Воспоминание о передвижении кимров и скифов из Ази
ашва-медха - ашва - конь, медхья - жертва
А старая взпомнымо
а та о вЪмы речемо
Дощ 15…Ведя Жртвы о Комонiе Бiеле
i ызыдощьша одь крае СедьемРецштя
о горе Iрштя i Загъгрiа обентьщя вiек
I такова понехщьша iде на ДвоеРiеще
i ръзбiяе о тоi комоньствем своiемы
i теще до земiе Сiрштiе
i тамо ста i пождiе
Iдьща горыма влкiма
i снiезiема i леды
а отеще до стенпы
i тамо бендещь со стадiе своi
I Скуфе бя се прьва Праве одрщена
Оце нашiе ПраОце дрьжящя Она ве прiе влiцеiе
i сылы даеть отрщете врзе
Небожедь iдьшя о прiе теiе
до горiа Карпеньстiе
i тамо рiаще о щелы ПентыКнiезы
i грдi i селы огнiщьсте i трзi влiкеа
i потiестнены бяще о Годiе
коя се бущiе до зходжiна Сунiе
i отуде iдь до Сунiе до Нiепра рiка
I ясьмо тамо Кые оутврждень грд
iаке обытеваце слвне рдi iне
I тамо сен оселещесе
i огнiще твряе Дубу i Сънпоу
якевь есе Сврг ПраЩоурь наше
I се крать налiезе на не врг новь
о сзе сще iжь крве слвнех пiяiщь
I се рате сва устрмi Кые на не
I зряiщi ве Сврзе вое тоя Перуньштевое
iжде се врьгоща на не
i потрщяе сылу iее
i до ньге ртсрще
покажете заде оньа
I се племено онезьва налiезе iно на не
i сiещя бя влка
опхiждено бя до послiедь
I нашiе рате зряiе то рiекста
I Бзе нашiе жденоуть врзе нашiе
Дощ. 15 Ведя Жертвы Коня Белого и изшедша (ызыдощьша) из края Семиречья, у гор Ирийских и Загорья обитая век. И, таковые оставив (понехщьша), пошли на Двуречье, и разбили тех конницей (комоньствем) своей и двинулись (теще) в землю Сирийскую, и там стали (ста) и подождали (пождiе). Шли (iдьща) горами великими, и снегами, и льдами, и отошли (отеще) в степь и там пребывали (бендещь) со стадами своими. И Скуфь была первой, Правью названа (одрщена). Отцы наши, Праотцы держали (дрьжящя) её (Скуфь) в войне великой, а (Правь) силы дает отогнать (отрщете) врагов. Либо шли (небожедь iдьшя) с войной той (о прiе теiе) до гор Карпатских (до горiа Карпеньстiе) и там были (рiаще -> бiаще) с пятью князьями на челе (а старенце родоу бя Щк одо Iрiан - из Дощ.5а), и градами и селами огнищанскими, и торжищами великими (i грдi i селы огнiщьсте i трзi влiкеа). И потеснены (потiестнены) были Готами, которые находились к закату солнца (до зходжiна Сунiе - на западе, в Дакии?) и оттуда пошли к солнцу (до Сунiе ), к Непре (Днепру) реке. И взяли мы (ясьмо) там Киев, укрепленный город (оутврждень грд - на месте будущего Белояр Брода-Киева), в котором обитали славные роды иные (iаке обытеваце слвне рдi iне). И там-то поселились (оселещесе). И Огнище творили Дубу и Снопу, который есть Сварог - Пращур наш. И вот раз (i се крать) напал (налiезе) на них враг новый, со злой сечей (о сзе сще), который кровь Славных пил (крве слвнех пiяiщь). И вот рати свои устремил (устрмi) Кий на них. И видели (зряiщi) во Сварге воинов тех Перуновых, которые налетали (врьгоща) на них и побивали (потрщяе - потрошили?) силу их, и до гола (до ньге) разметали (ртсрще), показывая зады их (покажете заде оньа). И вот племя то (онезьва?) напало как-то (iно?) на них, и сеча была великая (сiещя бя влка), и перебито (опхiждено?) было (их) до последнего. И наши рати, видя (зряiе) то, говорили (рiекста): И боги наши гонят врагов наших - I Бзе нашiе жденоуть врзе нашiе
Дощечка 15. Новгородская
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_338.htm
Влесова книга
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm
…О будущем гадали обыкновенно метанием деревянных дощечек, у которых одна сторона была черная, другая белая. Когда их бросали, белая сторона наверху добро, черная худо, по их мнению, предвозвещала. Летание птиц и крик по разности сторон, встреча зверей, сверх сего, движение пламени, течение воды и разные виды пены и струй также служили к предсказанию. Святовиду посвящен был великий белый конь. Когда войну начать хотели, втыкали перед капищем в землю острыми концами шесть копей, по два вместе крестообразно. По обыкновенной молитве выводил жрец посвященного коня скакать через оные копья. Когда на скоку заносил наперед правую ногу, почитали за доброе предзнаменование предприемлемого дела; когда же левую простирал наперед далее, признавали за худое предвозвещение. По сему конскому скаканию начиналась война или отлагалась
Михайло Ломоносов. Древняя Россiйская исторiя. 1766. Глава 4. О нравах, поведениях и о верах славенских
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_390.htm
IV.11. Существует еще и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населенная скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своем, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишенных родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть еще и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.
