Личность и история

ЛИЧНОСТЬ И  ИСТОРИЯ

  В высших учебных заведениях Советского Союза,  даже в технических вузах на кафедрах марксизма-ленинизма студенты усердно изучали  общественные науки : диамат - диалектический материализм и истмат - исторический материализм. С диаматом было все понятно.  Ударишь молотком  вместо гвоздя по пальцу и сразу осознаешь  материальность окружающего тебя мира. А вот с истматом возникали трудности освоения. Его положения вызывали различное толкование и даже  неоднозначное восприятие.
 
  Например, известный фрагмент истмата о роли личности в истории гласит о том, что личность может оказывать  влияние на ход исторических событий, если действия этой личности поддерживаются массами.
 
   Но что является первопричиной  для личности оставить свой заметный след в истории? Нам представляется, что кроме личных качеств  выдающейся личности  ее действиями в этом направлении движет непомерное тщеславие.  Великие завоеватели и  легендарные фараоны, цари и императоры исторического прошлого никогда не отличались умеренностью своих замыслов.
   
   Здесь мы ни в коей мере не претендуем на  научное обоснование изложенного мнения. Боже упаси! Мы просто не имеем на это права. Поэтому наши выводы основываются на ощущениях, рассуждениях и сравнениях.
   
   Да простят  нам ученые люди, историки и философы легковесность , иносказательность  и даже некоторое  ёрничество  в  наших рассуждениях, но нам на примере   отдельных  выдающихся личностей,  оставивших свой глубокий след в мировой истории, захотелось посмотреть, что было общего между ними в их побуждениях.
   
   Самым великим завоевателем в древности был известный всем Александр Македонский. Царь Македонии, Азии, Персидский царь, фараон Египта. Выйдя со своими легионами к Индии, и увидев эту удивительную и благодатную страну, он подумал, наверное, что стал властелином мира.
 
   Но случилось то, о чем говорит  исторический материализм -  выдающуюся личность не поддержали массы. Его легионеры сочли, что их победы уже не стоят потери их жизней и Александр Великий повернул назад. Массы, правда, были не те.  Это были легионеры, принимавшие присягу, а не народ Македонии, хотя и поддержка этого самого народа зависела от того, что он получал от  завоеваний своего властителя.
   
    Ушел из жизни он в  тридцать три года. Всего то! Как и Иисус Христос.  А империя его была тут же развалена его бывшими подчиненными, начавшими беспощадные войны друг с другом. Чем сейчас стала Македония?  За что же он боролся, Александр Великий?  И где же были эти народные массы, позволившие развалить то, что он создавал таким трудом и завоеваниями? Ведь согласно истмату он не мог совершить всего этого без их поддержки?
 
   Великий Чингисхан  тоже основал величайшую в мире империю, завоевав огромные географические пространства и  народы, населяющие эти пространства. Тогда люди еще не знали, что Земля круглая и монголы считали, что на границах их империи она кончается. Там на границах уже жили не то люди, не то звери, не представляющие для них  никакого интереса.
 
   Чингисхан мог по праву считать себя завоевателем всей земли! Но им, завоевателям, никогда не хватает   срока  жизни,  и они никогда не думают о том, что  покоренные ими народы могут смириться с вечным иноземным владычеством.
   
   Вот и у   могущественных  монголов лошади устали, пики затупились, а в  наконечниках для стрел все чаще и чаще стал попадаться контрафакт.  Да и сам великий стал прихварывать, а наследники были уже не  великими. И полчища повернули назад, а империя стала рушиться. Что сейчас осталось от нее? Экзотическое государство, находящееся последние сто лет под протекторатом  другой соседней империи. И где же были эти самые народные массы, позволившие развалить то, что поддерживали при своем прежнем, могущественном вожде?
    
   А Тимур Тамерлан? Тоже был великий завоеватель! На золотую Орду ходил, непобедимых монголов бил, в Иране и на Кавказе побывал, в Китай ходил и в Индию. Вся Азия  была под его властью. В Поволжье зашел и на Руси побуйствовал. А в Сирии взял всем ныне известный город Алеппо и остановился. Наверное, счел, что для титула Властелина Мира этого уже достаточно. Он то лучше  других  знал, что  Восток дело тонкое!
   
