Концепция педагогического сознания к году нравстве

Улан Дуйшеналы

Концепция педагогического сознания
к году нравственности, воспитания и культуры в Кыргызской Республике

Раздел-концепция из платформы Общегражданская идеология Кыргызстана

Авторское право защищено «Кыргызпатентом».
Свидетельство «Кыргызпантента» по более ранней версии № 631 от 21.06.2005 г.
Последняя версия зарегистрирована в Таласском областном государственном нотариусе от 10 марта 2011 года в реестре за номером 2-259.
Дата первого обнародования 1996-2004 гг.
Вторая регистрация последней версии проведена «Кыргызпатентом» свидетельством № 4155 от 17 февраля 2021 года.

Публикация Платформы идеологии:
1. В газете «Акыйкат тагдыры» (Судьба истины») в №№ 16-17-18-19 в 2003 году и в №№ 1-2-3-4-5-6-7 в 2004 году – отрывки.
2. В сборнике научных статей по материалам межвузовской студенческой научно-практической конференции «Социокультурная деятельность горного населения: «Традиции и современность», прошедшем 7-8 мая 2002 года – «От обучения русскому языку горного населения до филолого-лингвистического расцвета народа Кыргызстана», будучи студентом 1 курса Института непрерывного образования при БГУ по специальности государственное и муниципальное управление.
3. В газете «Вечерний Бишкек» в № 145 от 30 июля 2002 года на странице 7 «Триединая цель».
4. Размещена на сайте журналиста Жаныбек Жанызака в июле 2005 года.
5. В молодёжном журнале науки, жизни и культуры «Шоокум» в № 3(4) июнь-июль 2006 года «Государственная идеология на основе научной фантастики».
6. В молодёжном журнале науки, жизни и культуры «Шоокум» в № 3, 2007 года «Жаштардын психологиялык портретине суртум» (Психологический портрет молодёжи) – отрывок.
7. В научно-фантастической книге «Вечное сияние мыслителя», изданной при спонсорской поддержке «Кыргызпатента» тиражом всего 150 экземпляр в 2007 году – когда Платформа идеологии входила в состав 3 части эпилога романа.
8. В общественно-политической газете Таласской области «Талас турмушу» в №№ 1 (7328) от 1-9 января 2011 года и 4 (7331) от 1-9 февраля 2011 года – новая версия «Концепции ведущего этноса».
9. На информационном сайте www.open.kg 14 марта 2011 года – новая версия Концепции социального гуманизма и вечного режима социального гуманизма с сокращением.
10. На информационном сайте www.akipress.kg 7 апреля 2011 года – полная версия Платформы государственной идеологии в объеме 80 страниц 10 кеглем на русском и кыргызском языках.
11. На информационном сайте www.open.kg 14 июня 2011 года – Общегражданская идеология Кыргызстана на кыргызском языке – сжатый вариант всей платформы Идеологии.
12. В Таласской областной общественно-политической газете «Талас турмушу» в № 19 (7346) от 12-21 июля 2011 года, в № 20 (7347) от 22 июля-2 августа 2011 года и в № 27 (7354) от 3-7 октября 2011 года «Кадровые вопросы в политике, молодежь в политике» – отрывки.
13. 4 ноября 2011 года вышла в свет тиражом всего 100 экземпляр книга на русском языке «Общегражданская идеология Кыргызстана» и 5 декабря 2011 года книга тиражом всего 100 экземпляр на кыргызском языке «Кыргызстандын Жалпыжарандык идеологиясы».
14. В информационном агентстве «Акипресс» от 27 декабря 2011 года Концепция развития госслужбы КР и Агентства КР по делам госслужбы, полная версия Концепции.
15. Платформа данной идеологии и Концепция развития госслужбы КР и Агентства КР по делам госслужбы объединены в один общий материал и представлены на конкурс «Акыл тирек», организованный Фондом прогрессивных инициатив – никакое место не завоевано.
16. В сборнике докладов (научно-популярное издание) по итогам Межрегионального этнофорума «Диалог народов – диалог культур: межрегиональный аспект», проведенного с 1 по 5 ноября 2014 года Департаментом по делам народов Республики Саха (Якутия) в Доме дружбы народов имени А.Е. Кулаковского. Презентована на Этнофоруме и опубликована в сборнике Первая концепция – Гражданская нация под темой «Концепция межнациональной дружбы». Оргкомитетом Форума выдан сертификат. Также Оргкомитетом Форума выдан сертификат об участии на пресс-конференции с журналистами Якутии.


ПЕРЕПИСКА С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, ОТЗЫВЫ И ДРУГОЕ

Некоторые результаты Пятой официальной рассылки
Платформы государственной и национальной идеологии:

1. В Информационное агентство «Кабар», входящим № 220 от 26 марта 2007 года. Ждал официального письменного ответа до середины июля 2007 года. Ответа не дали.
2. Депутатам горкенеша Мэрии города Бишкек входящим № 152 от 30 марта 2007 года. Получен удовлетворительный устный ответ и даны координаты заинтересованных лиц. Спасибо им.
3. Министру культуры и информации С.Раеву, входящим № 570 от 4 апреля 2007 года. Телефонный ответ от 10 апреля в 9 часов 38 минут от С.Раева с телефонного номера 663916: «Прочитал, много хороших и новых идей, пусть ещё другие почитают и мы с вами ещё свяжемся». В июле дан письменный и весьма хороший ответ от С.Раева. В эту книгу не включил, так как его письмо составлено не на бланке и не проставлены такие реквизиты исходящего письма как  штамп министерства, исходящий номер и дата. Однако, спасибо ему.
4. Телеканалу ЭЛТР Султану Абдракманову, входящим №1 от 6 апреля 2007 года. Никакого ответа не поступило по причине болезни тележурналиста, которому поручено изучить мою Платформу Общегражданской идеологии Кыргызстана.
5. Также мои материалы по идеологии на русском и кыргызском языках были разосланы во многие газеты и телеканалы. Ответ поступил только от телевидения «5 Канал» и 17 апреля 2007 года тележурналисткой Назирой Аалы кызы был приглашён на передачу «Майдан» в прямом эфире. Спасибо огромное тележурналисту Назире!


Некоторые результаты рассылки
Платформы государственной и национальной идеологии в 2011 году:

1. Президенту Кыргызской Республики Р.Отунбаевой за входящим № 994 от 6 апреля 2011 года. Не давали ответа. До августа 2011 года дозванивался до общественной приемной и соответствующие отделы. Очень-очень долго искали. Лишь в конце августа нашли мой материал и сообщили, что за исходящим № У 27-51 от 15 апреля 2011 года направлен в Министерство культуры и информации КР. По состоянию на 5 сентября 2011 года ответа от Минкультуры не поступило. Видимо до Президента КР не дошло. На мой взгляд, Президент должен был быть заинтересован в вопросах идеологии в условиях критического идеологического вакуума.
2. Директору КТР К.Оторбаеву за входящим № 505 от 5.04.2011 г. До августа 2011 года очень долго запрашивал ответ. Лишь по моей настоятельной просьбе дали ответ. Так, 9 августа 2011 года со мной связался директор КТР Кубат Оторбаев по телефону 0312-979071 и сказал, что он до этого времени был в командировке. Прочитал полностью и ему понравился мой материал. По моей просьбе согласился пригласить на телепередачу. Однако не могу оставить работу в Таласе и поехать в Бишкек для участия в передаче. 
3. В газету Эркин Тоо за входящим № 1/16 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
4. В «5 Канал» за входящим № 68 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
5. В газету «Вечерний Бишкек» за входящим № 132 от 5 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило. Приношу свои извинения за то, что сопроводительное письмо было составлено на кыргызском языке, а сам материал на русском языке. Так получилось, что на кыргызском языке был составлен единый текст письма и рассылалось всем. Перевести письмо на русский язык не было времени. Но сам материал был на русском языке.
6. В Информационное агентство «Кабар» за входящим № 19 от 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
7. В Канцелярию спикера Жогорку Кенеша А.Келдибекову в ящик. В отделе писем сказали, что корреспонденции от частных лиц бросаются в ящик и что они не принимаются в отделе писем и не регистрируются. До августа дозванивался и искал. Дали ответ о том, что мой материал утерян и не знают, где он находится. А в августе я сам случайно нашел по интернету: за входящим № 11/1-вн. от 6 апреля 2011 года передан депутату Каныбеку Иманалиеву. Исполнитель Эркинова Айнура. Долгое время не мог найти А.Эркинову, так как ее часто не было на работе.
8. Ф.Кулову в Партию Ар Намыс за входящим № 11/1-Вн. От 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
9. В газету Кыргыз Туусу за входящим № 201 от 6 апреля 2011 года. Никакого ответа не поступило.
10. Главному редактору информационного агентства «Акипресс» Иманалиеву Азамату Тынарбековичу. Единственный, кто проявил активную гражданскую позицию и 7 апреля 2011 года разместил на русском и кыргызском языке полный текст Платформы «Общегражданской идеологии Кыргызстана». Спасибо огромное Азамату Тынарбековичу.


