Сцена

Сцена. Влекла ли она ее? Скорее нет, чем да. Но это не означает, что она не думала о сцене. Как думала? Абстрактно. Как думают о предметах, которыми пользуются.
И вот совершенно неожиданно для нее наступил день, когда по ее рассказу решили поставить спектакль, но если вернее сказать, инсценировку. Что такое инсценировка, она и сама толком не знала. Но в ее представлении это было некое действо, происходящее  на сцене.
В преддверии Дня космонавтики она решила начать писать  с тем, чтобы прочитать  рассказ  на сцене.
Но что писать? В 1961 году, когда Юрий Гагарин побывал в космосе, она была слишком мала, чтобы понимать, что такое космос. И не помнит тот знаменательный апрельский день, получивший затем другое, ее личное значение, так как он был днем рождения ее будущего мужа, занимавшегося в молодости космическими разработками.
 Воскресный июньский день 1968 остался в ее памяти навсегда. В то солнечное  утро она вместе с двоюродной сестрой и ее подружками вброд перешла мелкую речушку или потому что у них не было денег на входной билет в парк или из желания сэкономить. В парке репродукторы надрывались:
-Первая в мире женщина космонавт  в космосе!
Сколько она не прислушивалась, никак не могла понять фамилию. Могла бы она предполагать, что десятилетия спустя будет держать в руках  фотографию прославленной женщины, сделанную братом мужа.
В те годы страна ликовала. Радости не утихали, а вместе с ними рос ряд барельефов  космонавтов на стене фойе  в местном кинотеатре. Она задумывалась о том, куда потом будут размещать новые барельефы? Ведь полеты в космос бесконечны.
Конечно, ее детские воспоминания вряд ли кому-нибудь будут интересны. Нужны реальные персонажи, герои той эпохи, люди, которые были связаны с космосом.
Время шло.
При обдумывании ей стало  казаться, что рассказ, возникший в ее сознании никак не мог вязаться с выступлением. Вот если бы его разыграть? Другое дело.
За два вечера рассказ был готов. Она показала текст одному профессиональному актеру.
- Если вы не возражаете я буду играть роль ученого- математика.
Как она могла возражать, когда надо было радоваться, что человек согласился играть сам, а не заниматься поисками самодеятельных актеров. Это предстояло ей сделать самой.
Один согласился очень быстро. Наверное, на принятие решения повлияла статусная роль журналиста.
Претендент на другую роль, колебался.
- Я вам найду человека, сыграет за милую душу.
- Зачем мне незнакомец? Я знаю вас. Вы подходите как никто другой. Такой импозантный.
- Что такое импозантный?
Она поколебалась с ответом.  Конечно, могла бы привести много эпитетов, но не стала, решив обойтись коротким ответом:
- Такой как вы.
Немного помолчав, добавила:
- Запишем на видео, покажете родителям. Им будет приятно.
- У меня нет родителей.
- Как? Вы еще молод.
- Мать умерла от рака в сорок лет. Врачи объяснили столь ранний уход из жизни ее поздним замужеством. Отец был летчиком. Его сердце рано износилось. И оказался я сиротой. Сначала меня бабушка воспитывала, Хотя…
- Что хотя?
- Она и бабушкой мне не была. Нашла мою мать младенцем в лесу во время войны.
Пауза затянулась…
- Потом меня взяла на воспитание тетка. Знаете арку за гостиницей «Астория»?
Она пожала плечами:
- Да. Кажется, есть такая арка.
- Нужно пройти через эту арку. И там сразу лестница, ведущая в квартиру моей тетки.
- Тетку порадуете своим выступлением.
- Хорошо. Я прихожу.
В назначенный час все были в сборе в белоколонном зале.
Начали читать текст.
Бывший актер пояснил:
- Сейчас просто читаем. Потом говорим своими словами. Это называется этюд. А уже затем  говорим слова автора строго по тексту.
 Ей захотелось возразить и она «вклинилась»:
- Я думаю, что нужно своими словами близко к тексту,  учить не обязательно.
