Ах, Лисавета! Гл. 1. История Елисаветграда

       Ах,Лисавета!Гл.1. История Елисаветграда - Кировограда.

     Елисаветград   возник из Крепости св. Елисаветы, заложенной для охраны от татарских набегов недавно основанных сербских колоний. Указ императрицы Елизаветы Петровны не сменному начальнику Новой Сербии полковнику Хорвату последовал 11 января 1752 года, сама же крепость была заложена 18 июня 1754 г.      
      В том же году при крепости была основана Петро-Павловская ярмарка.
        В крепость были переведены 3000 украинских казаков.
 
      Перед тем в этих местах жили великорусские раскольники, которые бежали в Турцию и Польшу после того, как по указу Елизаветы были вынуждены уступить свои земли сербам. Однако, благодаря последовавшему вскоре новому указу, они вернулись и из них был сформирован поселенный Ново-Казачий полк.
      Полк насчитывает  1500-2000 человек (данные Викепедии).
      Этот полк, вместе с так же выведенным на поселение Слободским Малороссийским полком, численностью примерно 1500- 2000 человек  и составлял гарнизон крепости, охранявший колонистов Новой Сербии от татар. 
      Здесь же, к востоку - предместье Пермское, на месте Пермских лагерей, то есть лагеря Пермского драгунского (Карабинерного) полка, вызванного в 1754 г. для прикрытия рабочих людей и искоренения гайдамаков. Улица Карабинерная сохранилась по сей день.               
      Это значит, что  еще 1000 холостых красавцев мучаются без  женского тепла.
 
      Из  скромных подсчётов выходит, что в крепости и предместье находились  около 7000  холостых, красивых и статных  потенциальных женихов, которые нуждались в женской ласке и в женском внимании.
      Великорусские мещане, селившиеся среди раскольников, составили мещанскую, или пригородскую, слободу Ново-Казачьего полка. И опять же –  почти все  холостые, сильные, отборные по  волевым качествам  женихи.

     Первым комендантом крепости был назначен бригадир Алексей Иванович Глебов. В 1764 году в крепости было учреждено таможенное управление, а местным мещанам было разрешено записываться в цехи; в следующем году крепость стала центром Елисаветинской провинции вновь образованной Новороссийской губернии.
            
     7 января 1765 г. к крепости неожиданно подошел крымский хан Керим-Гирей но атаковать не решился.                В 1775 году, в связи с губернской реформой, указом от 14 февраля 1775 г. крепость и окружающие её слободы получили статус города Елисаветграда — центра вновь образованного Елисаветградского уезда Новороссийской губернии. В это время в городе насчитывалось уже более тысячи зданий и несколько тысяч жителей.
    
     Первыми о появлении нового города  узнают, конечно евреи, и они обозами стали  приезжать в  Елисаветград со всей Украины. Приезжали музыканты-евреи, а как же без них? Без музыки жизнь скучна и однообразна.
Приехали и шинкари-евреи. Нужно же дать возможность государевым служакам где-то тратить свои   жалования, полученные от самой Царицы Елисаветы Петровны. Горилка лилась рекой, а шинки работали днём и ночью. Не обходилось и без мордобития и вызовов на дуэль.
     Приехали и портные- евреи, обувщики-евреи, нужно же обшивать и обувать  весь гарнизон  в одежду и обувь. Поселились и парикмахеры, и продавцы, которые очень быстро организовали торговое дело. Естественно, и лекари – евреи приехали с семьями в обозах.

     Но слух об страждущих без женской ласки казаках, карабинерах, других  защитников крепости, получающих  жалование от самой Императрицы Елисаветы,  быстро распространилась по Малороссии  и Новороссии! И туда устремились обозы с невестами.
    С Малороссии  двигались обозы  на волах, а на арбах восседали красавицы Малороссии: Гануси, Одарки,Катруси, Марички - хохотуньи и певицы – красуни! А уж какие красивые на них вышиванки, веночки с лентами, которые блестели на солнце и отбрасывали  лучи на бескрайние украинские степи. Червони чобитки  украшали точёные ножки  красивых украинок.
«Да, тьфу на вас! Чтоб не сглазить!»
     Отцы подгоняли упряжь словами: «Цоб-цэбэ! Идить швидше! Бо ци кляти кацапы та москали усих гарных та богатых парубкив соби захоплять!»

     Со стороны Новороссии ехали обозы с русскими невестами, в сарафанах из тафты и парчи, переливающихся на солнце, в высоких кокошниках, на плечах Павло-Посадские яркие шали, в русских сапожках и ботинках. Ну, одна другой краше!
«Тьфу,тьфу, тьфу через левое плечо, чтобы не сглазить!»
Отцы невест с не терпеньем гнали лошадей со словами: «Да,быстрей же едьте!  Красивые и грудастые хохлушки себе заберут здоровых и богатых женихов!»