Сведения о рассылке
Платформы государственной и национальной идеологии в свете вышедшего в свет книги на русском языке 4 ноября 2011 года «Общегражданская идеология Кыргызстана» (100 (сто) экземпляр) и 5 декабря 2011 года «Кыргызстандын Жалпыжарандык иделогиясы» (100 (сто) экземпляр):

1. В Министерство социальной защиты населения Кыргызской Республики входящим № 2941 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
2. В Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики  входящим № 11308 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
3. В Министерство культуры и информации Кыргызской Республики входящим № У-412 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
 4. В Министерство образования и науки Кыргызской Республики входящим № 11279 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
5. В Аламдунский районный отдел образования Чуйской области входящим № 291 от 7 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
6. В Свердловский районный отдел образования города Бишкек входящим № 323 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
7. В Ассамблею народа Кыргызстана входящим № 192 от 9 декабря 2011 года – без требования ответа с моей стороны.
8. В радио «Азаттык» 23 декабря 2011 года, с просьбой взять интервью.
9. Президенту Кыргызскои Республики А.Ш.Атамбаеву входящим  № ОП-273 от 9 января 2012 года. Временами позванивал в Администрацию Президента. Каждый раз отвечали, что моя книга по идеологии на рассмотрении помощника Президента Фарида Ниязова. Я часто спрашивал, доложено ли Президенту, то есть, знает ли об этом Президент? По состоянию на 16 мая Фарид Ниязов четвертый месяц продолжал «читать» мою книгу объемом всего 180 страниц. Я перестал звонить и подумал, что Президента не интересуют проблемы идеологии, хотя она разработана очень даже неплохо.
10. Мэру города Бишкек И.Омуркулову входящим  № Д52/3 от 9 января 2012 года.
11. В Академию наук Кыргызской Республики, ученым, входящим № 01-2150 от 9 января 2012 года.
12. Директору Кыргызского радио Мирлан Самыйкожо уулу, без регистрации 9 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
13. В газету «Кыргыз Туусу» входящим № 7 от 9 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
14. В Министерство энергетики Кыргызской Республики, входящим № 374 от 25 января 2012 года – обращая внимание на предложения в энергетическую политику.
15. В БГУ, ученым (ректор А.Мусаев), входящим  № 29 от 25 января 2012 года.
16. В газету «Кут Билим» входящим № 1 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
17. В телевидение «5 Канал» входящим № 08 от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
18. В телевидение «НТС» входящим № 225 от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
19. В телевидение «НБТ» без регистрации от 25 января 2012 года – с просьбой взять интервью.
20. В газету «Вечерний Бишкек» входящим № 217 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
21. В газету «МСН» входящим № 4 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
22. В газету «Жаны агым» входящим № 5 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
23. В газету «Эркин Тоо» входящим № 11 от 25 января 2012 года – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
24. В КГНУ, ученым, входящим  № 3-д от 06 февраля 2012 года.
25. Спикеру Жогорку Кенеша Кыргызской Республики А. Жээнбекову входящим № 842-05/34 от 23 марта 2012 года на кыргызском и русском языках – с предложением применять к руководству идеи Платформы идеологии в решении общегосударственных задач.
26. Журналистам передачи «Сегодня ночью» КТР на кыргызском и русском языках 15 марта 2012 года – с просьбой пригласить на передачу.
27. Журналисту газеты «Обон» – с просьбой опубликовать полностью либо с сокращением, либо взять интервью.
28. Журналистам передачи «Свободный микрофон» на кыргызском и русском языках – с просьбой пригласить на передачу.




ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

О педагогическом сознании

Педагогическое сознание – это воплощение в человеке активно действующей морально-этической позиции, которая, отрицая равнодушие, оказывает оптимальное морально-этическое влияние на неправомерные поступки своих сограждан, а также, образ строителя страны Педагогического сознания, концентрация гуманизма, этики и экологической совести.
(Определение «Педагогическое сознание» придумано и сочинено мною в студенческие годы, но о его историческом существовании узнал 16 августа 2015 года).
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ:
1 функция. Наполнение разума каждого гражданина содержанием (вышеприведённым определением) педагогического сознания как неотъемлемое нравственное свойство и признак воспитанности человека.
2 функция. Глобальное повышение роли педагогической науки как стратегическое воспитание поколения и народа в целом начиная от семьи, школы и кончая средними и высшими учебными заведениями.
Данная функция должна предусмотреть единую политику воспитания народа и субъектом такой политики должно выступать государство. И государство через школы, средние и высшие учебные заведения и другими стратегическими подходами должно координировать воспитание в семье, раз бытует такое общепринятое мнение, что воспитание должно начинаться с семьи. Ибо, очевидно, что в каждой семье родителями могут утверждаться такие общепринятые критерии воспитания как не убивай, не воруй, не кури, не пей и так далее. Однако в одной семье родители могут утверждать своим детям одинаково относиться к братьям дунганам, братьям туркам, братьям русским и так далее, а в другой – советовать своим детям не дружить с теми или иными этническими представителями. В одной семье могут учить своих детей, что все кыргызы должны быть едиными и не делиться по региональному признаку, а в другой – советовать не связываться с таласскими или ошскими или другими. В одной семье могут говорить уступать место старшим в общественном транспорте, а в другой – не учить этому, слепо любя и жалея своего ребёнка. В одной семье могут учить бескорыстно возвращать найденную чужую вещь, в другой – любыми путями к стяжательству. В одной семье могут напоминать своему ребёнку о гостеприимстве своего народа, а в другой – нет. В общем, таких примеров может быть много. Таким образом, становится ясным, что нравственная ориентация своих детей в ту или иную сторону зависит от индивидуального разума каждого конкретного родителя. Поэтому государство определяет, к сожалению ставшие в наше время такие спорные нравственно-этические ценности как что хорошо, а что плохо, в том числе агитировать навязчиво на выборах, дурача народ или уважать собственное мнение каждого, срывать афиши конкурентных партий или с малых лет объяснять нравственную честность выборов (будем надеяться, что государству можно доверить такие политические вопросы воспитания).
В итоге государство должно добиться внедрения в сознание общества единой системы нравственно-этически ориентированных ценностей хотя бы потому, чтобы в нашем народе не происходили парадоксально противоречивые конфликты культур между людьми.
3 функция. Утверждение следующих ценностей педагогики:
Признание учителей Светом Нации, Светом Интеллигенции, надёжными помощниками государства по обеспечению образовательной и нравственной безопасности всего общества.
Учитель – лицо неприкосновенное, защищенное законом от оскорбления и унижения его чести и достоинства со стороны учеников, их родителей, а также членов общества.
Учитель – первый объект покровительства государства.
Учитель – передовой гражданин государства, социально защищенный на самом высоком уровне.   
Учитель – золотой кузнец нравственного сознания общества.
Учитель – кладезь духовных ценностей.
Учитель – исток процветающей экономики как формирователь честного и не коррумпированного члена общества, а равно и честного и не коррумпированного деятеля экономики. 
Школа – кузница образованного и нравственно чистого поколения.
4 функция. Провозглашение Принципа расширения милицейского взора, где милиция помимо охраны права принимает самое активное участие в воспитании граждан, наблюдая за соблюдением гражданами правил этики, культуры поведения и в том числе санитарной и экологической культуры, а также бережного и ответственного отношения к общественному имуществу.
5 функция. Нормирование нравственной этики народа, которую будоражит демократия, так как свободу и демократию необходимо было упредить воспитанием поколения. 
6 функция. Внедрение в сознание общества кодекса добросовестного обслуживания населения во всех сферах человеческого бытия:
– обслуживание в сфере общественного питания. Добросовестное соблюдение санитарных и гигиенических правил изготовления еды, мытья посуды и подачи гигиенически чистого питания посетителям в столовых, кафе, ресторанах и разного рода пунктах питания. Строжайший контроль службами санитарии соблюдения этих правил;
– добросовестное соблюдение санитарных и гигиенических правил изготовления хлебо-булочных изделий и разного рода продуктов в местах производства продуктов питания. Строжайший контроль службами санитарии соблюдения этих правил;
– обслуживание в парикмахерских с добросовестным соблюдением правил недопущения заражения (обработка инструментов в хлорамине с соблюдением требуемого времени обработки);
– обслуживание врачами-стоматологами с добросовестным соблюдением правил недопущения заражения (обработка инструментов в хлорамине с соблюдением требуемого времени обработки).

