Бугры

    Я стою на мосту, где р. Ижора впадет в Неву. Сильный ноябрьский ветер, пытается остановить течение реки. Дико и отрадно смотреть на шумное страдание волн. Гонимые вверх по течению, они как стадо диких лошадей, терзаемое духом этой бездны. Рвутся из высокого русла реки.  Я прислушиваюсь к дикому говору стихии, мне хочется разобрать, этот непонятный мне язык, на котором разговаривает природа. В этих звуках я слышу шум русской конницы князя Александра Ярославича, она  неожиданно обрушилась на шведский лагерь, и была сеча велика, и перебил их князь  бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.  Писал летописец. Много воды утекло. Подумал я и спустившись с моста повернул на улицу Бугры. Прохожу мимо гранитного обелиска: « Здесь 15  июля 1240г. Произошла битва, в которой русское воинство  Александра Невского наголову разбило превосходящие силы врагов, вторгшиеся на территорию нашей Родины» Я поклонился памяти павшим нашим воинам и пошел к доме №23, где живет Иванов Борис Николаевич. Мы с ним долго работали на Средне- Невском судостроительном заводе. Подошел к дому, открываю калитку, и понимаю за этим забором, живут люди, жизнь которых, быть может самая лучшая, прошла именно здесь. На этих знаменитых буграх. Им не забыть это бесконечное небо, землю, речку. Вхожу в дом . Борис Николаевич радушно приглашает в комнату. Суетится, накрывает стол. Я смотрю в окно, сквозь дырявые тени деревьев с облетевшими листьями, вижу р. Ижора, мост. Когда Борис Николаевич сел за стол. Мы выпили по рюмке. Борис Николаевич закусил. А потом посмотрел на меня, как будто видел меня впервые и заговорил. 
Сейчас много пишут, но все какие-то безликие формы. Раньше предпочитали личную форму глагола. Иванов сделал…,  всегда было ясно, кто и что хорошего сделал. Все строилось на уважении к личности. Доверие возможно только между равными людьми. Посмотрел на меня и замолчал. Помню, помню. Стараясь не прерывать рассказ Бориса Николаевича, добавил я к сказанному: «Честь и слава всем трудам. Слава каждой капли пота!»
Это правильные слова. Строго сказал Борис Николаевич, положил в сторону вилку. Я начал работать с 12лет. Шла война. Школы не работали. С ноября 1942 г меня приняли на работу. На фанерном заводе, собирал ящики для мин. Помню большой стол. Мы сидим у стола, нам приносили детали, гвоздики длиной 10мм. Мы сбивали ящики, чтобы ни один гвоздик не вылез в сторону. Начальник цеха Пикоткин Василий  Иванович строго следил за порядком.  После работы давали талоны на овощи. Мы заходили в столовую на проходной и нас кормили вареными овощами, как суп. От неподвижности Борис Николаевич вздрогнул. Поднял руку, положил на стол. Помолчав, добавил, карточки отоваривали в магазине Усть Славянке. В начале 43г. я получил продукты на карточки. Иду домой, после озерков, пустырь около Ижоры. Женщина шла впереди я сзади.  Ветер разметал снег по оврагу. Иду по натоптанной дорожке. Редкий кустарник, засыпанный снегом,  жался к дороге. Легкий холодный снежок змейкой кружился и сыпал в лицо. Вдруг вижу,  на встречу мне идет мужчина в шинели. Я попытался принять влево. И он в мою сторону. Я почувствовал в его движении злобу. Оглянулся по сторонам, вокруг глубокий снег. Подошел ближе и метнулся в другую сторону и бежать. Когда очнулся, оглянулся за мной никто не бежал, только белую женскую шаль ветер гнал впереди меня. Видимо до меня он напал на женщину. 
-Страшно было?- Спросил я.
 -Страшен голод, его не видно, но он всегда был рядом. Помню в 44г. немцы отступили от города. Но не переставали  бомбить город с самолетов. Одна из авиабомб упала рядом с нашим домом. Снесло ударной волной крышу, выбило рамы. Я был в доме. Упал на пол, но травм никаких не получил. Когда выбежал на улицу. Увидел, дом соседа дяди Васи, его полностью снесло к реке. Дом загорелся, снег, и все вокруг от огня стало какое-то бурого, алого цвета. В 43 г. открыли школы. Мы шли сначала в детский садик, нас кормили, а потом бежали в школу. Тяжело жили. Папу, после ранения пришел домой, но только подлечился, забрали на фронт. Потом мы узнали - Иванов Николай Ефимович умер от ран 27. 01. 1945 г.   В общем , исполнилось мне 14 лет. С 25 мая 44 г. пошел на Средне Невский судостроительный завод, в цех № 10 учеником слесаря. Корабли тогда еще каждую секцию клепали, вот и приходилось резьбу на болтах, для стяжки секций прогонять в ручную. Рабочих не хватало, работали в основном матросы . Как сейчас помню, строили БТЩ-  Владимир Трефелев. Борис Николаевич замолчал. Я размышлял о доблести ветеранов. Ведь заводу в 2012 г. будет 100 лет. Я просто шел за его мыслями и подумал, они завод сохранили, а новое поколение сохранит завод? То, хорошее что люди сделали до нас, повторить нельзя. Забыть можно. Но это будет совсем другая история. 


Рецензии