совесть и эвтаназия

                СОВЕСТЬ И ЭВТАНАЗИЯ
          Глядя в глаза, подёрнутые страданием, стон, прерываемый на время действия наркотика, поневоле задумываешься: а зачем продлять эти муки, не лучше ли для человека дать ему облегчение в добровольном уходе из жизни? Ведь человек страдает неизлечимой болезнью, причиняющей ему неимоверные мучения, которые с течением времени нарастают в своей интенсивности и надежды на улучшение нет. Ведь сколько людей, узнав о своей болезни и её неизлечимости, уходят из жизни добровольно и не самыми гуманными способами.
        Ко мне в библиотеке подходит незнакомый мужчина средних лет:
-Я вас знаю, разрешите обратиться с вопросом: собираюсь открывать агрофирму со спортивным уклоном. Затрудняюсь с названием, может, вы, изучая ранее в институте латынь, подскажете с названием?
-Я не могу сразу предложить, надо подумать. Подойдите в костёл, там есть литература на латинском языке, может ксёндз вам поможет.
-Ну, а до костёла, предложите что-нибудь.
-Предлагаю назвать одним словом: VITA. В переводе это означает жизнь.
   На этом мы расстались. Через некоторое время я в местной газете прочёл объявлении об открытии агроусадьбы под названием «VITA».
     Иногда он появлялся в городе, гарцуя верхом на лошади. Созвонившись, мы с женой напросились в гости. Большой коттедж, баня, пруд, «тарзанка», музей давних народных ремёсел, а на входе - валун с высеченным на нём древним текстом. Агроусадьба пользовалась большим успехом, на отдых приезжали, кроме соотечественников, иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе гостил космонавт Алексей Леонов.  Владелец агроусадьбы, человек коммуникабельный, интересный в общении, ранее ходил в море на рыболовных судах, вернулся на Родину, открыл собственный бизнес. Любил плавать по течению в спасательном костюме военных моряков ярко- оранжевого цвета, лёжа на спине, раскинув руки в стороны, приводя в изумление рыбаков. Затем мы с женой сплавились по реке на байдарке, получив новизну ощущений. Через некоторое время узнаю шокирующую весть: он покончил жизнь самоубийством выстрелом из охотничьего ружья, причиной чего явился запущенный рак.
  Да, церковь является противником суицидов, исходя из принципа: Бог дал, Бог взял. А что гуманней: обрекать неизлечимого больного на муки, пока Бог проявит милость и возьмёт или освободить его от мучений помимо божьей воли? В каком из этих случаев твоя совесть не будет  укорять в отсутствии гуманности? Раньше у нас запрещали информировать больных об онкологическом заболевании, щадя их психику, мы врали, изворачивались, ухудшение состояния объясняли временным обострением болезни. Разрешалось говорить правду родственникам, предупреждая их при этом хранить её втайне от больного. И больные, не зная правды о своей болезни, до последнего часа не верили в скорый исход и не падали духом. У них на западе было всё наоборот: правду говорят больному, а он вправе решать, информировать ли о ней родственников. Сейчас и у нас поступают, как на западе: врач имеет право сказать всю правду в глаза больному. Врачи старой закалки избегают говорить правду, не хотят уподобляться при этом почтальону, разносящему «похоронки» с фронта. Они направляют больных к онкологу, который, не зная о неинформированности больного, является первым, вводя пациента в психологический шок. Создаётся неприятная ситуация: больной в ступоре, онколог в негодовании:
-А что, Вам об этом не говорили?
    

      Недаром открываются хосписы для таких больных, где их отвлекают от мрачных мыслей, стараются создавать оптимистическое настроение.
     Здесь речь идёт об онкологических больных, у которых опухоль врастает в нервные сплетения, даёт метастазы в другие органы, вызывает невыносимые боли, когда уже и наркотики не помогают. Здесь не говорится о других, тоже неизлечимых болезнях, но протекающих безболезненно.
   В некоторых странах на законодательном уровне разрешена эвтаназия, но с рядом оговорок. У нас же она запрещена и преследуется уголовным законодательством. Ни один из врачей не может взять на себя ответственность лишить жизни больного своими руками, как бы ни умоляли  больные сделать это.  В противном случае укоры совести будут их преследовать всю жизнь.
«Блажен лишь тот, кто дверь не отворял входную»
Омар Хайям.
 В странах, где разрешён добровольный уход из жизни из-за неизлечимой болезни, по просьбе больного оставляют летальную дозу снотворного и больной, попрощавшись с родными, принимает её собственноручно. А если это у нас запрещено по гуманным соображениям, то является ли проявлением гуманизма забор органов у ещё живущих, но бесперспективных больных со смертью мозга, не информируя при этом родных? Это у нас разрешено на законодательном уровне. Не является ли это эвтаназией? Почему мы вынуждены годами держать на искусственной вентиляции лёгких больных со смертью мозга по возрасту и сопутствующим заболеваниям являющихся неподходящим материалом для забора органов и фактически убивать подобных людей, но перспективных доноров? Конечно, это продиктовано благими намерениями: спасти жизнь пока ещё живущим, заменив им больной орган. Но не переступают ли дозволенный порог бригады врачей, занимающихся забором органов? А как быть с одной из Божьих заповедей: «не убий»? В каком случае закон добр и справедлив, а в каком совсем иначе? Когда уже научатся выращивать органы из стволовых клеток, что явилось бы выходом из этой сложной и неоднозначной ситуации.
     «Тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву их и прошение их, и сделай, что потребно для них, и прости народу Твоему, в чём он согрешил пред Тобою.»
                2-я Паралипоменон, 6:39
               


Рецензии