Любимый Сосновоборск. Часть 3

   Часть 3          Дорога – туда и обратно.

      Поначалу мы добирались в Сосновоборск из Саранска. Это было в начале 70-х.  Тогда был единственный вариант -  на  поезде через Пензу.

       Что бы успеть на первую электричку из областного центра, надо было напроситься к проводникам на проходящий  мимо Саранска почтово-багажный поезд. Там не было пассажирских вагонов, и если проводник тебя брал за «незначительную мзду», то до Пензы ночь  надо было сидеть  в проходе около багажных боксов или даже стоять в тамбуре.  Но мы были молодые, легко  терпели неудобства, но за то  успевали на 6-ти часовую электричку из Пензы  направлением на Кузнецк.

      А если с почтово - багажным случался облом, то в полночь на саранский вокзал  прибывал пассажирский из Горького.  На него билеты были всегда, но тогда мы успевали только на 10-ти часовую электричку из Пензы. Если это была суббота или воскресенье, то пассажиров на нее было в набой.

    Но вот, наконец, наша электричка Пенза – Кузнецк  тронулась с дальнего пути, куда мы шли  от старого вокзала по наземному переходу. Проезжаем мост через Суру. Слева под насыпью вольеры питомника служебных собак. Потом справа колючка над глухим забором и станция Селикса. Это закрытый город Заречный.
     Далее Леонидовка, Канаевка, Шнаево.
     Первый массовый  выход  пассажиров на станции Асеевской. Они направляются в Сурск.  Наблюдаем их дружный забег и штурм  автобусов  на привокзальной площади.

     После Чаадаевки в вагонах народу уже не так много. Вот уже платформа Елюзань и мы готовимся к выходу. Электричка на  станцию Сюзюм прибывает  к крайней платформе справа по ходу движения, а автобус на Сосновоборск ожидает пассажиров на другой стороне путей.

     Свисток. Состав ушел на Кузнецк. Юные татарские джигиты из Индерки попрыгали прямо с платформы и через пути резво рванули занимать места в автобусе. Мы проходим через рельсовые пути по дощатому настилу и обреченно подходим к уже заполненному ПАЗику.  Иногда их было два. Это было большое везение. Кстати, нынешнее поколение, что наблюдает сегодня в Сюзюме массу частных автоизвозчиков, с трудом поверит в это!

   Где-то через несколько километров  водитель останавливался и собирал деньги за проезд.
    А однажды автобус подломался и стоял там довольно  продолжительное время. Ехала на нем тогда моя жена Люба  с нашей старшей дочерью, и они на этой непредвиденной стоянке   набрали большой пакет белых грибов. Приехали к бабушке с нечаянным сбором и немедленно стали их готовить.

     Но несколько раз нам все же везло. Это когда, уже на пути  из Новочебоксарска, мы приезжали в Сюзюм вместе с младшей дочерью Сергея Петровича Аблаева  Людмилой и ее ребятишками. Тогда после электрички нас встречал фабричный ГАЗон с двойной кабиной и укороченным кузовом.  Людмилин отец  дядя Сережа, работник коммерческой службы фабрики,  сам был за рулем. Укладывал наши вещи в кузов, размещал пассажиров и давал себе и нам  команду – Помчались!
   
 Через полтора десятка километров   въезжаем в Индерку.   Автобус проезжает несколько километров  по этому огромному  татарскому селу  (4,5 тыс населения !)  и, практически «у каждого дома» высаживает  местных аборигенов, что удобно ехали на сиденьях,  напрочь игнорируя и убогих, и старых, и малых.
    Еще пять верст и вот  Сосновоборск – наша   конечная остановка. Вплотную к зданию автостанции  с броской вывеской – АВТОПАВИЛИОН (орфография сохранена) пристроена  пивнушка. Единственная в поселке в то время  и часть прибывших пассажиров,  немедленно направляется туда.

        А мы  с автостанции заворачиваем направо на улицу Комсомольскую.. Конечно не пустые. За плечами тяжеленные рюкзаки, руки оттягивают объемные сумки. Налегке к родителям мы никогда не приезжали. А если отправляли на лето детей, то непременно везли с собой максимально возможное количество дефицитных в то время продуктов. А перед нами  «Великий шелковый путь». Песчаная дорога. Высокие сосны по обеим сторонам.  Идем « солнцем палимы».  Пересекаем улицу Базарную. Последнее усилие и вот на другой стороне улицы Фрунзе три окошечка НАШЕГО дома. Все! Добрались!

