Фэнтезийная экономика

Исчезнут ли деньги в мире, где существует магия? Проживут ли гномы без сельского хозяйства? Как провести индустриализацию силами зомби? Об этом - в нашем материале. Не пугайтесь слова "экономика" в названии работы. Отсутствие заумных терминов и цифр в статье - гарантированно.

Работая над фэнтезийными произведениями, авторы, как правило, подробно описывают - с кем сражаются и какую магию используют различные силы в их мире. А вот чем питаются рыцари в классическом Благородном Ордене Паладинов Света или откуда берут первоклассную сталь живущие в лесах эльфы - авторы задумываются не всегда. Так каким же образом наиболее распространенные реалии фэнтезийного жанра выглядят с экономической точки зрения?

РАСЫ И НАРОДЫ

В Испании - первоклассное сельское хозяйство, но вот с добычей нефти и газа в вечной мерзлоте тамошние специалисты вряд ли справятся. По крайней мере, им потребуется длительная стажировка в какой-нибудь северной стране. Швейцарцы поднаторели в массе областей - от банковского дела до производства шоколада, но если вдруг завтра они получат выход к морю, то быстро построить военный и торговый флоты им будет непросто. Проще говоря - каждый народ что-то умеет делать хуже, а что-то - лучше.

И это все при том, что люди по всей планете у нас живут, в общем, примерно одинаковые. Хотя бы по числу рук, ног и голов, способу размножения, а также предрасположенности к волшебству (вернее, ее отсутствию).

А теперь представьте себе, что существуют расы, обладающие куда более выраженной биологической (и не только) специализацией. Логично, что экономические стратегии у них будут различаться не меньше, чем количество клыков, жабр и хвостов.

Гномы

Вот уж кто в сказочном мире не пропадет, так это бородатые обитатели пещер. В технологическом развитии горцы зачастую опережают все прочие расы на несколько веков. В то время, пока люди все еще используют рыцарскую конницу как главную ударную силу, а эльфы - хиппуют по лесам, гномы зачастую активно применяют энергию пара, не говоря уже об огнестрельном оружии. Один из самых ярких примеров здесь - горцы из вселенной Warcraft.

В фэнтезийном мире гномам ничего не стоит стать монополистами в добыче полезных ископаемых, а также производстве изделий из металлов и самоцветов. Последнее - непременный критерий успеха, так как продавать готовую продукцию - на порядок выгодней, чем гнать на экспорт необработанное сырье.

Монопольное положение на рынке позволит горцам устанавливать практически любые цены на свой товар. Главное в этом деле - не допустить утечки своих технологических ноу-хау конкурентам. Да, о том, что гномы - народ себе на уме, говорил еще Толкиен. В любви к разбалтыванию своих секретов (даже друзьям) горцы особо замечены не были. Но не надо сбрасывать со счетов промышленный шпионаж со стороны людей и других обитателей фэнтезийного мира.

Одной из важнейших технологий, которая может подарить гномам военное и экономическое преимущество - выплавка металлов с применением каменного, а не древесного угля. На Земле такую методику первыми освоили англичане в 1735 году. За пределами Великобритании этот процесс широко распространился лишь в XIX веке.

При этом первые упоминания о каменном угле относятся еще к временам Античности. Однако тысячелетиями его использовали практически исключительно для отопления. Применять ископаемое горючее в металлургии мешало обилие примесей, в первую очередь - серы. Избавиться от них долгое время не получалось - пока в начале XVIII столетия не появился процесс коксования. Освоить его - жизненно необходимо для гномов - особенно после того, как на древесный уголь переведут все леса, растущие на склонах гор.

Правда, налаживать какой-никакой импорт древесины нашим мастерам все равно придется. Производить абсолютно все из металла и камня вряд ли получится даже у гномов. Например, в произведениях Ника Перумова упоминается, что горцы нуждались в крепежном лесе для своих шахт.

