Каменная симфония

Из воспоминаний Александра  Маторы, руководителя "Музея камня" (Фершампенуаз)

"Ко мне обратились друзья-краеведы с просьбой написать воспоминания о Римме Андрияновне.


     - Ни фига себе задача?! Откровенно струсил…Получится ли? Не могу сказать, что я робкого десятка. На шахте, от мастера, до главного инженера дошёл. Около 500 человек было у меня в штате. Из них 50% бывших заключённых. Ничего. Общий язык находил, достоинство и честь соблюдал. По рудникам бывшего СССР, с инспекционными проверками по Технике безопасности курировал. Страх на шахтовые власти «нагонял». «Взятки» камнями самоцветными, хозяева подземки меня,Матору, баловали, пытаясь откупиться.
     Грех на душу, признаюсь, было, брал, но законы Техники Безопасности горного дела соблюдал.
     А какие посетители в нашем Доме Камня бывают: простые любители камня и коммерсанты, учёные и экстрасенсы, депутаты всех уровней и прочие чиновники, вплоть до губернатора области.
     Всегда человеком себя чувствовал, поскольку духовным правнуком Бажова считаюсь. Кто Бажова не читал, пустой породой у меня числятся…
     Человек, перед которым я всегда преклонялся, это была - Рима Андрияновна Дышаленкова, - глыба, скала. Эту женщину я называл только на ВЫ и по имени с отчеством.
      Римма Андрияновна - человек энциклопедических знаний, жизнь которой связана с металлом, отмечена богом войн.
      
     Я не хочу переписывать её биографию, это сделают без меня более профессионально. Расскажу только то, что особенно «прилипло» ко мне от её божьего дара… Это её голос на областном радио. Это музыка её речи на меня воздействовала потрясающе. Каждое утро, перед работой в мастерской, настраиваю волну, где выступает Дышаленкова. В мастерской я шлифовал свои камни и под шорох абразива, монотонного звука вращения станка - ГОЛОС Риммы Андрияновны…. Это была каменная симфония.
     Я знаком с музыкой. В молодости лунной сонатой Бетховена на пианино девчонок привлекал, могу на баяне, могу на балалайке, что-то любительское исполнить. В своём музее для посетителей, из кристаллов горного хрусталя мелодию извлечь. Здесь просто ГОЛОС, какую он силу имеет, духовную и физическую…
     Всё и про всё: истории об Аркаиме с арийцами, древней Руси и современной. Когда в эфире беседы Дышаленкой про Бажовские времена, это были СКАЗЫ, как бы  специально, для Маторы. О чём я думал в эти минуты, слушая каменную симфонию?…
     Музыка камня помогает в обработке камня. Голос, как смазка из алмазного порошка, помогает выравнивать и полировать поверхности яшм, агатов, лазуритов. И «следы» её речи на камнях остались. И на полках моего музея стоят образцы особой полировки – « Дышаленковской» обработки камня. В моей библиотеке стоят книги Дышаленковой с её автографами, но такие книги есть у многих почитателей её таланта. А вот пластинки из камушков, с «записанным на них голосом Риммы Андрияновны» только у меня… Горжусь…"

          Как спичечное пламя в ладони горнового
          Трепещет над горами правдивый сказ Бажова…

         Но если сказ погаснет, то грустно будет жить,
         Ведь некому нам сказки живые говорить.
                /Р.Дышаленкова воспоминание об Урале/
 
Далеко-далеко на Урале
Ящер с ящерицей проживали
Жили двести лет, а может, триста
Между хрусталей и аметистов.

А теперь на шлаковых отвалах
Ящеров и ящериц не стало,
Да и бесполезных самоцветов
На Урале тоже больше нету.


Рецензии
Валерий, спасибо за знакомство с интересным человеком! Как редко встречаются ныне люди пишущие, отдающие дань памяти, уважения и восхищения таким, как Римма Дышаленкова. Успехов в творчестве!

Светлана Филина   16.04.2017 09:24     Заявить о нарушении