Я привык уже жить без зимы...

                Вспоминает о Рафаиле,взяв строчку из его письма,Анна Полосухина:

         В Ленинабаде мы прожили восемь счастливых лет.Именно счастливых,я не оговорилась. Я,мой муж Володя Полосухин и маленькая дочка приехали в этот город по приглашению давних друзей - Галины и Владислава Паламарчука,которые работали в "Ленинабадской правде".Попав в их теплые "объятия",мы радовались и удивительной среднеазиатской природе,и обилию фруктов,и национальным таджикским обычаям,с которыми знакомились с интересом и соглашались безоговорочно.
         С Рафаилом Маргулисом мое знакомство произошло случайно.

         Хорошо помню,что мы часто прогуливались у фонтана,который находился рядом с драматическим городским театром.Это было излюбленное место отдыха многих,особенно приезжих,русскоязычных,как нас называли тогда.


         Уже издалека я увидела молодого худощавого мужчину,улыбавшегося во все лицо.Пожав руку мужу,он представился:
         - Рафаил.Очень рад познакомиться с Вами,Анечка.Я уже знаю,как вас зовут... Кстати,это мое любимое женское имя...

         Его глаза с прищуром искрились,улыбались по-доброму,он весь был участие и внимание.Я отметила тогда,что усы и шевелюра мужчины - шикарные,они делали его ярким,заметным,что называется,по-особенному привлекательным.
         - Наверное,сложно на новом месте? - спросил он,- не переживайте,со временем всё образуется.

         В этот вечер мы долго гуляли вместе. Рафаил рассказывал о городе,о таджиках,о тех местных обычаях,которых надо обязательно придерживаться.Восток - дело тонкое - не зря говорят, - подчеркнул он, - но мы привыкли уже здесь жить и нам нравится.

         Дружить семьями мы стали не сразу.Как-то не случалось бывать у них в гостях,хотя Рафаил неоднократно приглашал.Потом,получив квартиру в 18-м микрорайоне (до сих пор помню этот адрес),мы оказались соседями. Жили,правда,не  в одном доме,но совсем рядом.Я познакомилась и с его женой Наташей,и с дочурками - Мариной и Ритой,которых молодой  папа- Рафаил просто боготворил...

         Рафаил стал заходить к нам "на огонек" всё чаще и чаще. Разговоров было много - о политике,о житье-бытье,о материалах,публиковавшихся в "Ленинабадской правде". Одних ругали,других хвалили,обсуждали насущные проблемы рабочего дня.Спорили основательно,доказывая именно своё - то,что каждому казалось более простым,правильным и лучшим.

         Рафаил был заядлым спорщиком,и в спорах этих обнаруживалось его высокое искусство дипломатии,глубокое знание темы,аналитический ум.Он убеждал в чем-либо своего оппонента деликатно,грамотно,доказательно,никогда не срывался на крик, дело не доходило ни до обид,ни до оскорблений.
         Постепенно мы сблизились с его семьей,стали вместе отмечать праздники,дни рождения,а иногда просто собирались "на плов".

         Плов,как это и принято в Средней Азии,готовили довольно часто. Хотелось
общаться,веселиться,радоваться жизни... И так было! Включали музыку,и Рафаил галантно приглашал меня на танец.Как оказалось,он хорошо вальсировал,танцевал с большим удовольствием.
         - Где ты так хорошо научилась танцевать? - спросил однажды.
         - А ты? - смеясь,ответила я на вопрос вопросом.
         С тех пор я стала его постоянной и незаменимой партнершей по танцам,так он меня и называл.

         Однажды весной Рафаил пригласил нас на прогулку в горы:
         - Жить в Ленинабаде и не видеть цветущих тюльпанов на склонах его гор - это непорядок! - говорил он серьезно и убедительно.
         Такой красоты я и в самом деле больше не видела никогда: безбрежный ковер ярких весенних цветов,переливающихся на солнце,на фоне гор казался настоящим волшебством,чудом. 

         Мы смотрели на эти плантации тюльпанов завороженно,не осмеливаясь сорвать даже один из них...
         Потом захотелось подняться на одну из вершин,которая показалась самой пологой и не такой высокой,как остальные.

