  
- Завтра я собираюсь постирать ковры. Таня, поможешь мне?
- С удовольствием помогу. - радостно ответила я.
- Знаешь, летом  не только я стираю ковры, вся Финляндия стирает. У нас так принято,  это наша традиция. Хорошо, что погода сухая и тёплая.
- Да, в этом году замечательный август.
- Завтра у нас на танцплощадке будет вечер «Танго». Танцевать будет всё деревня. Мы с Олави тоже будем танцевать! Да! Олави?
  Игривый взгляд и озорная улыбка осветили её лицо.
- Таня, а в Ниновке есть летние танцплощадки? У вас танцуют танго?
- У нас есть танцплощадка для молодёжи, которая танцует в стиле диско. Эти танцевальные вечера называются дискотекой. А для старшего поколения танцевальных вечеров нет, да и танго у нас не танцуют.
- Почему не танцуют?
Лицо Эйлы стало серьёзным.
- Танцевальные вечера дают отличную возможность отдохнуть, пообщаться друг с другом, познакомиться  и может, даже начать ухаживать за понравившейся партнершей.
Эйла делилась своими воспоминаниями, а мы пили кофе и наслаждались ароматами августовского вечера.
- Ну, что ж надо идти отдыхать. - улыбнулась Эйла.
А на рассвете мы с Тимо поспешили к причалу.
Раннее утро. Сонная земля, просыпаясь, лениво отряхивалась от росы. Легкий туман стелился над водой, придавая пейзажу уют и загадочность. Разрезая водную гладь залива, паром взял курс к острову.
Лес... лес... лес...  Не надо далеко идти! Лес повсюду, вот он - рядом!
Нога легко ступала по мягкой рыхлой почве, по кочкам, поросшим мхом и черникой. В воздухе переплетались струи запахов зелени, грибов и спелых ягод. 
- Ой! Тимо! Глаза разбегаются! Смотри, как много ягод!  Да, тут ягодное царство! - не выдержала я, окинув взглядом поляну.
- Вот это черничник!- восхищался муж.  Пожалуй, здесь и начнём собирать, ягоды! - и протянул мне небольшое приспособление для сбора ягод - комбайн.
Сквозь стройные стволы деревьев нежным потоком пробивались лучи утреннего солнца. Лесная сказка пленила, завораживала своей красотой. Тишину лесного царства нарушило отрывистое пощёлкивание: «Тэкэ! Тэкэ! Тэкэ!».
- Что это может быть? - прислушивалась я к необычным звукам.
- Это глухарь токует. – прошептал Тимо.
- Надо же! Какие необычные звуки! Я первый раз слышу, как токует глухарь! 
В душе поселилась радость ...
- Тимо, здесь очень много ягод, значит, тут могут быть и медведи. - улыбнулась я.
- На острове их нет, а на материке есть. Бурый медведь - символ нашей страны! В древности у моего народа существовал тотемный культ медведя, к которому все относились со священным страхом и уважением, и до настоящего времени мы продолжаем называть медведя королем леса. 
Мы собирали чернику, а я представляла себе медведя, который лакомится ягодами. Как  он рассматривает тонкий стебелёк, на котором среди зелёных листиков сидят крупные синевато-чёрные горошины черники, а потом, не спеша, подносит ко рту.
Ступая осторожно, чтобы не помять поспевающую бруснику, мы быстро собрали два ведра отборной черники и поспешили на обратный паром.
- Тимо, что обычно приготавливают из черники в Финляндии?
- Из черники у нас чаще готовят морсы и варенье, а вот из брусники чего только не готовят. Бруснику у нас любят все! Традиционно употребляют её в качестве гарнира к с мясным блюдам. А сочетание оленины с брусничным джемом и картофельного пюре всем по душе. Так вкусно, что пальчики оближешь.
- Как хорошо, что в Финляндии можно повсюду бесплатно собирать ягоды и грибы!
- Да! Финляндия - земной рай для грибников и ягодников!  Наши законы дают всем возможность полакомиться дарами леса и заботятся о том, чтобы натуральных и вкусных деликатесов щедрой природы хватило каждому.
- А я вас заждалась! - с волнением встречала нас Эйла. - Обед на столе! Садитесь кушать!
Передохнули и отправились к озеру стирать ковры.
Яркое солнце. Голубое небо. Тёплая приятная озёрная вода! Настоящий земной рай! Тканные разноцветные дорожки ровными рядами разложены на небольшом (лайтури) причале. Эйла объяснила мне, что стирать ковры по всей Финляндии принято специальным берёзовым мылом. 
А вскоре тканые дорожки сушились под тёплыми лучами яркого солнца.
- Ну, вот! Всё готово!
- Теперь можно отдыхать! - радовалась Эйла.
Теплый августовский вечер. На небольшой деревянной танцплощадке  царит оживление. Финны, молодые и не очень, стройные и вполне упитанные кружат в танце. Среди них наши родители, Эйла и Олави. Я смотрела на проплывающие пары и душа замирала.
- Считается, что финны - замкнутый народ. Но как они танцуют! С каким чувством и с какой энергетикой! - удивлялась я, глядя на слившиеся в единое целое пары.
Торжественное финское танго под живую музыку  оркестра не отпускало до поздней ночи.
После танцев одни спешили попариться в ближайшей сауне, а другие продолжали общаться за бокалом освежающего напитка.
Очень много подобных танцплощадок в Финляндии на берегах озер и посреди лесов. Умеет финский народ правильно организовать и труд, и отдых. Всё здесь для блага человека!
Тёплый августовский вечер  угасал. Озёрная прохлада лёгкой дымкой окутывала окрестность. В душу закрадывалась светлая грусть. Уходит лето, уходит...

            Продолжение тут: http://proza.ru/2017/04/22/2294


Рецензии