   Ну и где сейчас его Великая империя Тимуридов?  Хорошо, хоть гробница сохранилась. И даже столица  бывшей Великой империи сохранилась до наших дней в образе столицы обычного среднего азиатского государства. Ну, а народные массы что же?
 
   Правда узбеки и сейчас пытаются завоевать  Москву, но уже   совсем  в другой ипостаси, в образе гастарбайтеров. Но это уже совсем другая история, как говорит наш знаменитый актер Леонид Каневский.
   
   А вот еще один великий завоеватель, живший почти в наше время,   Наполеон Бонапарт.  Он уже знал, что Земля круглая, но,  покорив Европу и войдя в Россию, тоже, вероятно, видел себя властелином мира. Для этого по его годам  ему бы хватило срока жизни, но,   начав  войну с Россией, он  совершил катастрофически непоправимую стратегическую ошибку, встретив неодолимое сопротивление народа, не воспринимающего чужеземное владычество и чужой образ жизни.
   
   Величайшая битва Старого света  под Бородино была вроде бы выиграна и вроде бы не выиграна. Главный город врага был взят, но Москва вроде бы была,   и в  то же время  ее, сожженной вроде бы и не было. Бежала эта выдающаяся историческая личность, вместе со своим обовшивевшим и оголодавшим войском и чуть было не взята в плен русскими мужиками.
   
  Не понимают они, великие завоеватели, что  непреодолимым препятствием для осуществления своей тщеславной мечты являются физиологические сроки   жизни или  неистребимое сопротивление  покоряемых ими народов.
   
   Говорят, что история не имеет сослагательного наклонения. Но представьте хотя бы на минутку, что  в начале  двадцатого  столетия на царском троне в России сидела бы не безвольная и аморфная личность в образе Николая Второго, называвшего себя хозяином Земли Русской  а император типа Петра Великого.
 
   Да, он бы передавил всех этих Распутиных, Керенских, Пуришкевичей, Милюковых, всю эту болтливую толпу бездельников,  тогдашних радикалов,.  безответственных думских деятелей,  и установил бы жесткий порядок и в  стране и в ее армии. А то ведь чего придумали! В воюющей  стране не назначать, а выбирать себе командиров.  Не поручика Голицина, а Ваньку из соседней деревни. Хоть и дурак, но свой, классово близкий
   
   И вся мировая история  была бы совсем другой! И сидел бы Ульянов (Ленин) в своем Цюрихе, пописывал статейки, катался  на велосипеде и продолжал бы безмятежно любить революционерку Инессу Арманд. Но не сложилось. Не повезло  России. Не оказалось  в тот момент выдающийся  исторической личности. А народ? Что ж народ! Он глотал свободу, качал демагогов, пока большевики не направили его туда, куда им было нужно.

  Вот Вам и комментарии к вопросу о роли личности в истории и значении в этом вопросе народных масс.

   А Владимир Ильич  скорей всего в потаенных глубинах своей души видел себя вождем угнетенных всего  мира, не ограничиваясь  только тем,  что, пойдя другим путем,  отомстил за своего брата, умертвив всю царскую семью.  "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!"  Но не смог, не хватило жизни. А ближайшие соратники ему в этом  еще и помогли.  Но имя свое, как выдающаяся личность он во всемирной истории все таки  оставил навсегда!

   "Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!" Ведь это их лозунг - большевиков, сотоварищей Ленина. Брат на брата, сын на отца! "Повесить сто богатеев и попов. Непременно повесить! Чтобы все видели и знали!"  Это тоже его  людоедская директива.

   Но почему сто, а не сто пятьдесят или двести? Очевидно, что количество повешенных не имело никакого значения. Важен был сам факт демонстрации устрашения. А человеческая жизнь уже сама по себе ничего не стоила. И вешали с перевыполнением контрольной цифры. Сегодня красные белых, а завтра белые красных. Издержки гражданской войны!

