Причуды планового хозяйствования в СССР

Однажды, в 1969 году, мой сухогруз "КОТОВСК" был направлен в Сотинцы, для доставки сельхоз техники, которая была загружена прямо на палубные крышки над трюмами...
          
Никто не мог объяснить, для чего в якутское село отправляют комбайны, сеялки, веялки и прочую "лабуду" о применении которой якуты не имели ни какого понятия. Пришвартовавшись к песчаному, обрывистому берегу, благо глубина позволяла, мы увидели, как к "КОТОВСКУ", поднимая клубы пыли несётся толпа народа. Кто-то ехал на мотоцикле, кто-то бежал пешком, а один даже ехал на УАЗике, это был председатель.
- Подать трап, - скомандовал капитан, через усилитель, - на борт пропустить только председателя и сопровождающих его лиц, - добавил он выдержав паузу.
Вахтенные встали у трапа. На борт поднялись трое.
- Ну что, однако давай быстро сгружать будем, - попытался взять инициативу в свои руки председатель.
- Сначала проверьте, подпишите документы, а уж потом будем сгружать, - потребовал капитан.
С недовольным видом якуты начали принимать технику по описи. Я, уличил момент и подошёл к председателю.
- Вы знаете, как называется эта машина, - показал я на комбайн?
- Косилка однако! Да это и не важно, главное, что бы у неё мотор работал, мы его Митьке, сыну моему, в зимовьё увезём, а то у него там старый мотор много масла жрёт.
- Как в зимовьё, это разве техника не для колхоза,- удивился я.
- Однако глупый ты еще. Для колхоза, в котором я хозяин, поэтому мне и решать что с этим хламом делать. Вот, к примеру, колёса заберёт мой брат Колька, у него тележка сломался, лодка возить не на чём. Э-э, да что я какому-то матросу объясняю, как надо правильно колхозом руководить.
- А что же с техникой будет, - не унимался я.
- Вот это железо пригодится Ваське, племяшу, на крышу, А остальное через пару лет спишем и на твоем пароходе отправим "утй барда" на металлолом.
Как только были соблюдены все формальности, якуты попытались вытащить ЗИП и инструменты с техники. Но капитан не позволил этого сделать на борту судна. Через пару часов, были привезены доски, брёвна и всё необходимое. За час соорудили прочные трапы и ещё через пару часов, вся техника была на берегу. Мы отдали швартовые и начали отходить. Вся толпа стояла в сторонке от техники ровно до тех пор, пока председатель не снял то что ему нужно и не уехал, после этого все бросились скручивать что-нибудь нужное.
Мы молча стояли в рулевой рубке и смотрели в бинокли, как эти людишки грабят новую технику. Было ощущение, будто бы на нас вылили ушат грязи.
- А ведь на Кубани, этой техники не хватает, - наконец вымолвил боцман, который был родом с Кубани. Махнув рукой он пошёл вниз. Команда потянулась за ним.
ФИНАЛ:
Спустя два года, я уже работал на ОТ- 2049, нас отправили в это  самое село, забрать баржу. Когда мы подошли, то плавкран заканчивал погрузку металлолома, на котором еще не сошла оранжевая заводская краска. Та самая, раскуроченная техника, грузилась в баржу... Вот такая ирония судьбы!


Рецензии