Носителем морали, нравственности, мировоззрения является человек. Человек, общество и власть творят жизнь такой, каковы морально-нравственные качества, мировоззрения, ценности и идеалы человека, общества и власти. Именно человек, общество и власть, действуя, принимая судьбоносные решения руководствуются своей моралью, нравственностью, мировоззрением или под влиянием морали, нравственности и мировоззрения другого. Одним словом, человек в лице своём, и в лице общества и власти – субстанция жизни благой прогрессивной или злой регрессивной. Человек – цивилизует или разрушает мир. А нам, жителям многонациональной страны Кыргызстан, нужна транснациональная, то есть, межнациональная, в единстве всех наций цивилизация, направленная на духовное и материальное созидание, распространяя достижения таковых на всё человечество, что, в конечном итоге, трансформируется в единую «Планетарную ауру», как отражение духовности, морали и нравственности, и планетарного разума землян в целом.
Так давайте же начнём с человека-созидателя, одарим его педагогическим сознанием. Пусть каждый младенец от каждого окружающего его человека получает в дар педагогическое сознание. Таким образом, должен лечь знак равенства между сознательным населением страны, в свете детей и взрослых, и количеством носителей педагогического сознания. Пусть педагогическое сознание общества обретёт эволюционное развитие, и оно должно нас нести к разумности, где разум в мире ещё не восторжествовал.
В нашем видении разум – это значительное преобладание добра в поступках людей, искоренение войн, экологическая гармония как взаимоотношение человека с окружающей средой. Иначе говоря, безупречное комплексное совершенство человеческого существа.
Таким образом, педагогическое сознание является путеводной звездой к разумности человеческого существа. Конечная цель педагогического сознания – подлинная разумность человека.
АТРИБУТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:
1. Каждый член общества обретает морально-нравственный самоконтроль, самооценку и самокритику.
2. Каждый член общества с самого детства обретает чувство ответственности за свои действия или бездействия.
3. Каждый член общества с самого детства стремится и обязан знать критерии хорошего и плохого.
4. Каждый член общества блюстит принципы морали и нравственности, честности и гуманизма.
5. Каждый член общества неравнодушен к неправомерным действиям своего товарища.
Комментарий к этому 5 пункту:
Однако при соблюдении правил неравнодушия к неправомерным действиям своего товарища, особенно близкого друга, и того хуже родного отца или родной матери возникает опасность так называемого «машинального» сознания, при котором человек «предает» своего отца или мать, рассматривая неравнодушие как самоцель, не брезгуя принципиальным доносом. Об этом нам даёт знать горький опыт образ чрезмерно заидеологизированного советского человека. Советский человек в идеале был добр, гуманен, честен но в виду чрезмерной заидеологизированности и зарегулированности представлял опасность своим машинальным следованием предписанным правилам поведения как, например, бюрократический педантист-буквоед, руководствуясь буквами закона, игнорируя реальным плачевным положением человека. Не понимая то, что по природе своей буквы закона не всегда могут «пророчески» предусматривать все ситуации, в которые может попасть человек.
Здесь попытаемся дать моральный рецепт действия в подобных парадоксальных ситуациях: отец или мать может выступить за справедливый суд своего ребёнка-нарушителя права. Отец-правитель может отдать под суд своего ребёнка-нарушителя права. История знает достаточно таких случаев и это в принципе морально-этически оправдывается. Но вряд ли ребёнку может быть морально-этически дозволено преследовать и отдавать под суд своего родного отца-нарушителя права или матери-нарушителя права. Но и это в принципе не запрещается, если человек имеет решительность и мужество и считает правильным выступить против своего отца- или матери-нарушителя права, на своё нравственно-этическое усмотрение. Равно как нельзя скрывать преступника в лице близкого человека.
В таких парадоксальных ситуациях человек во избежание быть зомбированным буквами закона, с точки зрения морально-этических соображений может поступать лояльнее, но без права сокрытия нарушителя права в лице близкого человека. Человеку-судье должно предоставляться моральное и юридическое право отказаться от того, чтобы судить своего родного отца-нарушителя или родную мать-нарушителя, если ему не позволяет родственное чувство пойти на такой шаг, предоставить это дело другому или коллеге. Попытаемся наложить два классических примера:
1) Главный редактор газеты может отказаться от написания статьи против близкого человека, но не препятствовать это сделать своему подчинённому-журналисту и должен подписать статью к публикации, мужественно смирившись с фактом неправомерности поступка близкого человека и с идеалом справедливости или просто подчинившись закону.
2) Главный судья имеет моральное и юридическое право отказаться судить близкого человека-нарушителя права, но не препятствовать это сделать другому суду, как не имеет права скрывать нарушителя. Он также обязан подписать решение суда во имя справедливости и соблюдения закона. Если же главному судье родственное или дружеское чувство не позволяет пойти на такой шаг, то он имеет право до начала суда выйти из судебного процесса с передачей этой миссии другому.
В любом случае человек, принимая решение, может руководствоваться голосом своего разума и сердца.
Конец комментария к 5 пункту.
ЛЮДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДОЛЖНЫ ДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПЛОДЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:
1. Честный и мудрый правитель и трудолюбивый народ как верная предпосылка развитой и стабильной экономики Кыргызстана, а равно и социального, и материального благополучия людей.
2. Устойчивый, постоянный и повсеместный примат духовного сознания над материальным сознанием, которое даст заслон расчётливой рыночной психологии, и проявление бескорыстного добра будет восприниматься как нормальное явление и не подвергаться критике со стороны людей, атрофированных альтруизмом.
3. Альтруизм и абсолютизация человеческих отношений. Это даст возможность каждому человеку жить достойно независимо от того, какой путь изберёт наша страна: капиталистический или социалистический. Ведь капитализм, по своей сути, является противником бескорыстного отношения (альтруизма) к человеку, и делит людей на богатых и бедных, аристократов и простолюдинов, и существуют явные барьеры во взаимоотношениях между такими порочными сословиями.
4. Идентификация культурно-этического уровня людей – по всей вероятности, обусловит некоему аристократу без комплексов сесть за одним обеденным столом с простым смертным человеком. Педагогике Кыргызстана должна быть отведена кропотливая роль для того, чтобы каждый человек, будь то пришлый из отдалённой сельской местности, был наделён высоким интеллектуальным и культурным потенциалом вплоть до физической чистоплотности, чтобы человек из “светского” общества не опасался коммуникабельности с ним. Жизнь нам воочию доказывает то, что в одном тонущем корабле, в одной учебной группе, в одном боевом взводе, в одном рабочем коллективе и во многих других жизненных ситуациях могут оказаться как аристократ, так и простой смертный, богатый и бедный, интеллигент и крестьянин, и их судьбы неизбежно переплетаются. И природа ведь справедливо одаривает талантом человека, несмотря ни на какой социальный статус человека, и это верный признак того, что перед Истиной, к которой идёт Человек, все равны.
5. Экологическая совесть. Человек экологической совести не может бросить окурки и тому подобное, не доходя до урны;
6. Рациональное отношение к природе и поддерживание Прекрасной экологии. Известно, что слово «экология» означает взаимоотношение человека с природной средой. И только разумно воспитанный человек отнесётся к природе рационально;
7. Перестановка слов носителя рыночной психологии: ты рискуешь не только собой, но и имуществом – это образ человека, проникнутого рыночным сознанием, ставящего имущество выше человеческой безопасности. Ты рискуешь не только имуществом, но и собой – это образ человека-гуманиста, не потерявшего человеческого достоинства в период нашествия в умы людей рыночного идеала.
8. Культура, пунктуальность, начиная от человека и кончая учреждениями культуры, и всеми объектами обслуживания населения. Строжайший запрет расхождения времени объявления и реального начала культурных мероприятий в учреждениях культуры. Народ Кыргызстана должен утерять моральное право на неблагопристойный застой менталитета и обязан развивать менталитет, защищая честь и достоинство перед мировым сообществом. Это касается не только данного негативного явления, но и такого, где тот или иной народ обзывают именем животного...
9. Забота о целостности и сохранности общественного имущества и кровная ответственность за порчу общественного имущества.
Рекомендация по реализации данного 9 пункта:
ПРИНЯТИЕ «ПРИНЦИПА РАСШИРЕНИЯ МИЛИЦЕЙ¬СКОГО ВЗОРА». Согласно этого принципа милиция, образно говоря, ловит не только преступников, но и принимает самое активное участие в культурном воспитании граждан. На законодательном уровне вменяется в постоянную обязанность силовым структурам отслеживать граждан, портящих общественное имущество (телефоны-автоматы, скамейки, всё что угодно) и вводится публичное наказание и воспитание. Вводится строжайший запрет садиться на спинки общественных скамеек и загрязнение скамеек обувью. Проводится воспитание, наказание, в целях профилактики публичное. Независимо от условий достатка или недостатка милицейских кадров, применяя «Принцип расширения милицейского взора», в обязательном порядке устанавливается секретное дежурство (в штатской форме) или проводить систематический рейд по отслеживанию (не охрана) хулиганов, портящих общественное имущество, не разделяя имущество на крупное и мелкое, независимо от места расположения имущества в центре или периферии. Таким образом, даже в перифериях города или села должно быть скрытое наблюдение, к примеру, за телефоном-автоматом для вылавливания, публичного наказания и воспитания граждан.
10. Долой вандализм на кладбищах, так как на кладбищах тоже происходят разного рода преступления и государство в свете принципа расширения милицейского взора поддерживает священный порядок на кладбищах, пресекая воровство возложенных в могилы цветов, оградок и тому подобных.
11. Строжайший запрет и публичное наказание и воспитание за нецензурные надписи в общественных местах. Здесь тоже применяется принцип расширения милицейского взора.
12. Не допускается корысть нашедших чужое утерянное имущество и требование вознаграждения за предоставление утерянного имущества. Ибо человек не имеет ни морального, ни юридического права присваивать себе утерянное чужое имущество, а равно бесцеремонно требовать вознаграждения. Исключение по присваиванию утерянной вещи могут составлять деньги или иные материальные ценности, покуда человек ещё не является идеально совершенным, однако ему и в таком случае рекомендуется честный и достойный поступок. Человек Педагогического сознания, ставший на путь эволюционного разума без корысти возвращает утерянное имущество его владельцу. Требование вознаграждения считается уничижением своего человеческого достоинства. Во имя воспитания граждан страны Педагогического сознания добровольное предоставление вознаграждения человеку, нашедшему и принесшему утерянную вещь, нежелательно;
13. Коммунально-этическая ответственность перед окружающим населением. (Здесь мы воздержимся от придумывания такого выражения как «коммунальная совесть»). Напомним, что под этикой помимо норм поведения ещё подразумевается и добросовестное сочетание личных интересов с общественными интересами. То есть когда человек реализует свои личные интересы не считаясь с интересами коллектива или общества и тем самым создаёт неудобство окружающим, это тоже является нарушением этических норм. Под коммунально-этической ответственностью перед окружающим населением речь идёт о так называемых случаях, когда отдельная семья беспечно перекрывает общественный водопровод, когда у себя дома необходимо наладить кран, когда на электрических подстанциях отключает электричество всего населения, чтобы у себя дома исправить электричество или когда отдельная семья глубокой ночью начинает создавать шум, запуская пилораму и не давая спать соседям. В таких случаях жизни некоторые семьи могут поступить крайне не уважительно по отношению к окружающему населению. Лишь воспитанные люди решают такие дела рационально, стремясь к тому, чтобы коэффициент неудобства населению свести как можно к минимуму. Ведь так неэтично, когда какой-то семье «захотелось» неожиданно, не предупреждая (может и необязательно предупреждение и самое главное чувствовать ответственность за то, чтобы не затянуть процесс) никого отключить свет всему населению и, не смущаясь и не торопясь, заняться налаживанием электричества в своём доме. Или когда отключают водопровод. В таких случаях окружающее население подвергается бытовым и даже психологическим неудобствам.
Характерными этическими ошибками в случаях с водопроводом является то, что когда в доме устанавливают кран, к водопроводной магистрали подключаются напрямую, не устанавливая предварительного предохранительного вентиля. И когда в доме происходит затопление, в виду того что хозяин в своё время не устанавливал предварительный предохраняющий вентиль, ему в срочном порядке приходится отключать всё население. Ещё другой этической ошибкой является, когда люди не имеют такого понятия как «в последний момент». То есть когда в своём доме начинают заняться электрическим или водопроводным делом, сначала отрезают общество от воды и света и только тогда начинают своё дело. Было бы целесообразнее так рационально постараться, чтобы в доме сначала подготовить всё к тому, чтобы отрезать население от воды или света лишь в последний момент, непосредственно перед тем, когда дело касается работы с линией электропередачи или с общей водопроводной магистралью.
Таким образом, сделаем вывод о том, что в принципе окружающее население допускает того, чтобы отдельная семья временно отрезала их от воды и света, но не допускает этого делать нерационально и коммунально-этически безответственно.
14. Образованные водители. Так, в Бишкеке, когда столичный город заполонили маршрутные такси вместо больших по вместимости автобусов, наступила анархия в вопросах остановки. Так, водители не умеют останавливаться грамотно, а пассажиры не умеют грамотно останавливать маршрутные такси.
Во-первых, водители маршрутных такси должны останавливаться не ранее чем на середине остановки. Иначе каждый из них останавливается вначале остановки и то с полуоборотом к остановке. Таким образом, каждое маршрутное такси создает препятствие сзади подъехавшим машинам. Взаимоуважения нет, полное игнорирование друг друга и подлый эгоцентризм, капиталистическая борьба за пассажира-товара.
К сожалению виновны в этом не только водители, но и пассажиры. Так, практически все граждане, ожидающие маршрутные такси, как голодные волки скапливаются в самом начале остановки, почти на перекрестке, но не в самой остановке, создавая этим самым аварийную ситуацию. А те пассажиры, которые добросовестно сидят на скамейках точно в пределах остановки, вынуждены бежать на начало остановки. Из-за того, что машины останавливаются в самом начале остановки, иногда невозможно увидеть нужное маршрутное такси, так как он загорожен впереди ставшим в неудобной позе маршрутным такси. В таком случае и водитель зачастую не может увидеть добросовестно стоявшего именно на средине остановки ожидающего пассажира, так как он подумал, раз в начале остановки, то есть у перекрестка (а до настоящей остановки еще добрых 30 метров) нет никого или уже там сел спасающий собственную шкуру человек, значит машина этого водителя не востребован на самой остановке. Смешно, когда водитель на одной и той же остановке останавливается два раза: взяв невоспитанного пассажира в начале остановке и проехав еще метров пять-десять-тридцать, вынужден взять воспитанного пассажира или пожилого человека, который сидел на скамейке остановки.
Эгоизм стоявших на остановке пассажиров еще заключается и в том, что люди на остановках не стоят как-то сгруппировавшись. Бывает и так, что в начале все пассажиры вроде бы стоят сгруппировавшись. А когда подъезжает машина, кто-то бежит навстречу к машине, на метров десять оторвавшись от общества. Тогда и остальные вынуждены пройтись метров 10-20 за побежавшим пассажиром.
Два варианта решения проблемы:
1) Воспитывать общество.
2) И на остановках ставить инспекторов ГАИ, чтобы граждан и водителей приучать к порядку.
Отсюда вывод, что рыночная система, пассажиров и водителей отгораживает от разума и склоняет к животному инстинкту эгоцентрического самосохранения.