   В тридцатые годы прошлого века в побежденной и униженной Германии половина ее населения была готова  проголосовать за коммунистов и их вождя  Эрнста Тельмана. Но нашелся другой фюрер - австрийский ефрейтор  Шикльгрубер,  который из обитателя мюнхенских пивных быстро превратился в символ возрождения великой Германии и вождя тысячелетнего Рейха. Так это  ничтожество и упырь, и сам с примесью семитской крови, превратился в вождя чистокровных арийцев и  в одиозную выдающуюся историческую личность.

  Покорив в одночасье Европу, Северную Африку и  плотоядно поглядывая за океан, он совершил ту же катастрофическую ошибку, что и Бонапарт, напав на  не поддающуюся западному пониманию Россию.

     А другая выдающаяся личность перед самым нападением уничтожила в своей собственной стране  почти все высшее командование. Были репрессированы три маршала армии из пяти, тринадцать командармов из пятнадцати, сто пятьдесят комдивов из ста восьмидесяти шести двадцать пять корпусных комиссаров из двадцати восьми и все шестнадцать армейских комиссаров. Весь цвет рабоче-крестьянской Красной армии. Эта патологически жесточайшая  личность в собственном окружении видела только заговоры против своей власти.

   Как мы победили в той страшной, невиданной в истории войне? Благодаря стойкости ,  мужеству и самопожертвованию русского, советского солдата, воинскому мастерству и патриотическому долгу еще недостреленных и не посаженных в лагери  командиров.  Военному гению  и твердости будущего маршала Победы Жукова. Несгибаемой воле самого Сталина, его суровости и страха, которые исходили из него, организаторскому таланту и властности его наркомов, сумевших  эвакуировать  промышленность и ее рабочих на восток, ожесточенность народа против нашествия чужеземной силы.

   "Вставай стана огромная , вставай на смертный бой, с фашистской силой черною, с проклятою ордой! Пусть ярость благородная вскипает, как волна! Идет война народная, священная война!"

  И набатный колокол со страниц советских газет: " Если дорог тебе твой дом, где ты русским выкормлен был, под бревенчатым потолком, где ты в люльке, качаясь плыл, если дороги в доме том тебе стены, печь и углы, дедом, прадедом и отцом, в нем исхоженные полы...

   ...Если мать тебе дорога, тебя выкормившая грудь, где давно уже нет молока, только можно щекой прильнуть, если вынести нету сил , чтоб немец к ней постоем стал, по щекам морщинистым бил, косы, на руку намотав, чтобы те же руки ее, что несли тебя в колыбель, мыли гаду ему белье, и стелили ему постель...

   ...Если ты не хочешь отдать ту, с которой вдвоем ходил,  ту, что долго поцеловать  ты не смел, так ее любил, чтоб фашисты ее живьем взяли силой, зажав в углу, и распяли ее втроем, обнаженную на полу...
   
   ...Если ты не хочешь отдать немцу с черным его ружьем дом , где жил ты, жену и мать все, что родиной мы зовем, знай никто ее не спасет, если ты ее не спасешь, знай: никто  его не убьет, если ты его ты его не убьешь...

    ...Так убей же немца, чтоб он, а не ты на земле лежал, не в твоем дому чтобы стон, а в его по мертвым стоял. Так хотел он, его вина,  пусть горит его дом, а не твой, и пускай не твоя жена, а его  пусть будет вдовой. Пусть исплачется не твоя, а его  родившая мать, не твоя, а его семья понапрасну пусть будет ждать

    Так убей же хоть одного! Так убей же его скорей! Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей!"

   Ухе  после войны, в наше время, старый солдат, послуживший натурной моделью памятнику воину - освободителю в Трептов парке, рассказывал, как бургомистр Берлина читал ему извлечения из плана "Барбаросса", предусматривающих строительство на границах Воронежской области заводов по переработке  живого человеческого материала для производства сельскохозяйственных удобрений.

  Так кто же вы, немцы, народные массы, половина из которых тогда,  еще до войны, голосовала за коммунистов? И кто  же ваш  безумный вождь? Упырь, маньяк, ошибка  природы?

 Вы зачем, гады, пришли сюда, на нашу землю? Кто вас звал?