VII.20. После покорения Египта полных четыре года потребовалось Ксерксу на снаряжение и набор войска. На исходе же пятого (Под «пятым годом» имеется в виду 481г. — пятый год правления Ксеркса) года царь выступил в поход с огромными полчищами. Это было, безусловно, самое большое войско из известных нам. С этим войском не могло сравниться ни войско Дария [в походе] на скифов, ни скифское войско, когда скифы, преследуя по пятам (более точный перевод - по следам -, т.к. скифы только лет через семьдесят после киммерийцев (722-715г. до н.э.) вторглись в Мидийскую землю (а точнее в 652г. до н.э.) киммерийцев, вторглись в Мидийскую землю и, покорив почти всю Переднюю Азию, там поселились (ср. выше, I.15 и IV.12) (из-за чего впоследствии Дарий и выступил в поход отомстить скифам) (ср. выше, IV.1). Точно так же, по сказанию, [было гораздо меньше] и войско Атридов в походе на Илион, и мисийцев, и тевкров (они еще до Троянской войны переправились в Европу по Боспору, покорили всех фракийцев, дошли до Ионийского моря и на юге — до реки Пенея) (Здесь идет речь о войнах между малоазиатскими, фракийскими и греческими племенами. Сюда относится и предание об осаде Трои).
Геродот. История. В 9-ти кн. Пер. Г.А. Стратановского. М.: ООО Издательство АСТ, Ладомир, 2002
http://ancientrome.ru/antlitr/herodot/index.htm
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_513.htm
…древнейшие сведения о киммерийцах дают нам донесения ассирийских шпионов из Урарту, относящиеся к периоду 722–715гг. до н.э. (Эта дата окончательно установлена Б.Б. Пиотровским: История и культура Урарту. Ереван, 1944, с.296. Ср. также: АВИУ, н.50, 10, с.341, прим. 13). Они сообщают о тяжелом поражении, нанесенном Русе I урартскому во время его похода в страну Гамирра, которая, согласно разъяснению агентов, отделена от Урарту областью (nagiu) Гурианиа (урартск. Куриани), локализуемой на северо-западных границах распространения урартского влияния (С.Т. Еремни, согласно устному сообщению, локализует страну Гамирра для этого времени около совр. Ленинакана. Позже в армянской терминологии Гамир(-к) – это Каппадокия, т.е. восточная Малая Азия).
И.М. Дьяконов. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н.э. Из гл.3: Киммерийцы в Передней Азии. М.-Л.: 1956. 486с.
http://anl.az/new/upload/File/berpa/berpa-13-file.pdf
Гюмри — второй по величине город Армении (ранее Александрополь, с 1924г. Ленинакан)…Город расположен в 126 километрах от Еревана, в центральной части Ширакской котловины, окружённой с севера, востока и юго-востока Ширакским и Памбакским хребтами и отрогами горного массива Арагац (у горiЪхъ велiцЪ высоцхЪъ). Современный Гюмри, сохранивший в себе черты древнего города, расположен на высоте 1550 метров над уровнем моря, в северо-западной части Армении. Находится в 8-9 балльной сейсмической зоне (велка трясева а земевртень)...Почвенный покров в основном состоит из плодородных земель — чернозёма, однако...По данным археологов, первые поселения на территории современного Гюмри появились в бронзовом веке. Известно, что населенный пункт, где ныне расположен Гюмри, в старину называли Кумайри. Это название некоторые ученые связывают с именем киммерийцев — племён, вторгавшихся на западные берега Чёрного моря...(VIII век до н.э.). Как отмечает Я. Манандян, город был, по всей видимости, центром этого союза киммерийско-скифских племён, осевших в древнеармянских областях Вананд, Ширак и Айрарат, и его наименование имеет этническое происхождение (от имени киммерийцев Gimirrai). В урартских летописях VIII века до н.э. неоднократно упоминаются походы в район Гюмри (страну Эриахи, армянский Ширак).