В целях воплощения в жизнь идеи педагогического сознания Кыргызстан официально провозглашается «Государством Педагогического сознания» и педагогика страны государством выводится в ряд приоритетных направлений и в целях формирования общества образованных и воспитанных граждан, идентификации культурно-этического уровня людей государство заботится о пронизывании педагогикой начиная от семьи, детских садов и кончая системой высшего образования. Преподавателям профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений кроме «машинального» преподавания предметов вменяется в обязанность воспитания подрастающего поколения как лекторским методом так и собственным примером и не допускается равнодушие, если в лице студента обнаруживает поступок, противоречащий морально-нравственным и этическим принципам. За добавление такой функции преподавателям профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, вузов соответственно увеличивается размер заработной платы как подчёркивание стратегической важности реализации такой политики для строительства процветающей страны и как материальный стимул к педагогическому труду.
Для полнокровной реализации этой идеи с умов людей должно искорениться такое стереотипное понятие как: человека воспитывают в детстве, а когда он достигает совершеннолетия, то он сам ответственен за свои поступки и де, его уже воспитать и переделать невозможно. Отказавшись от такого стереотипа, мы должны оптимистично поверить, что на человека зрелого возраста тоже возможно оказать морально-этическое влияние, хотя бы потому, что взрослые тоже имеют совесть, на которую можно подействовать.


