Р 3 Гл. 1 Детство. Караганда

Степь, не просто место под солнцем, нет, это бескрайняя, безбрежная даль. Но только моё повествование
начнётся с местности под названием Мелкосопочник. Здесь и высокие и не очень высокие сопки, где-то только оголённое нагромождение камней разной величины, вплоть до огромных валунов. Где-то всё покрыто низкорастущим Караганником*, ковылью, полынью и акацией, саксаулом.
 
В девятнадцатом веке на месте города  Караганда, жили подроды Караке и Мурат рода Алтай - Карпыки племени аргын. Когда-то, по устным преданиям именно здесь и жил мальчик-подросток пастух Аппак Байжанов. Говорят, что в тысяча восемьсот тридцать третьем году он нашёл в урочище Караганды - Басы черные камешки, которые хорошо горят:

-Что это, - подумал Аппак, - такие камешки я раньше не видел.
 
От любопытства мальчик сунул свою находку в котомку, да и забыл про них:

- Бараны. Надо не потеряв ни одного и довести отару к аулу, то бай выпорет и потребует долг деньгами или баранами, а у нас ни чего этого нет.
Аппак с отцом и старшими братьями гнал отару, но вот-вот стемнеет, да и ветер подымается, надо делать привал:

- Здесь заночуем - решил отец. - Аппак, разожги костёр, греться будем.

Но, к сожалению сухой травы почти не было, недавно прошёл моросящий дождь и поэтому Аппак не мог сразу разжечь костёр. Чтобы всё же огонь всё же разгорелся, он вспомнил, что в его котомке было что-то завёрнутое в бумагу, а она горит. Вытряхнув всё содержимое, нашёл бумагу и не заметил, как на полусухую траву, упали и чёрные камешки:

- О, Аллах,  разгорается! – взмолился Аппак

Да, трава загорелась и вот какое-то волшебство, камешки, что выпали вместе со всем содержимым, покраснели и… горят. Аппак никогда раньше такого не видел:

- Отец, что это? – указывая на горящие камешки.

Отец подойдя, наклонившись над разгоревшимся костром:

- Горящие камни? Сын, ты, где их взял?  - в ужасе, шепча молитву, - это точно происки шайтана – упав на колени, ещё пуще начал молиться.
Подъехали старшие братья, Ермек и Максут:

- Разжёг, молодец – глянул на разгоревшийся костёр, Максут. - Хорошо горит, - потом повернувшись в сторону, - что с отцом? Почему он так молится, словно здесь шайтан крутится?

- Да вот увидел камешки, горящие, что я в степи нашёл - испуганно проговорил Аппак, - указывая на что-то красно-чёрное в костре.

- Это же уголь дурачок! Я как-то видел его однажды в дальнем ауле, им ещё костёр над казаном разжигали. 
Хорошо горит и тепло, и долго, и кизяка с сухой травой не надо. Пойду отца успокою. 

Да, не знал простой люд про такое чудо, про горящие чёрные камни, да и от, куда им знать то, если всё время по степи кочевали с отарами.

Местность, где пас овец Аппак с отцом и братьями принадлежала байскому роду Долумановых, они были не очень грамотными, можно сказать совсем не грамотными. Ну, чуть читали Коран, да и то так, с пятое на десятое. Просто набирали камни для обогрева своих юрт, да и только так как, кочуя их много с собой не наберёшь. Поэтому зная о найденном на своей земле угле, очень – то и не распространялись... Зачем? И только летом тысяча восемьсот сорок седьмого года, каменный уголь был открыт в районе речки Сокур, а первого апреля тысяча восемьсот сорок восьмого года уже составлен акт о покупке этого урочища площадью ста квадратных верст. Открыть открыли, но добыча угля не велась, у России были другие заботы.

Но уже двадцать шестого октября тысяча восемьсот пятьдесят четвёртого года Никон Ушаков сделал заявку в Акмолинский окружной приказ об открытии месторождения каменного угля в урочище Караганды - Басы. В тысяча восемьсот  пятьдесят седьмом году департаментом горных и соляных дел было выдано компании свидетельство о дозволении строительства медеплавильного завода при урочище Ак-Бюрат-Адыр между сопок Сорана и Бай-Даулета в сорока километрах от месторождения каменного угля Караганды - Басы и началась добыча угля «вразнос», то есть открытым способом.
 
Первые же постоянные переселенцы приехали в тысяча девятьсот шестом году по Столыпинской реформе, и основали поселки Михайловка, Тихоновка, Зеленая балка и Новоузенка. После революции, добыча временно была остановлена, не до этого было. Старые хозяева бросили всё и уехали, новые же пока ещё сами толком не встали на ноги. Но уже в тысяча девятьсот тридцатом году была, возобновлена активная добыча угля и началось строительство временных жилищ типа глинобитных полуземлянок для сосланных(раскулаченных) граждан СССР и их семей. Ими были построены посёлки Майкудук, Новая Тихоновка и Пришахтинский, в них поселилась основная масса вновь прибывших рабочих и специалистов.

За поселком, простиралась степь с одной стороны, шахты, с другой, городка, чуть больше посёлка.

Появившейся посёлок, ещё до революции, где-то ближе к тридцатому году, переименовали в посёлок городского типа, да и только потому, что вокруг строились шахты. Только четырнадцатого февраля тысяча девятьсот тридцать четвёртого года, посёлок получил статус  города, а его имя, так и осталось Караганда. Строить же двух-трёх этажные дома начали лишь после войны военнопленными японцами, которых привозили на работы из лагеря, что располагался неподалёку от городка...
 
Почему Караганда? Ну, просто, потому что на этой местности прорастал кустарник под названием Караганник.

ТАК ПОЯВИЛАСЬ НА КАРТЕ КАРАГАНДА.

* Караганник или Карага`на (латинское название  Carag;na) род листопадных кустарников или небольших деревьев семейства Бобовые (Fabaceae) Содержит около девяноста видов.


Рецензии