         Но это только показалось.Страх,который обуял меня уже на середине подъема,помню до сих пор.Взглянув вниз,поняла - не смогу сделать ни шагу ни вперед,ни назад. Так и стояла,замерев,держа крепко руку маленькой дочери.

         Оглянувшись вскоре,мое состояние понял Рафаил. Тут же спустился на несколько шагов вниз.Взяв нас обеих за руки,осторожно повел вниз.Только потом я узнала,что в гору легче подняться,чем спуститься с нее.

         Вспоминая то время,понимаешь - из Памяти сердца оно не уйдет никогда.Да и не надо! Ленинабад объединил нас,сделал близкими,дорогими друг другу,нужными...

                х  х  х

    
          Прошло много лет.Мы жили в России.И вдруг... письмо в почтовом ящике со штемпелем Израиля.Рафаил Маргулис! Так неожиданно,а главное - непонятно,как нашел,через кого?
          Дружеское послание было полно приятных воспоминаний,писал,что надеется на продолжение переписки... Вскоре мы получили сборничек его стихов под названием "Зной". Издан в 2004 году.

          Читая стихи,я поняла,как непросто живется ему на так называемой исторической родине:
          Бесконечное лето,солнце в мареве знойном,
          От обилия света на душе неспокойно.
          Обжигается тело безнадежной печалью,
          И не балуют тенью неуютные пальмы.

          И еще четверостишье:
          Я праздников давно не ощущаю,душа навек былым потрясена,
          И никаких великих Первомаев не увидать из старого окна.

          Стихотворение,которое я прочла последним,буквально потрясло:
          Вчера за мной опять собака шла,
          Чужая незнакомая собака.
          И медленно мерцали зеркала - ее глаза -
          Из солнечного мрака.

          Я слушал ее мысли про житье,
          Про нелюбовь,про старость и про стужу,
          Но я взглянуть боялся на нее,
          Я в ней себя боялся обнаружить.

          Сохранила я и письмо Рафаила,которое пришло вместе со сборничком:
"Милая Аня! Посылаю тебе свою книжечку стихов.Первую.Ее издали мои друзья.
Анечка,в этих стихах весь я,мои переживания,мои проблемы. Если тебя что-нибудь заденет в них,понравится,или наоборот,то напиши,прошу тебя.Мне нужно знать твое мнение.Буду ждать от тебя письма и оценки... Увидеться бы!!!"

 
               А увидеться все-таки пришлось. Весьма неожиданно. Однажды вечером в квартире раздался телефонный звонок. Галина Паламарчук! Да еще и из Израиля! Оказалось,что она гостит у Маргулисов,а живем мы с ней в двух часах еэды друг от друга - Пенза и Саранск.
               - Аня,милая,неужели не приедешь ко мне на творческий вечер?! Не принимаю никаких отговорок.Ждем тебя все!Ждем,ждем,ждем! - кричал в трубку Рафаил.И я засобиралась...

               При встрече все волновались,долго осматривали друг друга...Рафаил почти не изменился,такой же внимательный,улыбающийся во всё лицо,с теми же запомнившимися усами,правда,без шикарной,как в молодости, шевелюры.

               В Афуле я жила месяц. Рафаил был на редкость гостеприимен.Угощал редкими фруктами и сладостями,гулял с нами по городу,читая при этом стихи наизусть - великое множество! Была облюбована скамейка недалеко от дома,где мы отдыхали.И говорили,говорили...
               - Ну и что, - спросила я, - в Афуле никогда не бывает снега?
И Рафаил прочитал:
               Я привык уже жить без зимы,притерпелся к разгулу дождей...
               Но на Запад уходят холмы,изумрудной травы зеленей.


И добавил:
           - Снега не видел давно,иногда скучаю по нему,ведь я родился в Сибири,в Омске,А там сугробы огромные,морозы лютые...


           Ноябрь подходил к концу.Я собиралась домой.билет был куплен заранее.
           - Ты будешь вспоминать меня и наши прогулки? - спросил Рафаил.
           - Обязательно!

Прощаясь,мы крепко обнялись:
           - Я приеду еще.Скоро!
           - Буду ждать.

           Через месяц Рафаила не стало.Ушел из жизни прекрасный Человек,журналист,Поэт,посвятивший свой талант русскому слову.Этому призванию он остался верен.


               


Рецензии