Гюмри — Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гюмри
Свод аккадских текстов, упоминающих киммерийцев
Письмо Ашшурицуа, областеначальника Кумме, царю Саргону II (Британский музей, К 1080 + К 12992)
1 Царю, моему господину, твой раб Ашшурицуа.
2 Да будет благополучие царю, моему господину, благополучие
3 стране царя, благополучие крепостям.
4 Да будет благополучие царю, моему господину.
5 Гурианиа - область
6 между Урарту и Гамирра.
7 Она дань Урарту
8 дает. Когда урарт
9 против Гамирра пошел,
10 тогда поражение урарту
И было панесено. Все воины, которые оттуда
12 [убежали ? в] Гуриани
13 этот (он) одних [...]
14 других он взял [...]
15 поставил. Когда (урартский царь]
16 от своего врага [бежал ? ...]
17 перед его дорогой (походом) [...]
18 эти [...]
[...]
Об. [...]
1 [...]
2 [...]
3 8 тысяч [воинов ...]
4 спег ? [... областеначальники ?]
5 урартские, которые в [...]
6 относительно (или против) урартского царя [...]
7 эти областеначальники [...]
8 в глазах ца[ря...]
9 крепости [...]
10 царь, мой господин с[казал ?...]
11 пришел [...]
12 гонцы и[дут ?...]
13 против них (к ним) [...]
14 до ты[ла ?...]
15 на них. Извес[тие о ца]ре:
16 он [в] Тушпе.
Windeier 1893, 11 (текст); ABL 146 (текст); RCAEI, 100-101. III, 65 (текст фрагмента К 12992, транслитерация, перевод, комментарий); АВИИУ, н.50,11 (перевод, комментарий); Deller 1984, 98 (транслитерация, перевод); SAA 5, 92 (транслитерация, перевод); Lanfranchi 1990, 21-22 (транслитерация, перевод).
Заключение
В результате рассмотрения клинописных источников о киммерийцах нам удалось восстановить последовательность и хронологию связанных с ними событий во время их пребывания в Передней Азии. Первые известные действия киммерийцев в этом регионе датируются, вероятно, весной 714 г. до н.э. В это время они пребывали в Центральном Закавказье, примерно к северу или северо-западу от озера Севан. Очевидно, их отношения с Урарту были враждебными, что выразилось, в частности, в походе Русы I на киммерийскую территорию. Поход был неудачным для Урарту, несмотря на то что Руса собрал значительную часть своих войск. Киммерийцы нанесли урартам серьезное поражение, причем часть крупных военачальников последних попала в плен. Около того же времени, вероятно, несколько раньше, датируется и другая акция киммерийцев - нападение на пограничную с Манной область Уаси. Сообщение об этом нападении впервые указывает на присутствие киммерийцев столь далеко к югу от Кавказа. Видимо, поражения, нанесенные Урарту киммерийцами, были немаловажным фактором, способствовавшим успеху похода Саргона II в 714г. до н.э.
После 714г. до н.э. киммерийцы в документах эпохи Саргона и Синаххериба не упоминаются и вновь появляются лишь в начале правления Асархаддона. В это время они находятся в районе восточной Малой Азии (античные Киликия и Южная Каппадокия) и угрожают западным границам Ассирии, предпринимая свои нападения в союзе с Табалом, Хилакку и мушками. Такая ситуация, очевидно, сохранялась в течение всех 670-х годов до н.э. и попытки Асархаддона справиться с киммерийцами успеха не имели, хотя еще поход 679г. до н.э. представлен в его "анналах" как важная победа (это, вероятно, обычное в текстах такого жанра преувеличение). Видимо, около того же времени киммерийцы разгромили и по крайней мере частично подчинили себе Фригийское царство.
Многие тексты второй половины правления Асархаддона, начиная с 675г. до н.э., упоминают о враждебных действиях киммерийцев на восточных границах Ассирии, причем они выступают в союзе с маннеями и мидийцами. Видимо, здесь идет речь о другой группе киммерийцев, которая находилась в районе Манны уже в эпоху Саргона II. Данные текстов не позволяют согласиться с предположением И.М. Дьяконова о том, что, когда идет речь о восточной группе киммерийцев, в действительности имеются в виду реальные скифы. Видимо, киммерийцы и скифы на восточных границах Ассирии представляли собой две различных группы, хотя, возможно и близкие между собой этнически. При этом киммерийцы постоянно сохраняли свою враждебность по отношению к Ассирии и участвовали в мидийском восстании Каштарити 671-669г. до н.э. Скифы, напротив, в этом восстании не участвовали. Возможно, причиной их нейтралитета был брак, заключенный между дочерью Асархаддона и скифским царем Бартатуа.