   Ненависть повисла над страной. Под Москвой насмерть встала Красная армия и отряды народного ополчения. Пали жертвою все подольские курсанты. Потрясенный сопротивлением , остановленный немец даже представить себе не мог, что там, за ними,  уже никого нет и дорога на Москву открыта. А на утро подошли сибиряки и калитка снова надежно захлопнулась.

  В стране были образованы городские Комитеты обороны, отличающиеся  железной дисциплиной руководства и исполнения, которые распоряжались  коренным и эвакуированным населением страны.

   Мы не собирались сдаваться, даже если бы Москва пала, как в 1812 году. Не было еще Сталинграда, немец стоял далеко от Поволжья и Кавказа, а мы уже рыли противотанковые рвы на правом берегу Волги  под Саратовом.

  Автор, которому тогда только что исполнилось четырнадцать лет тоже был на строительстве оборонительных сооружений, вместе с его мобилизованной на это строительство мамой. На постой нас поставили в  бедную крестьянскую избу к солдатке с дочкой, которые со времени ухода отца и мужа на войну так и не получили от него ни одной весточки.

    Штаб строительства находился от деревни Комаровка, в которой мы жили в  двух-трех километрах, а само строительство протянулось от горизонта до горизонта.

      Работали там женщины и подростки вроде меня. Поднимаешь лом, чтобы отколоть кусок промерзшей земли, а этот лом тянет к земле тебя самого. А такой же пацан совковой лопатой  пытается отбросить этот кусок, наружу, за бруствер противотанкового рва.

      Дома мама меня ставила в таз с водой и выискивала насекомых. Сама, перенесшая в Гражданскую войну сыпняк, она знала чем он кончается, а я дико озирался по сторонам, боясь что меня увидит хозяйка и ее дочка.

   Ей нравился городской мальчик, мы дружили и вместе по-пластунски ползали, прячась от сторожей, на заснеженную  соседнюю бахчу, за оставшимся после уборки зародышами арбузов, которые,  приносили домой и вместе со взрослыми поедали кислую и жесткую серединку.

  А почему прячась от сторожей? Да потому, что существовал указ, по которому за унос с поля колосков, оставшихся после уборки урожая, полагалась тюремные сроки. Мы с мамой получали на строительстве полбуханки серого расчудесного  хлеба, а в самом городе нам иногда выдавали в дополнение к продовольственным карточкам по мешку картофельных очисток и лузги - скорлупы от подсолнуха. Из очисток жарили  горькие лепешки,  а из лузги выковыривали остатки семечек и ели.

    И тупые, самодовольные, сытые фрицы хотели победить этот многострадальный, все повидавший на своем веку и ненавидящий их народ? Не вышло! Ошиблась выдающаяся фашистская личность и это стоило ей разгрома тысячелетнего рейха и своей собственной позорной гибели, от которой не осталось  даже  могилы.

  А феномен  другой исторической личности - Сталина, стоявшего  во главе победившего фашизм советского народа до сих пор не осознан и вряд ли когда-нибудь будет разгадан будущими поколениями. Уничтожив миллионы своих соотечественников, разгромив российское крестьянство, допустив невиданный голодомор на Украине и в Поволжье, сослав безруких и безногих солдат на необитаемый остров, он как, сказал Черчилль, пришел в Россию с сохой, а ушел с атомной бомбой! Он же с удивлением говорил, что когда Сталин  стоял, он, Черчилль, не мог  в его присутствии сидеть.

   О нем много осталось легенд. Рассказывает то ли Светлана, то ли близкий к нему Микоян, как он воспитывал своего сына: " Ты думаешь ты Сталин? Нет ты не Сталин! Ты думаешь я Сталин? Нет, я тоже не Сталин! И показал на свой портрет, висящий на стене: вот Сталин!"

  Народ не простивший Сталину тридцать седьмой год, почувствовал себя осиротевшим,  когда он ушел из жизни. Над страной опять повисло предчувствие беды: "Что же с нами теперь будет?" Например, на траурном митинге   уральского  завода "Пневмостроймашина" женщины - формовщицы с литейного цеха и суровые мужчины, побывавшие на фронтах Отечественной рыдали в голос.