О молодёжи
(Из индивидуального задания (задание написать статью) студенту-практиканту У.Дуйшеналы)

Психологический портрет молодёжи.
Сегодняшняя молодёжь испытывает идеологический вакуум. Поэтому она берёт неверный морально-этический ориентир, кто во что горазд. В итоге сознание молодёжи наполняется, образно говоря, инстинктом наживы, где не все способы соответствуют моральным и нравственным канонам. Также сознанием молодёжи движет эгоцентрический индивидуализм, расчётливое рыночное взаимоотношение. И наше общество теряет самое ценное, что в прежние времена было характерно для нашего народа – альтруизм.
В общественных местах.
Часть молодёжи в общественных местах ведёт себя крайне отвратительно. Её этический облик гниёт на глазах: лексика молодых людей без осмотрительности на окружающих старших людей и прекрасных дам открытым текстом изобилует нецензурными словами и даже в коридорах высших учебных заведений, портя объекты общественных благ, садятся на кромки скамеек и ногами растаптывают их, в транспорте не уступают место пожилым людям и милым дамам.
Обычно, когда толкуют о таких проблемах, оговариваются такими избитыми выражениями как: каждый должен начинать с самого себя. Однако у молодёжи не хватает разумного толчка, чтобы что-то начать. Поэтому государство должно дать стимул к тому, чтобы молодёжь додумалась о своём морально-этическом облике. То есть государство в силу своей организующей функции должно воспитывать молодёжь и народ тоже хотя бы потому, что государственное управление в широком значении призвано регулировать различные стороны общественной жизни.
В политике.
На политической арене можно дифференцировать молодёжь на подлинных активистов и на тех, кто становится жертвой подкупа неблаговидными политиками. Активная часть молодёжи, как правило, политически грамотна.
В настоящее время существует множество молодёжных организаций и движений. Некоторые молодёжные организации эффективно зарекомендовали себя в осуществлении своей миссии.
Если рассматривать молодёжь с точки зрения социальной сферы, то большая часть молодёжи стала жертвой безработицы и многие являются стратами. А это в свою очередь порождает криминал.
В образовании.
С горечью надо осознать, что мы готовим опасных для нашего общества и государства армию псевдокадров. Виной тому, абсолютное равнодушие государства к тому, что с превеликим позором на глазах иностранных гостей открыто продаем готовые дипломные работы, рефераты и другое. В учебных заведениях, особенно в системе заочного обучения основная масса неблагоразумных студентов не достойна получения дипломов. Ибо их дипломы идут в карман, нежели оседать в голове как запас п;том нажитых знаний.
Вывод.
Необходима государственная молодёжная политика, направленная на воспитание молодёжи.


Образование

В июне 2009 года Президент Кыргызской Республики К.Бакиев инициировал реформу образования и создание Рабочей группы для разработки программы реформы образования. Тогда мною направлено письмо в Секретариат Президента Кыргызской Республики и Министерство образования и науки Кыргызской Республики (регистрационные номера входящих писем не сохранены).
В письме просил включить меня в Рабочую группу. Для этого в своем письме дал свои предварительные краткие предложения по реформе системы образования, в том числе предложения по Концепции образования, презентованной Президентом КР.
Ниже приводится сокращенный текст направленного в Секретариат Президента и Министерство образования и науки КР письма, где данные предложения в той или иной мере можно использовать в деле реформы образования.

Секретариат Президента
Кыргызской Республики

Министерство образования и науки
Кыргызской Республики

от ведущего специалиста Центрального территориального представительства Государственной кадровой службы КР, бывшего завуча школы, победителя научно-практической конференции «Наука и образование: Проблемы и перспективы»
Улана Дуйшеналы (37 лет)
               
Прошу включить меня в Рабочую группу по разработке Национального проекта развития образования.
Не отрицаю, что не имею ученой степени, не являюсь заслуженным деятелем науки и образования и авторитетной личностью, в конце концов. Однако, уверен, как показывает практика, способность генерировать оригинальные идеи и предложения не всегда зависит от авторитета личности или ученой степени или заслуг человека перед Отечеством. Уверяю, что я наделен более натурой полезного для государства творителя, чем исполнителя. Или, может быть, я еще не успел завоевать авторитет ученого, а подлинными способностями наделен. Кроме того, Президент КР подчеркнул, что для проработки самой идеи необходимо создать рабочую группу из представителей разных министерств, ведомств, представителей гражданского общества, бизнеса. Также Президентом КР ведется политика привлечения в государственные дела и молодых кадров.
Предлагаю на Ваше рассмотрение:
1. Некоторые предварительные предложения по реализации Концепции, предложенной Президентом КР.
2. Фрагменты из Анализа деятельности школы № 4 за 2007-2008 учебный год и предложения на 2008-2009 учебный год, которые наработал, проработав завучем школы всего 2-3 месяца (затем ушел на госслужбу).
3. Копии фрагментов касательно проблем образования и воспитания поколения из вышедшего в свет моей книги…
Проработав в школе всего полгода, проучившись в институте, проблемы образования и воспитания поколения изучил, как говорится, изнутри.
Возможно, мои предложения декларативны, однако, попав в Рабочую группу, смог бы свои предложения трансформировать в конкретно необходимый стиль. Кроме того, мною наработаны еще немало оригинальные предложения, которые могу предложить, работая в Рабочей группе.
Уверяю, простите за нескромность, как патриот и талантливая личность, могу принести большую пользу Рабочей группе и внести свой весомый вклад в развитие отечественного образования.