Еще одна проблема, с которой столкнутся подземные жители - продовольственная. На одних грибах и жестком мясе пещерных крыс продержаться трудно. Особенно учитывая, что гномы имеют обыкновение проводить свое время в кузницах, шахтах, на полях сражений и в других местах, требующих повышенной физической активности. Соответственно, как и в случае с древесиной, необходимо налаживать импорт.

Идеальным вариантом в этом случае был бы договор с королевством людей, расположенным у подножья гор. Гномы могут поставлять туда металлы и изделия из них, оружие и предметы роскоши, а взамен получать сельхозпродукцию: зерно, овощи, фрукты, молоко, рыбу, мясо. С хранением скоропортящихся товаров проблем возникнуть не должно - достаточно наколоть льда и сложить его в какую-нибудь пещеру - получится холодильник.

Также люди могут поставлять горцам ткани, кожу, меха и ингредиенты для легендарного гномьего пива (вы же не думаете, что злаки и солод реально выращивать под землей?).

Какой-либо товар мало произвести, его еще надо куда-то сбыть. Гномьи торговые караваны - нередкое явление в фэнтезийных вселенных. Но что делать, если в мире много морей и океанов и, чтобы добраться до покупателей, горцам нужно преодолеть сотни, а то и тысячи километров, борясь со штормами и монстрами из глубин? С морем гномы дружат довольно редко (хотя существуют и исключения, например серия игр Disciples, где фракция Горные Кланы очень похожа на викингов).

Соответственно, скорей всего гномам потребуется пользоваться услугами наемных капитанов. Правда, последние - ребята весьма своенравные. Им ничего не стоит, например, сбежать вместе с товаром или полученным за него золотом. Чтобы это предотвратить, горцам потребуется применять свою знаменитую смекалку. Например, можно начертить на корпусе корабля огненные руны, которые при попытке прикарманить груз обеспечат капитану и команде массу горячих ощущений.

Подводя итог, можно сказать, что скорей всего, гномы сумеют добиться успеха в фэнтезийном мире с работающими законами экономики. Для этого у них есть все - талант, трудолюбие, предприимчивость, технологии, сильная армия. Долгая жизнь позволяет горцам потратить несколько десятилетий на обучение воинскому, кузнечному, инженерному или другому мастерству. Если фэнтезийный мир не намерен навсегда застрять в средневековье, то гномам в нем наверняка будут принадлежать все подряды на строительство метро, добычу нефти, производство станков, двигателей, автомобилей, военной и другой техники и даже, чем черт не шутит - синтез ядерных материалов. Хотя, конечно, расслабляться подгорному народу не стоит - в том же Warhammer Fantasy люди позаимствовали технологии гномов и в итоге обогнали их на пути прогресса.

Эльфы

На первый взгляд позиции эльфов - ничуть не слабее гномьих. Вечная жизнь позволяет им добиться фантастического мастерства в любой области. Кроме того, они почти всегда обладают статусом Перворожденных - то есть, самой древней расы. Это значит, что они должны были накопить просто огромные массивы знаний. Как правило, эльфы обладают отличными способностями к магии. Также наши остроухие друзья - хорошие воины, охотники и следопыты, нередко способные видеть ночью. Перворожденные живут в гармонии с природой, поэтому одолеть их в их собственных лесах - задача не из легких. Ко всему прочему, в отличие от гномов эльфы (по крайней мере, толкиеновского образца) как правило - отличные мореходы.

При всем при этом, в фэнтезийных произведениях эльфы зачастую находятся в упадке. Времена их расцвета, как правило, находятся где-то далеко позади. Почему же так получается?

Скорей всего причина - в пресловутой эльфийской гордости. Торговля и производство - удел презренных смертных, но никак не Высоких Прекрасноликих Детей Звезд (или как там еще они обычно себя называют?)

Что можно посоветовать эльфам, чтобы, с одной стороны, не расставаться со своей природой, с другой - предотвратить продиктованное логикой истории превращение Священных Лесов в совсем не священное топливо для гномьих кузниц?

