Приказано огня не открывать. Часть-4

Этот материал посвящен тем, кто служил в Военно-воздушных силах и Войсках противовоздушной обороны. 
Тем, кто выполнял боевые задачи по охране государственной границы в воздушном пространстве СССР.


                ПРИКАЗАНО ОГНЯ НЕ ОТКРЫВАТЬ



4. За содружество войск. Прерванный облёт.

За накрытым столом были одни мужчины. В комнату лишь изредка заходила  хозяйка, поднося блюда и спиртное. Экипаж «Ан-24» представляли пять человек. Смолин был шестым и единственным кто не принадлежал к «крылатой братии».

Первый тост прозвучал за содружество войск, а затем пошли обычные разговоры о службе. Лётчикам было интересно послушать Смолина и командир экипажа, молоденький майор по имени Станислав, обращаясь к нему, спросил:
- Что у вас нового, Виктор Иванович, на земле?
- Да, всё как обычно, - ответил Смолин. Разве только что сегодня чуть не грохнули ваш самолёт!
- А что случилось? – перебил его Станислав.
- Да вообще-то обычная ситуация, шёл через границу без ответа.
- Так это же были мы! Я так и чувствовал, что будет суета! – встрепенулся майор.
- Не сработал ваш оперативный, – не вдаваясь в подробности, успокоил  его Смолин.
- А в чём его вина? – вступил в разговор второй лётчик.
- Он не доложил своевременно о вашей поломке на «верх» и это не дошло до моего командования.
- Так я же ещё до подхода к границе сообщил ему о выходе ответчика из строя, – пытался оправдаться командир экипажа.
- А почему вы перед границей стали резко снежатся и потом вообще ушли на малые высоты? – поинтересовался в свою очередь Смолин.
В это время все взоры устремились на командира экипажа.
- А на самом деле, почему Станислав Михайлович? – допытывался борттехник.
- Я как чувствовал, что будет неразбериха и совершил противозенитный маневр.
- Зачем это надо было делать!? - усомнился штурман.
- А на тот случай, если бы по нам пустили ракету. И, как видите, я не ошибся. Такое вполне могло произойти, – победно сверкнул улыбкой майор.
Все разом замолчали, представив себе эту картину.
Молчание прервал Смолин, предложив на этот раз тост за взаимодействие между родами войск:
- Когда это взаимодействие станет реальным, а не бумажным, вот тогда таких казусов не будет. А так у нас с вами даже связи толковой нет.
- В общем, всё как в 41-м, – подытожил связную тему второй лётчик.
В разговор снова вмешался командир экипажа:
- В этот раз мы летали в Североморск. Такую задачу по плану учений нам поставил командующий. А вот когда возвращались назад, то делали промежуточную посадку в Эстонии. Так вот, мы там чуть не разбились на взлётной полосе.
- А как же это могло случиться? - поинтересовался Смолин.
- Дело в том, что буквально перед нами на «взлётку» сел швед на частном легкомоторном самолете, и мы в него чуть не врезались.
- Как же это ему удалось сделать? – напрягся Виктор.
- Как обычно! Он зашёл с моря, пересёк границу и сел на военный  аэродром и его никто не обнаружил, так как он шёл на предельно малых высотах.
- Значит, наши радиотехнические войска его «проморгали», а скорее всего, просто не видели. Отметка от таких самолётов маленькая, да и скорость у них небольшая. Поэтому могли принять его за стаю птиц или метеообразование, - проинформировал лётчиков Смолин.
- Но это в нашей практике уже второй случай, – продолжал командир экипажа. Первый раз такой же самолёт с немцем сел прямо к нам на аэродром. Так вот наш «особист» развел такую бурную деятельность, что замордовал весь полк. Бегал, брал у всех объяснительные и подписки о неразглашении.

Лётчики дружно засмеялись, вспоминая этот случай.
- А что, вы «зенитчики», разве не видели этот самолёт? – снова вступил в разговор борттехник.
- Нас с авиацией подымают, когда надо навести порядок в небе, а так постоянный контроль над воздушной обстановкой ведут радиотехнические войска. Хотя не только для них, но и для нас с истребителями, такая цель считается сложной,– ещё раз попытался растолковать ситуацию Смолин.