  Что это было? Массовый психоз? Этот монстр придумал свой символ ,и  народ, не доверяя личности Сталина, поверил в этот символ.  А как без веры?  Все же развалится! Но это, конечно, не было той поддержкой народных масс выдающейся личности, о которой говорит исторический материализм.

    А через полсотни лет рухнула и сама страна, победившая фашизм. И разрушили мы ее сами. Умер Сталин и началась борьба за власть при сохранении ее основы - диктатуры личности. Пришла одна уверенная в себе личность,  ее сменила другая. Но беспощадный возраст делает свое дело и престарелое руководство оказалось не в состоянии управлять  страной.

   И на этом безмятежном фоне вдруг возникли совершенно невиданные в советской истории выдающиеся личности. Одна из них пыталась совместить несовместимое, внедряя  в советский образ жизни западную демократию с попыткой одновременного сохранения диктатуры правящей партии страны.

   А другая выдающаяся личность думала только о том, чтобы спихнуть первую личность с ее высокого поста и занять его самой  не побрезговав для достижения этой цели даже целостностью страны.

   "Берите столько суверенитета, сколько съедите!" И советская империя, образованная приграничными национальными республиками и десятком стран, так называемой народной демократии, начала разваливаться на наших глазах.

  А ошарашенный и ошеломленный народ ходил с транзисторами, слушал последние известия  и  никак не мог понять, откуда вдруг  возникли эти личности  и что происходит в его стране?

   Россию спасло от распада на удельные княжества ее необозримые просторы,  прирожденная потребность народа к единению в минуты опасности, здравомыслие региональных руководителей и их страх перед Центром.

   И когда победившая выдающаяся личность, устав от борьбы и жизни, передала свои полномочия новому лидеру, у народа появилась очередная надежда на возрождение страны и лучшее будущее.

    Фрагмент исторического материализма о роли личности в истории требует еще одного уточнения. Известный постулат марксизма-ленинизма гласит о том , что бытие определяет сознание. Это правильно для частных лиц. А  общественное бытие определяется сознанием, в которое внедряется идеология и мировоззрение выдающейся личности, являющейся в рассматриваемый исторический период лидером  народных масс своей страны.

   На этом мы закончим наше  антинаучное, основанное на эмоциях и ощущениях исследование, основной вывод которого заключается  в том, что выдающаяся личность, вкладывая в народные массы свою идеологию и мировоззрение, получает от этих народных масс поддержку в своих последующих действиях.  И в этом личность первична, а народные массы вторичны.

 И если выдающаяся личность не  будет  этого делать, она никогда не станет выдающейся.

Но тут уже, как говорят на  Урале: "никуда не подеваешься"!
    
 


Рецензии
Здравствуйте, Борис! Прочитала с интересом. Ваше произведение заставляет думать и анализировать тему личности. Сейчас, когда каждодневные информационные сообщения пестрят событиями, связанными с КНДР, думается о том, сама по себе личность стать личностью не может. Совершенно правильно, что для этого должны быть определенные предпосылки в обществе того государства, где эта личность себя проявила - то есть, её действия должны поддерживаться народом. Есть две Кореи, с совершенно одинаковым народом, но при этом очень отличающимся, как две разные национальности.
В КНДР сегодня экран телевизора пестрит разноцветными букетами и явным выражением беззаветной преданности вождю, в Южной Корее - демонстрации-протесты против коррумпированного президента.

В Германии также после воссоединения западной и восточной частей страны, немецкий народ смотрелся как две разных национальности. Так представилось в 1996 году, когда была там в туристической поездке. Немцы в Потсдаме, Западном Берлине и Дрездене даже внешне выглядели по-разному.

Нельзя сказать, что личность правит обществом. На мой взгляд здесь порочный замкнутый круг, особенно это касается государств с диктаторской структурой управления.

Поскольку это не произведение , а рецензия, вдаваться в подробности не буду.
Единственное, на чём остановлюсь, это стихотворение К. Симонова, которое было злободневным тогда, а сейчас оно не является актуальным.

Дальнейших успехов! С уважением!

Полина Зборовская   15.04.2017 19:07     Заявить о нарушении