Если перворожденные владеют магией лучше остальных народов фэнтезийного мира, то они могли бы за соответствующую плату предлагать другим государствам и отдельным людям помощь волшебников. Управление погодой, врачевание, превращение пустошей в плодородные земли, уничтожение всевозможных монстров - вот только часть услуг, которые помогут эльфам наполнить свою казну золотом и товарами.

Также вечная жизнь и долгая память при должной усидчивости позволяют любому эльфу овладеть не только магическими, но и любыми другими науками. А значит - ничто не мешает перворожденным торговать результатами своего умственного труда. Интеллектуальный продукт - вещь дорогая и пользующаяся спросом.

Кроме того, вполне в духе гордых перворожденных было бы использовать рабский труд. Какой смысл самим лезть в шахту, когда это может сделать пленный гном? Правда, как показывает мировая история - держать рабов на собственной территории - зачастую - себе дороже. Так что, как бы цинично это ни звучало, лучшим выходом здесь будет создание заморских колоний и использование порабощенных аборигенов как дармовой рабочей силы. Да, рабский труд - не самый эффективный. Это еще в I веке нашей эры отмечал древнеримский писатель Луций Юний Модерат Колумелла. Кроме того, рано или поздно колонии могут восстать. Но такой способ ведения хозяйства в целом ряде империй использовался на протяжении многих столетий.

Правда, иногда бывает, что эльфийское царство само, по сути, становится чьей-то колонией (например, такая судьба ждала молодых эльфов или Дану в книге Ника Перумова “Алмазный меч, деревянный меч”). В этом случае из них стремительно вывозятся все ресурсы - дичь, лекарственные травы и, конечно же, древесина. В результате слава и величие эльфийского народа остаются лишь в песнях, а их знания и секреты оказываются утеряны или переходят в чужие руки.

Орки

От мира к миру отношение зеленокожих к производству и строительству сильно меняется. Иногда они предстают вполне технически подкованной расой, пусть и не обладающей чувством прекрасного, подобно гномам (вспоминаем сцены в Изенгарде из джексоновского “Братства кольца”). Иногда орки, напротив, оказываются полнейшими раздолбаями, чуждыми всякого трудового начала. Таковы, например, зеленокожие из Warhammer Fantasy. В любом случае, почти всегда этот народ состоит из крепких ребят, любящих шинковать в капусту различных противников.

А это значит, что большую часть своих потребностей орки могут обеспечить войной, грабежом, пиратством, захватом ценных заложников и другими интересными занятиями. Также на помощь им может прийти рабовладение и работорговля. Причем, невольники могут выполнять за зеленокожих не только черную работу. Захваченного в плен ученого или инженера вполне можно заставить воспроизвести свои изобретения для новых хозяев. Особенно это касается различных военных ноу-хау, таких как порох или метательные машины. А если пленник вдруг начнет отказываться от сотрудничества - то дыба и кнут быстро покажут ему всю глубину его неправоты.

Также орки могут зарабатывать на предоставлении своих солдат в качестве наемников. В Новое время своими армиями торговали многие европейские государства. Так вплоть до начала XIX века поступал ряд княжеств Священной Римской империи. Знаменитым Всадником без головы из рассказа Вашингтона Ирвинга “Легенда о Сонной Лощине” был гессенский наемник, сражавшийся в войне за независимость США против американского ополчения.

Драконы

Какое влияние огнедышащие исполины могут оказать на экономику фэнтези-мира? Ну, помимо очевидного ущерба в виде убийства людей, сожжения городов и деревень, уничтожения посевов, истребления скота? Да примерно такой же, какой в нашем мире оказывает война или революция в нефтедобывающей стране. Принцип тут очень простой – из-за боевых действий нет возможности нормально качать и экспортировать ископаемое топливо, его предложение на мировом рынке снижается, а цена – растет.

