По совести. Глава 15. Спаси его, Господи!

В первое воскресение после похорон свекрови Зилола проснулась ни свет ни заря. Кристина крепко спала, чуть слышно вздыхая во сне. Зилола долго ещё лежала, боясь пошевелиться, чтобы не разбудить дочь. Как только небо осветилось полоской зари, встала, прошла по дому на цыпочках, поправила горящую лампаду в комнате свекрови.

На улице всё ещё царили сумерки. Воздух утренний плотный, с примесью тумана, заключил в свои объятья разгорячённое женское тело. Зилола поёжилась, глянула на тяжёлые облака: - «Пасмурно сегодня, оттого и зябко». И вдруг солнечный луч, прорвавшийся из небесных глубин, ослепил её на какое-то время и снова пропал за утренней хмарью. «Может, углядит Толик твой свет в темноте! - вспомнились Зилоле прощальные слова Анны. – Ты свечку за него поставь, помолись!»

В дом вернулась просветлённая, с надеждой на скорые перемены. Спеша, стала собираться в церковь. Перво-наперво разбудила дочку: «Двое нас с Криськой осталось, вот и будем просить у Бога за Толика сообща». Нашла в гардеробе тонкий кружевной платок, хранившийся у Анны для «случая». Там же, рядом с платком, лежали и завёрнутые в бумагу тонкие церковные свечи. И ещё Библия. Зилола с особым интересом взяла её в руки, погладила потрёпанную кожаную обложку.

- Это бабушкина книжка, она её никому не давала, - сказала маленькая Кристинка, наблюдавшая за матерью со стороны.

- Мы её тоже будем беречь, правда?

- А ты мне её почитаешь когда-нибудь, мамочка? Она, наверно, очень интересная раз бабушка её в шкафу ото всех прятала.

- Почитаю, милая, - Зилола улыбнулась. – Обязательно почитаю, а сейчас пойдём в церковь.

Дверь в храм была открыта. Шла утренняя служба. Прихожане сновали туда-сюда, целовали различные иконы, зажигали свечи. У Зилолы из-за этой суеты даже сложилось впечатление, что в церкви царит некая неразбериха. В смущении своём она на время забыла про находящуюся рядом Кристину, но та вскоре начала настойчиво трясти мать за руку.

- Мам, можно я тоже свечечку подожгу? Ну, пожалуйста.

- Т-с-с, говори тише, - Зилола достала из свёртка одну свечу и протянула её дочери. – Только я не знаю как…

Завидев в толпе молящихся бабушку своей подружки, Кристина не дала матери договорить:

- Вон, Светкина бабушка стоит, пойду я её попрошу свечку мне зажечь, раз ты не знаешь. Ладно, мам? – и, не дождавшись Зилолиного разрешения, направилась в сторону старух, стоявших у иконостаса.

- Баба Зоя, - Кристина тихонько позвала одну из молившихся старушек и тут же дёрнула её за подол платья.

- Кристинка? – баба Зоя удивлённо поглядела на девочку. – Ты?

- Зажги мне свечечку, баба Зоя.

Старушка поглядела по сторонам. Увидев переминающуюся с ноги на ногу Зилолу, она недовольно нахмурила брови. Потом взгляд её снова вернулся к Кристине и старушка отмякла.

- Ладно, пойдём. Смотри, что я буду делать, и повторяй, - она взяла Кристину за руку и повела девочку к иконам. Приняла свечу из детских рук, зажгла её от другой, уже горящей свечи, и забубнила: - Пресвятая Владычица Богородица! К Тебе прибегаем, Заступница наша…

Кристина стояла рядышком и старалась расслышать, что бормочет старушка, но молитва была так тиха, что девочке только и оставалось, что смирно стоять, ничего не делая. Зато, когда баба Зоя начала креститься, Кристина ловко сложила три пальца в щепоть и осенила себя крестным знамением. Зилола, наблюдавшая за всем действом издалека была удивлена такому умению дочери. «Надо и мне свечу поставить, - подумала она. - Не зря же я столько непонимающих взглядов на себе вынесла. Да и маме Ане обещала за Толика помолиться, а обещания надо выполнять!» Пока думала, бегала глазами по сторонам. Среди множества ликов отыскала мужчину с печальным взглядом добрых всепонимающих глаз, и решительно направилась к нему. Под иконой прочла – Спаситель. Долго пристально смотрела, стараясь разгадать эту вселенскую печаль, тщательно подбирала слова для молитвы, но так ничего и не придумала. Сквозь слёзы и качающееся пламя свечи образ Спасителя был размытым, нечётким, но Зилола продолжала плакать и шептать:   

- ;;;;; ;;; ;;;;; ;;; ;;;;;; ; ;;;;;;;;; ;;;;; ;;;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;  *

(*Господи наш! Мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от наказания огня. (Сура Семейство Имрана, часть 16 аята. Коран)

Вечером в дом Хромовых пришёл отец Ларион. Долго глядел на мерцающий свет лампады, с интересом разглядывал лежащий на столе Коран. Зилола перехватила его взгляд.

- Я не должна была приходить в церковь, батюшка? Я бы сама за себя не решилась бы ни за что, клянусь. Мама Аня перед смертью попросила меня, - голос Зилолы задрожал.

- Ты всё правильно сделала, Зиля. Свекровь твоя, Анна, хорошей женщиной была. С виду - суровая, а внутри мягкая. Я с ней однажды беседовал. Спрашивал у неё: «Ты, Анна, почему в церковь не ходишь?» А она мне и говорит: «Потеряла я Бога своего, батюшка. Отпугнула его от себя. Видно не Григория я тогда убила. Бога я своего убила. Нет, не подумайте, я не перестала верить, лишь потерялась на время. Хотя как знать. Вот вроде бы знаю точно, что Бог есть. А взгляд к небу подыму и ничего не вижу, ничего не чувствую. И сомнения в душу закрадываются: ну, как и нет ничего? Справедливости нет, радости нет. Может, и Бога нет? И он молчит в ответ, не зовёт на встречу и сам не идёт. Я, батюшка, в церковь обязательно приду, только позже. Сейчас не могу, бесы видимо в душе обосновались, не пускают. А может и Бог оттого ко мне не идёт. Ждёт, что как только я со своими бесами разберусь, он мне руку-то и протянет. Кто знает…» А ты, Зиля, приходи в церковь в любое время, не стесняйся. Дорога к Богу должна быть всегда открыта для всех. Ему ведь совсем не важно, на каком языке ты с ним говоришь, какие молитвы читаешь, он любого слышит и понимает.


Рецензии