Приложение:  1. Предварительные предложения по Концепции Президента КР на 2 листах.
           2. Фрагменты из Анализа деятельности школы № 4 за 2007-2008 учебный год и предложения на 2008-2009 учебный год на 1 листе.
           3. Дополнения в школьные предметы на 1 листе.
           4. Копии фрагментов касательно проблем образования и воспитания поколения из научно-фантастической книги… и журнала «Госслужба и карьера» на 22 листах.
           5. Резюме, рецензии, грамоты, дипломы (отзывы о творчестве не включил) на 8 листах.

22.06.2009 года                Улан Дуйшеналы

Предварительные предложения по Концепции Президента КР
Фрагмент в Концепции:
…Одно из обязательных условий ее успешности – объявление образования  приоритетом для государства.
Неоднократно мною предлагалась статья в Конституцию Кыргызской Республики. Теперь это предложение в моей книге, вышедшей в свет 31 августа 2007 года:
«1. Кыргызстан является государством Педагогического сознания.». Комментарий: Это только один из путей реального провозглашения сферу образования приоритетом для государства.
Фрагмент в Концепции:
Реформы страны натыкаются на кадровый голод.
Предлагаю:
Приоритет образования нужно подкрепить бюджетом, начиная со следующего 2010 года. Остальные социальные привилегии педагогических работников, само собой разумеется.
Фрагмент в Концепции:
Образование – проблема и задача разных ведомств, всей страны и общества.
Предлагаю:
В субъект образования включить СМИ как моральная ответственность в формировании духовного и нравственно-этического мира членов общества. Имеется в виду не прямое и специальное участие СМИ с вещанием образовательных программ, хотя и такие методы могу разработать, но и являясь собой образцом грамматических, нравственно-этических подач информаций в эфир. То есть не допускать в деле вещания, публикаций грамматические ошибки, не этичные картины, съемки и так далее.
Фрагмент в Концепции:
Но, не исключаю, что немалая часть чиновников, особенно от образования, просто не способна подойти  к реформам по-иному.
Предлагаю:
Искоренить стереотип наказания или возбранения инициативных, творчески подходящих к делу сотрудников, как говорится «умных» подчиненных. Поощрять прогрессивную инициативу, творческий подход, снять с подчиненных страх наказания за инициативу, если всё это явно полезно для развития системы.
Фрагмент в Концепции:
Я еще раз повторяю – проблема реформ в образовании критична для будущего страны, для национальной независимости, для судеб наших детей.
Предлагаю:
Программу «Кадровая безопасность государства – национально объединенные, устойчивые и достаточные кадры государства» как прообраз национальных кадров с мудрым интернациональным выходом из положения –  в моей книге, вышедшей в свет 31 августа 2007 года (копия прилагается).
Фрагмент в Концепции:
Другим примером может выступить учет требований военной  или управленческой реформ. Нам уже завтра потребуются подготовленные кадры, владеющие современными технологиями борьбы с терроризмом или управления государством.
Предлагаю:
Копию моей статьи из журнала (прилагается) «Новое поколение выпускников или жесткий отбор на госслужбу». В статье предусматривается подготовка грамотных кадров не только для системы госслужбы, но и способы подготовки кадров для всех отраслей народного хозяйства (предложение как бы универсальное).
Фрагмент в Концепции:
Принципиально важным для построения будущего страны является использование нашего культурного наследия. И это требование существенно меняет задачи  гуманитарного образования.
Предлагаю:
Для школьной программы, средне-специальной и высшей программы образования разработать уникальный предмет культурологии кыргызов.
Фрагмент в Концепции:
Главным ориентиром для всех развитых государств является построение такой системы образования, которая дает возможность человеку учиться, повышать и менять свою квалификацию в течение всей жизни.
Предлагаю:
В каждой организации страны кадровой службой периодически проводится внутренний мониторинг индивидуальных образовательных потребностей работников. То есть работники выражают, в какой отрасли знания испытывают проблемы, например, кто-то слабо знает делопроизводство, кто-то не знает ту или иную программу компьютера и так далее. Затем в каждой организации страны разрабатывается план обучения на краткосрочных курсах или в средних и высших учебных заведениях по индивидуальным заявкам-потребностям работников. Данные правила можно заложить в законодательство КР о труде (в Трудовой кодекс КР, Закон о госслужбе, в Конституцию КР – напомню, что Конституция тоже включает часть законодательства о труде).
Фрагмент в Концепции:
Проявились новые угрозы, которые ранее были исключены  системой воспитания в советской школе – преступный мир и экстремистские движения сделали школу объектом своего влияния и, пока еще не поздно, надо на эту угрозу ответить.
Предлагаю:
Нужно серьезно, добросовестно, с чувством патриотизма анализировать и предотвращать экспансию. Субъект противодействия, прежде всего спецслужбы КР и другие государственные органы. Опасно, что экспансия глубоко пустила корни в телевидении и других явлениях общественной жизни.
Фрагменты в Концепции:
Четко разделить зоны ответственности – за что отвечает только государство, что можно передать бизнесу или гражданскому обществу, что могут взять на себя родители. Ни одно развитое государство в мире сегодня не в состоянии финансировать и полностью управлять всей сферой образования.
Предлагаю:
Что можно передать бизнесу? В налоговом законодательстве предусмотреть статью, согласно которой те бизнес структуры, которые будут финансировать образовательные учреждения (например, в стране очень важно расширять сеть краткосрочных курсов), делается скидка по уплате налогов. Также необходимо предусмотреть скидки по уплате налогов тем бизнес структурам, которые будут финансировать издание учебников, которых так не хватает в наше время школьникам.
Фрагменты в Концепции:
 Представить необходимые изменения во времени и по затратам. Необходимо выделить то, что можно реально сделать без особых затрат уже сегодня. Только за счет здравого смысла и управленческих решений. А что требует длительных и последовательных усилий.
Предлагаю, что можно сделать без особых затрат: Прежде цитата из моей книги, вышедшей в свет 31 августа 2007 года:
«В образовании.
С горечью надо осознать, что мы готовим опасных для нашего общества и государства армию псевдокадров. Виной тому, абсолютное равнодушие государства к тому, что с превеликим позором на глазах иностранных гостей открыто продаем готовые дипломные работы, рефераты и другое. В учебных заведениях, особенно в системе заочного обучения основная масса неблагоразумных студентов не достойна получения дипломов. Ибо их дипломы идут в карман, нежели оседать в голове как запас п;том нажитых знаний.». Поэтому предлагаю: без особых затрат чрезвычайно важно запретить спекуляцию на готовых курсовых, дипломных работах и рефератах.
Фрагменты в Концепции:
С изменения системы управления образованием и ее законодательного и нормативного обеспечения.
Предлагаю:
Имею хорошие способности совершенствовать нормативные правовые акты. К примеру, часто давал свои разработки по законодательству о государственной службе, непосредственно изучая проблемы на местах.
Фрагменты в Концепции:
В первую очередь нужно в необходимых масштабах возродить и модернизировать систему дошкольного воспитания и образования.
Предлагаю:
В моей книге предусмотрено двуязычие с детского сада со ссылкой на швейцарский проект и многие другие оригинальные предложения.
Фрагменты в Концепции:
Обеспечить в формах и содержании образования возможность успешной жизни детей в конкурентном технологичном мире через раскрытие различных индивидуальных способностей к науке, творчеству, ремеслам, спорту, коммуникациям... Для этого нужно создать новые образовательные стандарты.
Предлагаю:
В программу обучения включить кружок юных конструкторов, радиокружок, литературные и многие другие кружки. Откровенно надо признать, что кыргызское поколение по сравнению с представителями других этносов отстают в технических знаниях (дефицит технического кругозора). Также настоящее поколение уходит от техники, предпочитая, образно говоря, «юрфак» и «экономфак». А где взять отечественных инженеров, чтобы самим, независимым образом добывать золото на Кумторе?..
Фрагменты в Концепции:
Выстроить доступную для детей, независимо от места рождения и проживания, всех национальностей и социальных групп, систему поддержки и раскрытия талантов. Готовить этих детей к их активному участию в развитии общества.
Предлагаю:
Вводить курсы по выбору – КПВ (по выбору и интересам учащихся) как в ВУЗах.
Фрагмент в Концепции:
Следует отметить, что сегодня зарплата работников системы образования ниже заработной платы работников других сфер. С таким положением дел мириться нельзя.
Предлагаю:
Изыскать возможности со следующего 2010 бюджетного года увеличить бюджет в сфере образования, решительно, иначе к чему декларативная форма озвучивания этой проблемы.
Фрагмент в Концепции:
Мы должны повышать интерес в обществе к среднему профессиональному и профессионально-техническому образованию. Квалифицированный работник или техник составляют основной контингент на рынке труда. И их надо готовить в соответствии с настоящими и перспективными потребностями рынка. Но нужно, чтобы работодатели имели возможность формировать заказ и требования к выпускникам системы профтехобразования.
Предлагаю (знаю как это сделать):
Теперь необходимо молодежь переориентировать на то, что иметь высшее образование не обязательно считается престижной. Иначе все идут в вузы, а страна остается без квалифицированных работников и работников в селах.