На самом деле легкомоторная авиация, не оснащённая бортовыми ответчиками, всегда была проблемой для войск противовоздушной обороны. А распознать в таком самолёте «нарушителя» можно было лишь в одном случае,  если обнаружить его ещё задолго до границы.

Но и это было непростой задачей,   так как   своевременно обнаружить и идентифицировать такой самолёт, было очень сложно, из-за его малых размеров и, относительно,  низкой скорости. Зарубежные разведки знали все эти преимущества «малой авиации» и применяли её в своих целях.

Расчёт был прост,  невооруженный легкомоторный самолет не нёс в себе угрозы сопредельным государствам. Но сам факт безнаказанного пересечения воздушной границы СССР с посадкой на военный аэродром был хорошей пощечиной военно-политическому руководству страны.

Хотя такие случаи происходили не только на территории СССР, но и в США, а  так же, в других странах и никакой истерии это там не вызывало. Просто пилотов выдворяли из страны и всё. Более того, открывать огонь по таким самолётам войскам противовоздушной обороны запрещалось.

-Так вот что я хотел сказать по этому поводу, – продолжил разговор командир экипажа. Есть приказ об облётах прибрежных радиолокационных станций и эту работу поручено провести нам. Планом определён и облёт вашего дивизиона, Виктор Иванович.
- И в чём суть этого приказа? – заинтересовался Смолин.
Станислав закурил и продолжил:
- Мы будем имитировать эти самые малоразмерные самолеты, заходя со стороны моря к побережью, и смотреть на какой высоте и дальности вы  сможете увидеть нас!?
- Так ваша машина в три, а то и четыре раза больше лёгкомоторного самолёта и этот облёт будет чисто условным, – возразил Виктор.
- Но мы постараемся идти на предельно малой высоте, как сможем, – заверил ракетчика командир экипажа.
- Командир! Ведь с моря на берег выходить на малых высотах будет очень опасно, – возразил второй лётчик.
- Я знаю, что самолёт делает серьёзную «просадку», когда переходит от воды на сушу. Но у нас с вами достаточно опыта чтобы «вытянуть» машину в этой ситуации на безопасную высоту. В общем, потом, когда сделаем эту работу, поделимся своими впечатлениями.

Уже на следующий день с утра начался облёт прибрежных подразделений ПВО. На командный пункт в дивизион к Смолину прибыл штурман из авиационного полка с радистом и радиостанцией. Они быстро связались с «Ан-24»,  который   к  этому времени  уже вышел в море и, сделав несколько кругов, пошёл к побережью.

Всё это время Смолин хорошо видел отметку от «24-го», но потом она стала пропадать и  через несколько минут,  вновь появилась.
- Вижу, ваш борт стал снижаться, – сказал Смолин штурману, - но я его, по-прежнему, сопровождаю устойчиво.
- Хорошо, – кивнул капитан. Я сейчас дам им команду пойти на максимальное снижение, – и он стал вызывать экипаж «Ан-24».

Ответил командир. Выслушав штурмана, майор попытался возразить, но потом согласился.
- Попробую! Хотя идти ниже считаю опасным.
- Ну,  вы же лучший лётчик в полку, Станислав Михайлович, – лебезил штурман.
Действительно на втором заходе дивизион надолго потерял «Ан» и увидел его только при подходе к береговой черте.
- Видите, как летает морская авиация? – потирал руки штурман.
- Но я его уже не вижу, – уткнулся в индикатор обзора Смолин.
- Сейчас запрошу, – засуетился капитан.
Но «Ан» упорно молчал. Ждать не стали. Облёт закончился и Орлов дал команду Смолину встречать инженера корпуса, а потом ещё позвонил по телефону и обрадовал:
- Командующий всё-таки выделил вам в гарнизоне десять квартир. Везучий же вы человек, Виктор Иванович!
- Служу Советскому Союзу! – весело произнес Смолин и добавил:
 - Это вам спасибо, товарищ полковник! Вы меня всегда выручаете!


                Продолжение следует…


Рецензии