Разумеется, драконов, как правило, интересует не нефть, а золото, серебро, самоцветы и другие сокровища. Соответственно, когда крылатый монстр приступает к пополнению своей «коллекции», на рынке возникает дефицит благородных металлов, ведущий к росту котировок. То есть, для тех, кто заинтересован в высокой цене золота, существование дракона может быть даже выгодным. Разумеется, для этого должны действовать хотя бы минимальные гарантии, что очередной Смауг не сумеет добраться до золотых запасов хитроумного дельца, решившего навариться на драконьем нашествии.

Соответственно, когда очередная команда героев дракона побеждает, богатства чудища возвращаются в оборот, а стоимость благородных металлов и драгоценных камней – обрушивается. Примерно такие же процессы развернулись в Европе, когда конкистадоры добрались до золотых приисков Нового Света.

Ну и напоследок, всем драконам, которые читают эту статью, стоит напомнить об одном из пунктов методички «20 правил поведения драконов», которая уже много лет в различных вариациях гуляет по Интернету. Этот совет звучит следующим образом: «Я договорюсь с королем, чтобы он выпустил бумажные деньги, поддержанные моими запасами драгметаллов. Как только это случится, я превращусь в федеральный резервный банк, и все королевское войско будет меня защищать».

МАГИЯ

Еще один фактор, который будет серьезно влиять на экономику сказочного мира - способность некоторых его обитателей швыряться молниями и превращать шумных соседей или хамоватых извозчиков в лягушек и насекомых.

Многие наивно думают, что существование волшебства позволит построить в фэнтезийной вселенной некое подобие коммунизма, где не будет войн, болезней, голода и товарного дефицита. На самом деле, это конечно же не так. Наступил ли на нашей планете земной рай после изобретения электричества или Интернета? Наша жизнь с ними стала лучше, несомненно. Однако, кроме новых возможностей, возникли и новые угрозы, а вожделенный коммунизм по-прежнему существует лишь на страницах многотомных (и не очень) книжных трудов.

Способность колдовать позволит волшебникам захватить множество экономических сфер, таких, как например, медицина, транспорт и сельское хозяйство. Если все маги в том или ином королевстве (или даже мире) объединены в одну гильдию, в сфере чародейских услуг возникнет монополия, позволяющая волшебникам нещадно обдирать своих покупателей. Так что для “маглов” будет лучше, если магических организаций и независимых колдунов-одиночек будет много и между ними установится здоровая конкуренция. Она побудит участников рынка улучшать качество своих услуг и не слишком наглеть в вопросе ценообразования.

Как правило, авторы не наделяют волшебников способностью с помощью заклинаний создавать любые предметы, полностью идентичные своим немагическим аналогам - в противном случае колдун, по сути, становится богом. Так, в “Гарри Поттере” даже Дамблдор или Волан-де-Морт не способны наколдовать себе овсянку или яичницу с беконом. Вместе с тем, маги способны облегчить процесс производства абсолютно всего на свете. Колдовской огонь на литейном заводе не требует топлива, климатическое волшебство повышает урожайность полей и виноградников, найти под землей полезные ископаемые с помощью заклинаний - явно проще, чем ковыряться в неподатливом грунте лопатой. Теоретически маги могут настроить по всему миру огромное количество мастерских и фабрик, на которых будут трудиться хорошо оплачиваемые рабочие, а в производственном процессе им будет помогать волшебство.

Также хорошим источником доходов для волшебников может служить торговля книгами, зельями и амулетами, а также услугами чародеев-наемников. Сильный боевой маг нередко способен в одиночку решить исход даже очень крупного сражения. Логично, что в такой ситуации его помощь обойдется заказчикам в круглую сумму.