     И вот наконец крепость!
     Крепость, ставшая центром нового города, была расположена на высоком правом (западном) берегу Ингула. Крепость имела 6 земляных бастионов, а в центре её была Соборная площадь с соборной Троицкой церковью и Генералитетным домом — прямоугольным в плане зданием, обнесенным галереей, имевшим посредине ступенчатую трехъярусную башню с куполом. Церковь и Генералитетный дом господствовали над городом, состоявшим из одно-этажных мазанок. В дальнейшем город планомерно застраивался по регулярной планировке, чем создавался образ «нового» города, противопоставленный хаотически развитым более давним поселениям.

      Изначально вокруг крепости было три слободы. Эти три слободы были обнесены ретраншементом - (Старинное военное укрепление, располагавшееся позади главной позиции для усиления), и образовали форштадт- (Поселение, находящееся вне города или крепости, предместье) . За пределами форштадта были слободы: Ковалевка, Балка, Слободского казачьего полка и Ново-Казачьего полка. Главная улица города носила название Большой Перспективной; примерно посередине её была устроена площадь с рынком, гостиным двором, мясными лавками и общественными зданиями. На ней же находился Успенский собор.

     И вот обозы с невестами достигли своих целей, обосновались в гостином дворе и съёмных жилищах, и стали ослеплять женихов своей красотой.
Через небольшое  время  в городе стала греметь музыка. Евреи – музыканты были  нарасхват.
С украинских  сторон слышен гопак и песни:
-Ой, кумэ не журыся,
Туды, сюды поверныся!
Слухай,кумэ, цэ – гопак,
На вессилли, о цэ так!

     На русской стороне Лисаветграда слышится плясовая «Барыня». Какие всё таки евреи талантливые музыканты, они все танцы знают. И льётся по городу русская плясовая:
-Барыня,барыня!
Сударыня – барыня!
Барыня, повернися,
На красивых засмотрися!

     И льются счастливые слёзы матерей, а отцы тихонько вытирают слёзы за счастливых дочек. Не проходило и дня, чтобы не проводилось до десяти, а то и до двадцати свадеб. Батюшки с ног падали от бесконечного венчания новых семей.

     А через 9 месяцев аисты ( на украинском – лэлэки) натирали до мозолей свои крылья, разнося по хатам и домам Одарок и Дарьюшек, Мыкол, да Николаев, Ганусь и Аннушек, Петрусив да Петров,  Маричек да Марьюшек.
И решили лелеки далеко не улетать, чтобы не уставать и на высоких тополях под Елисоветградом  устроили себе гнёзда. И люди пришли к аистам жить и назвали поселение Лелековкой, что в переводе - Аистовой.

     Вот так на Елисаветградщине появились самые красивые, самые весёлые, самые певучие, самые грудастые, самые глазастые, самые стройные, самые лучшие танцовщицы  от самых красивых девушек и самых сильных и мощных казаков и карабинеров.
С тех пор на Елисаветградщине убеждены все от мала до велика, что самые красивые дивчата живут в этой крепости и вокруг неё!
-Не верите?
-Поезжайте и проверьте.

     Росла численность  населения города и в  1897 году в городе насчитывалось около 61,5 тысяч человек (евреев — 38 %, русских — 35 %, украинцев — 24 %)[29].

      Одного не учла Императрица Елисавета, что обустроила крепость и город Елисаветград НА ВАЛАХ ОТ ДАВНИШНЕГО ПОТУХШЕГО ВУЛКАНА.
А, как известно, вулканы после себя оставляют уран, жила которого проходила прямо под центром  города. А название  города менялось в зависимости от разных жизненных перемен:
     до 7 августа 1924 года — Елисаветград (от названия крепости Св. Елисаветы);
     от 7 августа 1924 года — 27 декабря 1934 года — Зиновьевск (в честь советского политического деятеля Г. Е. Зиновьева)
     от 27 декабря 1934 года — 10 января 1939 года — Кирово (в честь советского политического деятеля С. М. Кирова).
     10 января 1939 года при образовании Кировоградской области название города изменили на Кировоград. Это было сделано для различия с уже существовавшей Кировской областью, и для того, чтобы не путать город с Кировом — бывшей Вяткой, и Кировом — городом Калужской области.
     14 июля 2016 года Верховная Рада Украины 230 голосами проголосовала за переименование Кировограда в Кропивницкий, постановление о переименовании города вступило в силу со дня принятия.

     А из-за этого урана происходили и происходят разные аномалии в здоровье  казаков. Некоторые сохраняли свою казацкую «прыть» до глубокой старости. Другие же теряли эту способность рано.
     На женщин Кировоградщины  этот уран влиял по своему. Вот об этом и пойдёт дальнейшее повествование.


Рецензии
А вот это для меня новость! Бывает же.

Валера Матвеев   26.01.2019 13:16     Заявить о нарушении
Я очень рада, что смогла донести до Вас эту новость!
Рада встрече ! И благодарю за визит и отклик!

Марьша   26.01.2019 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.