Фрагменты из Анализа деятельности школы № 4 за 2007-2008 учебный год и предложения на 2008-2009 учебный год.


…Итак, общий этический обзор учащихся:
1. У учащихся (даже в старших классах) нет тяги к учебе, а равно и осознания важности учебы хотя бы для успешного построения своего будущего.
2. Учащиеся дома не читают учебники.
3. Учащиеся не стремятся изыскивать возможности прочитать тот или иной учебник, если ему не досталась книга при выдаче в библиотеке.
4. Учащиеся не умеют самостоятельно мыслить.
5. Учащиеся ленятся носить лишние книги в школу.
6. Учащиеся не осознают важность развития своего кругозора, даже если предлагаешь им принципиально запомнить тот или иной весьма значимый исторический факт, важные географические открытия, имена исторических личностей и так далее и тому подобное.
7. Некоторые учащиеся абсолютно не ведают об исторической традиции своего народа уважения старших.
8. На уроках проявляют элементарное незнание правил этики, неуважение к своему товарищу, разгульное поведение, излишнюю шалость.
9. Во многих классах не наблюдается дух коллективизма.
10. Пишут на книгах, не понимая, что это эгоцентризм, в конце концов.
11. Пишут на партах.
12. Пишут в туалетных комнатах.
13. Ломают водопроводные краны.
14. Систематически обувью вымазывают стены.

…Учитывая вышеизложенную общую нравственно-этическую картину учащихся, на 2008-2009 учебный год выдвинем следующие цели и задачи:
1. Организовать альтернативную стопроцентную обеспеченность учебниками всех учащихся методом ксерования книг (или каждый учащийся в меру финансовых возможностей поэтапно ксерит ту тему из учебника, которая будет на следующем уроке).
2. Создать активно действующий Родительский комитет и систематически проводить собрание Родительского комитета и в качестве обязательного компонента повестки дня: проводить единую политику воспитания учащихся школ относительно их поведения не только в школах, но и в общественных местах как достойный, нравственно-этически полноценный и добросовестный гражданин своей страны.
3. Создать Совет старшеклассников, где весомым видом общественной деятельности названного комитета будет являться коллективный надзор за поведением учащихся школ.
4. Систематически проводить общешкольный диспуты, конференции и семинары на различные образовательные и воспитательные темы.
5. Установить тесную связь и сотрудничество с общественными организациями по проблемам воспитания учащихся школ.
6. Разработать документ, в котором родители каждого ученика расписались бы о конкретно определенной материальной ответственности за порчу его ребенком общественного школьного имущества: – за рисование на партах; – за рисование на книгах; – за ломку водопроводных систем; – за надписи на стенах школы и многие другие аморальные и антиобщественные поведения.
7. Разработать настенные правила поведения учащихся в школе и в общественных местах (не садиться на спинки скамеек в парках, не произносить не цензурные слова в общественных местах, уступать место старшим в общественном транспорте и многое другое).
8. Плотно напичкать 4 школу всевозможными канонами морали, нравственности, этики, совести, сочинив соответствующие изречения и развесив их на стенах школы и даже в туалете, чтобы там не писали разного рода аморальные слова. (Здесь можно применить мое авторское идеологическое наставление).
9. Разработать настенную доску «Отличников учебы», «Достойного поступка учащегося в школе» (и даже в общественных местах вне территории школы), «Нарушителей дисциплины».
10. Создать настенную доску преподавательского состава школы с указанием достопочтенных педагогов.
11. Ужесточить контроль за бережным отношением учащимися к общественному школьному имуществу.
12. Периодически проводить встречу с интересными людьми Кыргызстана.
13. Проводить ежедневное одно- или двухчасовое чтение художественной литературы.
14. Для повышения качества образования рассмотреть возможность по парного ведения предмета как в высших учебных заведениях (это обосновывается тем, что ученики дома разгружаются в два раза: вместо того чтобы тратить времени на выполнение домашнего задания по 6-7 предметам, будут более качественнее выполнять домашнее задание по 3-4 предметам).
15. Создать общую развернутую и специальные электронные базы данных всех учащихся школ и их родителей и тем самым обеспечить оперативность решения складывающихся различных задач, в том числе составления специальных списков для посещения различного рода общественных мероприятий.
16. Создать электронный учет участия учащихся в общественных делах и периодически поощрять.
17. Создать список талантливых учащихся по различным видам деятельности.
18. Организация кружковых работ.

Дополнения в школьные предметы
Как преподававший географию в 4 школе, бывший курсант-лётчик, метеоролог по профессии могу дать дополнения в предмет географии: тему по системе координат, компасу, облакам. На сегодняшний день выпускник школы не ведает такими понятиями как «широта», «долгота», градусы, минуты и секунды, магнитный и географический полюса. Также не знают, что стрелка компаса на самом деле абсолютно не указывает на те географические полюса, которые имеют в виду школьники (заблуждение в знаниях). Также не знают, что термин «азимут» в морском флоте и авиации выражается как «курс». Тема об облаках не совершенна. Они не знают, из каких видов облаков какие виды осадков выпадают (такие знания не были бы лишними). Все эти нюансы важно включить в школьную географию, это не сложные темы. Тема об использовании компаса построена так неудачно, что в итоге школьники не умеют пользоваться компасом.
Также частично могу совершенствовать предмет астрономии, историю, которую ученики понимают с трудом. Также могу внести ясность в соответствующие школьные предметы по таким понятиям как «психика», «сознание», «центральная нервная система». Известно, что многие люди психику и сознание толкуют не внятно, а то и абстрактно. Также школьники демократию трактуют весьма «бедно» и стереотипно: «власть народа» и все.
Также могу совершенствовать, нисколько не усложняя, тему о философии в предмете обществоведения, это очень полезно для школьников.
Конец письма.