В фэнтези не так уж часто поднимается вопрос платы за обучение в магических школах. Споры фанатов “Гарри Поттера”, сколько же стоит учеба в Хогвартсе, в 2015 году пресекла лично Джоан Роулинг, заявив, что все расходы покрывает Министерство Магии. Однако навряд ли все магические гильдии отличаются таким же бескорыстием. Натренировать хорошего мага - очень непросто. Учеба занимает годы, для нее требуются горы книг (которые в условно-средневековом мире очень дороги). Услуги хороших преподавателей тоже вряд ли обойдутся дешево. Кроме того, денег стоят и ингредиенты для занятий алхимией, амулеты, магические существа (если образовательный процесс включает общение с ними). В копеечку может вылететь и содержание огромного мрачного замка, в которых маги так любят жить и работать.

В общем, весьма высок шанс, что помимо колдовского дара для поступления в Академию Магии потребуется обладать еще и толстым кошельком. Этот факт, кстати, не будет способствовать особому альтруизму в среде волшебников. Станешь тут бескорыстно спасать каких-нибудь измученных разбойниками крестьян, когда нужно отбить средства, вложенные в образование!

К сожалению, такое положение вещей неизбежно вызовет сегрегацию между волшебниками из богатых и знатных семей и простолюдинами, у которых открылся магический дар. Если колдун из деревни не найдет бесплатного учителя, то чародейские “социальные лифты” останутся для него закрытыми… Все, как и в нашем с вами мире.

Кстати, если человек не обладает колдовскими талантами, но все равно жаждет знаний, волшебники запросто могут поднять денег и на нем. Маги - по определению образованные люди (и нелюди). Ничто не мешает им, помимо условного Хогвартса, открыть самую обычную общеобразовательную школу и за плату учить желающих чтению, письму и счету, а возможно, и другим наукам. В той же средневековой Европе школы и университеты, как правило, работали при церквях и монастырях.

Мертвецы не просят зарплату

Особняком стоит такой раздел магии как некромантия. В фэнтези воскресших мертвецов обычно используют как солдат, и куда реже - как рабочую силу. Одним из исключений стала трилогия Ника Перумова “Семь зверей Райлега”, где зомби Некрополиса применяются не только для того, чтобы сеять хаос и ужас, но и для работы в мастерских и на полях. Сфера использования воскресших мертвецов в производстве - практически безгранична. Прежде всего, их можно применять там, где живых рабочих гробить попросту жалко - например, для осушения ядовитых болот.

Правда, многое в “зомби-экономике” зависит от особенностей, которые имеет некромантия в том или ином мире. Нужна ли магия только для поднятия мертвецов или на поддержание в них подобия жизни тоже расходуется “мана”? Насколько зомби сильнее обычного человека? Могут ли они восстать против своего хозяина? Испытывают ли мертвяки жажду человеческой крови? Возможно ли с помощью магии “запрограммировать” их на сложные действия, вроде ковки оружия, или мертвецы годятся лишь на “подай-принеси”? В общем, некроманту-экономисту необходимо соотнести все выгоды и издержки. Вполне может оказаться, что ходячие трупы и впрямь годны лишь на то, чтобы рвать врагов на части, утробно рыча: “мозгиииии!!!!”.

ОРГАНИЗАЦИИ

Мало какой фэнтезийный мир обходится без многочисленных братств, орденов, гильдий и других организаций, объединенных по профессиональному или какому-то другому признаку. Они, как правило, имеют свою иерархию, идеологию, обычаи… и источники дохода. О них и поговорим. В этой части статьи я умышленно не затрагиваю магические гильдии - про них можно прочитать выше.

Братство воинов

Здесь будут рады любителям помахать мечами, потыкать противников копьями и пострелять в них из лука или аркебузы. Зачастую такая организация представляет собой аналог наемного отряда или современной частной военной кампании. Такова, например, Гильдия бойцов из серии игр The Elder Scrolls.

В этом случае источники дохода бравых вояк - просты и понятны. Это оплата контрактов (по уничтожению бандитов и монстров, охране караванов и т.д.) и продажа военных трофеев. Можно также организовать платное обучение боевым искусствам.