После первого прочтения мужчина, игравший роль тренера Терешковой предложил  «вжиться в обстановку» :
- Что мы здесь сидим в креслах? Надо расположиться в соответствии с ремарками автора.
Автор молчала, но в душе соглашалась.
И вот на сцене появились шикарные стулья. И столик.
- Что будет на столике? - не унимался «тренер».
Актер задумался:
- Жаркий день… Поставить бы какой-нибудь алкогольный напиток.
Тут она возразила:
- Думаю, что в этих условиях неуместно. Я могу принести из дома самовар.  А что? Чаепитие в саду. Чудесно.
- Нет, не годится. Но вы правы, пиво и алкоголь не поставишь. А давайте будем пить кофе с ликером.
- Отлично, у меня дома хранится  пустая бутылка из под французского ликера «Гран марнье». Будете пить кофе с ликером.
Дома у нее были две совершенно одинаковые пустые бутылки, одна побольше, другая поменьше. Почему она их не выбросила? Наверное, потому, что это была память о прошлой беззаботной веселой жизни, когда быстро осуществлялись все желания. Все свершалось, все кроме одного: не удалось продлить жизнь того, кому она посвятила свой рассказ, своему мужу, тому самому ученому-математику, которого будет играть актер.
Ее мысли прервал «тренер»:
- Что это за стол?
- Для садовой обстановки шестидесятых годов в самый раз. Но мой кофейник…
- А вы опасаетесь, что ваш кофейник разобьется?
- Вот именно. А это - копия эрмитажного французского кофейника.
- Не беспокойтесь. Мы что-нибудь придумаем. Помимо этого реквизита нам нужно подумать об одежде.
Актер был большим франтом, он одевался в лучших магазинах города и знал толк в моде. Ему было необходимо оказаться в эпохе шестидесятых годов прошлого века и полностью соответствовать этому времени.
- Я для вас принесу костюм мужа. Очень шикарный костюм.
 У ее мужа  был друг, ученый-физик, в своей книге он описал впечатление от увиденного костюма не только свои личные, но и сослуживцев. НИИ гудел от увиденного.
Позднее, этот же ученый, изобретатель  плазмы для космического корабля, вспоминал:
- Приехал из командировки, непохожий на нас. Сабантуйчик устроил в отделе у меня. Играл на гитаре  и пел песни на французском. Этакий мачо в сером, стального оттенка костюме.
Она хранила и этот парижский костюм, и  рубашку с меткой Сен Жермен де Пре. Только одно название стоило немалых денег. Галстук в редкую красную крапинку. Как на картине Матисса, такого оттенка вкрапления несли свою смысловую нагрузку. Вот только  туфли из перфорированной светло-серой замши  приводили ее в небольшое замешательство, так как она считала, что по оттенку они не очень подходили к костюму, хотя муж уверял, что их к костюму подбирал продавец, а так как французы обладают безукоризненным вкусом, тут спорить было бессмысленно.
Она задумалась, вспоминая как ей муж говорил:
- Мы обязательно поедем с тобой в Париж. Там недалеко от Оперы есть  очень хорошая гостиница, неподалеку от самого дорогого ресторана  Парижа «У Максима». Я там был. Заказал русское блюдо: картошку с селедкой и водки, соскучился в Африке по русской еде.  Дал щедрые чаевые. Хотя это было запрещено советскими правилами. Ресторан меня отправил за свой счет в гостиницу. Нравился мне Париж. Уйду подальше от центра,  сяду  в парке на скамейку, рядом детишки играют. Никому и в голову не приходила мысль, что я – русский. Русских в Париже было мало. Чтобы остаться во французской столице подольше, спросил разрешение в посольстве. Убедившись, что у меня есть деньги, позволили.
… Итак, реквизит был обсужден. Оставалось только ждать дня премьеры, чтобы показать сцену встречи двух братьев: ученого и журналиста с тренером по парашютному спорту  первой в мире женщины космонавта Валентины Терешковой.
Актер сказал на прощание:
- Вы подготовьте вступительную речь. Скажите, что все имеет под собой реальную основу.


Рецензии