Ответ от Министерства образования и науки КР за исх. № У-5130 от 10.07.2009 года:
В письме сказано, что до поступления моего письма в министерство, в Секретариат Президента уже направлен список лиц для формирования Рабочей группы. В этом же письме сказано, что мои предложения будут учтены Рабочей группой.
Из Секретариата Президента долго ответ не поступал. На мое требование о том, что по закону ответ должен поступить в течение тридцати дней, сказали: у нас немного другая система (у них другие правила) и не обязательно даем ответ в течение тридцати дней. Я звонил часто. Вначале каждый раз говорили, что мое письмо находится на рассмотрении у Оксаны Малевановой и что нужно подождать (очень долго ждал). Позже сказали, что мое письмо утеряно и попросили снова прислать свои предложения. На что я позже ответил: во-первых, мои предложения были комплексные и не так-то просто вновь их сформировать и где я возьму столько бумаг, когда зарплата унизительно маленькая, чтобы снова покупать бумаги; во-вторых, я работаю на госслужбе, нагрузка в работе очень большая и что не имею ни права, ни возможности отвлекаться от работы на свои личные дела.
Позже сказали, что нашли мое письмо и В.Никитину предложили и мою кандидатуру для включения в Рабочую группу. На этом связь с Секретариатом Президента прекращена.


Нравственный нигилизм цивилизации экрана

Телевидение как средство воздействия на массовое сознание в настоящее время упорно работает на массовое уничтожение нравственного сознания подрастающего поколения, сеет в общество нравственный нигилизм. Приведем чаты – СМС сообщения современной молодежи без комментариев:
«Хачу русскую», «Хачу кыргызку», «Не маиковат», «Ишу любовница», «Эй, вы, грамотеи», «Русским не маиковат», «Оштук кыздар, чалгыла, башкалар убара болбогула – ошские девчата, званитэ, осталным не званит»  и так далее и тому подобное.
Налицо нравственная трагедия современности – бесстыжие, аморальность, отсутствие такта, этики, деликатности, национальное и региональное оскорбление.
Педагогика Кыргызстана полностью парализована. Научная элита молчит, политическая элита молчит, общественность молчит – все заняты политикой, все равнодушны, все озабочены капиталистическим индивидуалистическим самовыживанием.
Никому нет дела до трагической нравственной тенденции общества.

Эфирное время телевидений заполонили западные кинофильмы, которые лексикон подрастающего поколения обогащают ужасающими (уже не ужасающими) терминами:
– дерьмо;
– задницу надеру;
– член;
– большой…;
– трах….;
Все эти слова становятся нормой наших детей. Ведь в отечественных фильмах категорически не допускается термин «член…» и даже в обществе это слово было неприличным. Это духовная экспансия западных стран. Не развивается функция отечественных художественных фильмов по воспитанию человека. И все мы равнодушны. Духовная составляющая кыргызского государства медленно пожирается и вымирает.


«Нравственные искания» современности или механическая альтернатива нравственности

Совесть пассажира – лучший контролер. Об этих золотых словах знает каждый житель советской эпохи. К сожалению, такую былую нравственную ценность нам уже невозможно экстраполировать на сферу государственного управления и придумываем некие третьи органы контроля работы государственных органов и чиновников. Затем задаемся вопросом: «а кто будет контролировать этот третий орган?». Также ради достижения якобы общественной справедливости придумываем группы интересов, где группы интересов, по сути, эгоистичны, так как интересы даже общества мы делим на эгоистичные группы интересов. Также вместо того чтобы наводить жесткий порядок в стране, воспитывать поколение добросовестных, ответственных и патриотичных чиновников, придумываем наблюдательные советы, которые призваны контролировать совесть чиновников (работу государственных органов). Даже в проект Конституции упорно стараемся заложить ухищренные механизмы справедливого разделения власти и сбалансированного контроля. Нет ни духовного развития в стране, ни нравственного воспитания поколения в стране, ни жесткого порядка в стране и мы придумываем на все институты альтернативные институты типа альтернативный парламент и так далее. Не будем твердить, что Курултай не нужен. Но если бы был порядок в обществе, то не было бы нужды в курултаях.
Таким образом, мы отошли от нравственного искания, уже не можем делать ставку на моральные и этические каноны и вместо нравственности во всем придумываем хитроумные механические методы борьбы за справедливость и честность.      


Правовой метод реализации идей Концепции Педагогического сознания – в Конституцию КР (другие соответствующие законы)


Предложение-статья 1 в раздел Конституции «Общие принципы»

1. Кыргызстан является государством Педагогического сознания.
2. Каждый гражданин обязан обретать педагогическое сознание, вести себя согласно концепции педагогического сознания Общегражданской идеологии Кыргызстана и не быть равнодушным к неправомерным поступкам иных граждан. При обнаружении неправомерных действий сограждан, каждому гражданину рекомендуется оказывать, прежде всего, морально-нравственное воздействие.
3. В целях воплощения в жизнь идеи педагогического сознания Кыргызстан официально объявляется «Государством Педагогического сознания» и педагогика страны государством выводится в ряд приоритетных направлений и в целях формирования общества образованных и воспитанных граждан, идентификации культурно-этического уровня людей государство вырабатывает единую политику воспитания граждан и заботится о пронизывании педагогикой начиная от семьи, детских садов и кончая системой высшего образования.
Преподавателям профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений кроме «машинального» преподавания предметов вменяется в обязанность воспитания подрастающего поколения как лекторским методом так и собственным примером и не допускается равнодушие, если в лице студента обнаруживает поступок, противоречащий морально-нравственным и этическим принципам. За добавление такой функции преподавателям профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, вузов соответственно увеличивается размер заработной платы как подчёркивание стратегической важности реализации такой политики для строительства процветающей страны и как материальный стимул к педагогическому труду.
4. В целях гарантированного воспитания граждан принимается принцип расширения милицейского взора, где милиция помимо охраны права принимает самое активное участие в воспитании граждан, наблюдая за соблюдением гражданами правил этики, культуры поведения и в том числе санитарной и экологической культуры, а также бережного и ответственного отношения к общественному имуществу.
5. Концепция педагогического сознания в менталитет народа Кыргызстана привносит пунктуальность и каждому гражданину и всем субъектам обслуживания населения и в том числе кино и театрам рекомендуется строго следовать назначенному времени начала или конца различного рода общественных мероприятий.


Предложение-статья 2 в раздел Конституции «Права и обязанности гражданина»

Каждый гражданин несёт обязательную моральную и уголовную публичную ответственность за порчу общественного имущества и его ненадлежащее использование. Реализация этого правила возлагается на правоохранительные органы по «Принципу расширения милицейского взора». Согласно данному принципу, помимо охраны права, милиция принимает самое активное и прямое участие в воспитании поколения, в строгом порядке отслеживая портящих общественное имущество.

Улан Дуйшеналы, член Национального Союза писателей Кыргызской Республики, лауреат Международной литературно-общественной премии Международной академии русской словесности, обладатель диплома Финалиста Московской литературной премии в номинации «Фантастика» за научно-фантастический роман «Звёздный факел»,совместного Диплома Интернационального Союза писателей и Союза писателей Луганской Народной Республики за научно-фантастический рассказ «Созвездие пирамиды», Диплома Номинанта Московской литературной Премии-Биеннале 2020-2022 за научно-фантастический рассказ "Якутский женский электромонтаж" и рассказ "Вечное ожидание Елены", специалист государственного и муниципального управления, инспектор госслужбы 3 класса.


Рецензии