Если же организация представляет собой условный Орден Очень Светлых И Пафосных Паладинов, и торговать своими услугами брезгует, то ей следует обратиться к опыту средневековых рыцарских орденов. А именно - к созданию обширных земельных владений, на которых трудятся крестьяне и ремесленники, обеспечивающие организацию всем необходимым. Кроме того, немалую часть хозяйственных забот можно переложить на плечи всевозможных учеников и послушников, которые еще не стали полноценными паладинами.

Гильдия воров

Такие группировки прописались чуть ли не в каждом втором фэнтезийном сеттинге - от “Забытых королевств” до “Хроник Паксеннарион”. На самом деле, возможность существования подобной организации - вовсе не так фантастична, как кажется на первый взгляд. Преступных формирований, опутавших целые страны и континенты и местами даже подменивших собой государственные институты - немало и на Земле. Итальянская мафия, китайские триады, латиноамериканские наркокартели, радикальные исламисты… На фоне некоторых из них даже очень крупная воровская группировка будет смотреться практически безобидной.

Существование такой гильдии выгодно почти всем “сильным мира сего”. Короли и аристократы, маги и купцы могут заказывать ворам похищение важных артефактов и ценностей. Коррумпированные чиновники будут проворачивать с помощью ”мафии” свои темные делишки. Фэнтезийные “правоохранительные органы” - выбивать из казны деньги на борьбу с преступностью.

Помимо воровства и продажи украденного такая гильдия может освоить массу смежных “ремесел” - рэкет, контрабанду, подделку денег, торговлю компроматом, наркотиками или другими запрещенными товарами. Правда, любителям тащить все, что не прибито, может мешать идеология организации, обязывающая членов гильдии по возможности обходиться без крови. Таковы, например, воры в тех же “Древних свитках”. Впрочем, как показывает сюжет игры, принципы у охотников за чужим добром - штука довольно гибкая.

Если для богатых и влиятельных людей существование гильдии может быть выгодно, то для простых ремесленников, лавочников и крестьян она будет практически исключительно источником головной боли. Кому хочется незапланированно расстаться с честно заработанной трудовой копейкой? С другой стороны, если воровской бизнес поставлен на широкую ногу, то вопрос с поддержкой широких слоев населения можно решить.

Так, один из богатейших наркобаронов в мировой истории, колумбиец Пабло Эскобар, завоевал популярность в своем родном городе Медельин, вкладывая деньги в инфраструктуру, в частности в строительство домов для бедноты. В результате нищие слои населения (во многом обязанные своей бедностью наркокартелям) боготворили садиста и негодяя, который организовал множество убийств и терактов, а также лично пытал и казнил своих недругов. Впрочем, любовь низших слоев общества в итоге не спасла Эскобара от снайперской пули в голову.

Таким образом, не тратя все вырученные деньги на вино и женщин, воровские боссы могут заручиться надежной поддержкой простонародья. И, при должной осмотрительности, избежать незавидной судьбы латиноамериканского наркоторговца.

***

На самом деле фэнтезийный мир похож на нашу с вами Землю гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. Благородный герой, принципиально не берущий платы за спасение принцессы от гоблинов, рискует умереть с голоду - в отличие от практичного Ведьмака. Лечение чумы принесет добрым волшебникам не только славу, но и звонкую монету. Разрабатывая план глобальной войны, Темный Властелин будет вынужден думать не только о демонстративных злодействах, но и о логистических цепочках для снабжения своих легионов. В противном случае - мы, скорей всего, имеем дело не с фэнтези, а с наивной детской сказкой.


Рецензии
завтра вернусь и подумаю))
сейчас сплю, а почитать хочется)

Хома Даймонд Эсквайр   18.07.2017 03:06     Заявить о нарушении
Приятного чтения :)

Дмитрий Трояновский   21.07.2017 19:57   Заявить о нарушении