Одновременно с нападениями на западные границы Ассирии малоазийские киммерийцы устраивали набеги и на Лидию, что вызвало в первой половине 660-х годов до н.э. обращение ее царя Гига за помощью к Ассирии. Вскоре Лидии удалось нанести поражение киммерийцам, однако это поражение не подорвало их мощь. Уже в 657г. до н.э. они, видимо, сумели отобрать у Ассирии какие-то территории в восточной Малой Азии или Сирии, причем ассирийский царь Ашшурбанипал признавал их по меньшей мере равными себе противниками. Очевидно, могущество киммерийцев сохранялось достаточно долго - около 644г. до н.э. им удалось разгромить своего старого врага - Лидию, причем ее царь Гиг был убит. Одновременно с этим были уничтожены и некоторые города Ионии. Встречающееся в античной традиции сообщение о том, что киммерийцы брали Сарды дважды, видимо, не соответствует действительности - взятие Сард произошло лишь однажды, в правление Гига. Вскоре после этого киммерийский царь Дугдамми/Лигдамис несколько раз пытался вторгнуться на территорию Ассирии, однако эти попытки кончались неудачей, и в конце концов Дугдамми умер от болезни. Видимо, после смерти Дугдамми около 640г. до н.э. могуществу киммерийцев быстро пришел конец. Хотя наследник Дугдамми упоминается еще однажды как враг Ассирии, киммерийцы совершенно исчезают из источников. Возможно, отчасти это объясняется общей скудостью наших источников по истории Ассирии последних десятилетий ее существования. Как бы то ни было, вероятно, к концу VII в. до н.э. киммерийцы окончательно исчезли с политической арены, скорее всего ассимилировавшись с малоазийским населением. Некоторые свидетельства античной традиции позволяют предположить, что важную роль в уничтожении киммерийцев сыграли скифы и лидийцы, возможно, действовавшие в союзе.
Что касается проблемы этнической принадлежности киммерийцев, то имеющийся в нашем распоряжении материал не позволяет окончательно решить эту проблему. Вполне вероятно, что они были иранцами, однако это предположение основывается лишь на их культурной близости со скифами. Языковые же остатки не дают достаточных оснований для такого суждения. Однако они позволяют констатировать значительное лувийское влияние на киммерийцев проявившееся в их именах, что, вероятно, объясняется тесными политическими контактами с киликийцами и другими малоазийскими народами. Итак, иранская принадлежность киммерийцев остается под вопросом, хотя и кажется наиболее вероятной.
Само название этого народа не имеет удовлетворительной этимологии, однако благодаря разным иноязычным фиксациям удается установить его реальную форму - *Gim;(;)r-. Грекам этот этноним впервые стал известен через посредничество лидийского языка задолго до прямого столкновения греков с киммерийцами.
Таковы в общих чертах выводы данной работы. Остается только добавить, что ее результаты могут быть использованы для научного анализа античной традиции о киммерийцах, в первую очередь с точки зрения соотношения в ней исторического и чисто литературного начала. Не менее важны ее результаты и для выяснения того, чем являлась археологическая культура киммерийцев. Поскольку установлены районы несомненной локализации исторических киммерийцев. именно в этих районах необходимо искать материальные остатки их пребывания. Сопоставление этих находок с археологическими памятниками на других территориях, в частности в Северном Причерноморье, позволит проверить мнение о том, что археологическая культура, существовавшая на этих территориях, принадлежала историческим киммерийцам. Изучение этих материальных остатков позволит также выяснить вопрос о соотношении культуры киммерийцев и скифов.
Аскольд Игоревич Иванчик. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные кочевники в VIII-VII вв. до н.э. Научное издание. М.: Институт всеобщей истории, 1996. 324с.
Асклд есе темен воен
а теко днесе од Грьцех освЪцен
же нiкiех Русы несте
а сенте врвы
А тому можахомсе смаяте
яко бяста Кiморiе такожде Оце нахше
А тi то Ромы трясяi
а Грьце розметще
яко прасете устрашены
Дощ.6е Аскольд - темный воин, а так ныне от Греков просвещен, что никаких Русов нет, а суть они варвары. А тому мы можем смяться, потому как были Кимры такоже Отцы наши, а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят устрашенных.
Связка дощечек 6
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_374.htm
Кимры такоже Отцы наши
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_511.htm
Свидетельство о публикации №217040700224