       Кстати, когда  мы ездили из Новочебоксарска, вся дорога с четырьмя пересадками – автобус, поезд, электричка, автобус  занимала у нас почти сутки.
     Привозили мы наших дочек к дедушке и бабушке и на зимние школьные каникулы. И однажды для них был приготовлен невероятный сюрприз. В хозяйстве дедушки объягнилась овечка. И ребятишек в доме поджидал маленький ягненочек, что скакал по стульям, дивану и кроватям. Девчонки визжали от восторга и, конечно, он стал их любимой игрушкой.

     А у нас заканчивается  летний отпуск. Собираемся домой. Увозим детей.  Разумеется не пустые. Варенье всякое, мед. А бывало  в августе, я собирал белые грузди – карауши и солил их в эмалированных ведрах. Причем, по местному рецепту  – не отваривая. Их тоже берем с собой.
    Вот и  день отъезда. Накануне бабушка приготовила нам в дорогу домашнюю курочку. В этот же бульон утром запускаются пельмени. Кушаем в дорогу. Вкуснятина невероятная. Пора выдвигаться.
    Прощаемся. Объятия,  поцелуи,  слезы. Идем по « великому шелковому пути» в сторону автостанции. Дедушка нас, конечно, провожает.

    Автобус на Сюзюм. На этот раз сидим.  На остановках в Индерке местное население плотно  заполняет транспорт. Терпеливо и молча стоят в проходах - отыграются на обратном маршруте.

     А в Пензе приходится ждать много часов до прихода поезда Харьков – Свердловск. Неудобно, что он прибывает за час до прибытия  вечерней электрички из Сюзюма.  Т.е. мы могли бы уехать из Сосновоборска на несколько часов позднее. А так теряем, практически, полдня. Но ничего. Вещи сдаем  в камеру хранения и  идем гулять по Пензе. А там есть, что посмотреть и лучшее место это, конечно,  набережная Суры.

     А в 90-х, когда началась эра массовой автомобилизации и у меня появилась своя машина,  начались наши поездки в Сосновоборск по новым маршрутам.
    Поначалу путь был такой. Из Чебоксар на Ульяновск – 250 км. Перед ним заворачиваем  направо на Карсун, Далее Инза, Ночка, Никольск и через село  Барнуки мы въезжаем в Сосновоборск, скатываясь с лесной горы к поселку. Это еще две с половиной сотни  километров от Ульяновска.
 
    Потом мне подсказали более короткий путь из Сосновоборска по глухим деревням и участком грунтовой дороги, но в сухую погоду.  Очень давно в этих местах были помещичьи усадьбы и местные дороги  красиво обсажены рядами столетних сосен на многие километры.

      Позднее  мы начали ездить через райцентр Кузоватово,  и  в большом селе Троицкий Сунгур невозможно было пропустить грибное  торжище. Все, что только можно представить! И свежие грибочки, и сухие, и маринованные белые (дорогие) в виде целых маленьких грибочков. А особенно глаз останавливался на баночках с солеными белыми груздями – белянками.
 
     Они были красиво упакованы. Ровные и одинаковые  маленькие кружочки  в банке на лицевую сторону, а внутри они  уложены плотно друг на дружку. Спросил бабушку продавца, а как это так?
    - А это внучка моя, сынок. Ладошка у ней маленькая и она вот так укладывает.
    Качество великолепное! Не один раз привозил оттуда те грибочки для себя и друзей. Нареканий на качество  с нашей  стороны никогда не было!
 
    Но все уходит. Как и ушли в другой мир наши родители. Теперь любимый Сосновоборск только в наших воспоминаниях. Но это счастье, когда у тебя осталась  в памяти твоя любимая малая родина!

На фото аншлаг на въезде. Интересно, что год основания населенного пункта соответствует пику великой французской революции.
   


Рецензии
Володя, хорошо повспоминал. Особенно про волков понравилось. А рябчика удалось хоть одного подманить?. Я однажды подманил простым свистом, но дробь была наверное тройка и был он в метрах 30. Обнесло

Юрий Баранов   24.11.2017 07:11     Заявить о нарушении
Подманивал. И стрелял. Кстати у своего друга в деревне в нынешнем сентябре сели на рчбчика. Подсвистел. Нет и нет. Встал со стульчика, а он ф-р-р с соседнего дерева. Оказывается подлетел и сидел молча, а я и не заметил. Может я свистел не так как надо...

Владимир Островитянин   24.11.2017 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.