42-2. Как управлять другими

42-2.

КАК УПРАВЛЯТЬ ДРУГИМИ И НАВОДИТЬ В СТРАНЕ ПОРЯДОК


Как-то в беседе с мудрецами я спросил о том, как можно научиться управлять другими, если уже умеешь управлять собой, на что Ян Чжу высказал такое суждение:


УПРАВЛЕНИЕ

Ян Чжу заметил Лянскому царю при посещенье:
- «Как кверху поднять руку - легко царством управленье»,
У царя вызвала речь, сказанная, удивленье,
Он попросил у мудреца слов этих объясненье,
Сказав: «Вот дома ты жену с наложницей имеешь,
Но даже с двумя ими справиться не в состоянье,
Твой сад зарос, а ты проводишь время вне деянье,
Что царством управлять легко, как говорить ты смеешь»?
На что государю Ян Чжу ответил очень просто:
- «Со стадом пастуха если послать большого роста,
Большое стадо пасти сможет он с утра до ночи,
При помощи кнута стадо идёт, куда он хочет.
Он если б одного барана вёл, то неизвестно,
Баран тот, на верёвке, сдвинулся вперёд бы с места.
Я слышал, что большие рыбы корабли глотают,
Но в мелкие протоки они всё ж не заплывают,
И лебедь, тот, что любит небо, ввысь всегда стремится,
Но никогда в пути на илистый пруд не садится,
Так как возможности они великие имеют.
Кто в пляске колокол большой использовать посмеет?!
Ведь есть различие между возвышенным и низким,
Также как мера есть во всём далёком или близком,
Но часто ошибается, кто мнит себя бывалым,
И удалец может слететь с коня среди удалых,
Великим управляющий не управляет малым,
К большим победам привыкший проигрывает в малых».


И тут мы вспомнили 57- ю главу основного даосского трактата «Дао-дэ дзина», где говорилось:


««Прямотой управляется страна,
Странностью используется войско,
Отсутствием дел удерживается мир,
Как это? Через это.
В мире много запретов – и народ беден.
У народа много острых орудий - в стране растёт мрак.
У человека много способностей – странные предметы множатся.
Законы, приказы множатся – воры, разбойники много имеют.
Поэтому Совершенномудрый человек говорит:
«Я в Недеянии и народ сам исправляется;
Я люблю покой, и народ сам выпрямляется;
Я вне дел, и народ сам обогащается;
Я вне желаний, и народ сам опрощается»».


Я сказал, что мне эта глава не совсем понятна, и тогда Лецзы высказал такое суждение:


ОПОРА

Спросил царь у Лецзы: «В чём трудность царством управленья?»
В те времена дела шли в государстве неуспешно.
- «Зависит от того, кому царь придаёт значенье, -
Сказал Лецзы, - советника найти вам надо спешно».

Спросил царь: «Каким должен быть он, чтоб дела решались»?
Сказал Лецзы: «Вам нужен тот, кто б был долгу привержен,
Чтоб в государстве дела успешно все осуществлялись,
Не тот, кто полон красоты и сил, горд и не сдержан.

Не стоит говорить с тем, кто пока не поседеет.
Всего он меньше будет думать в жизни об Ученье.
Давать советы необузданному не посмеют,
Меньше всего ждать будут от него осуществленья.

Когда правителю не смогут люди дать совета,
То без помощников останется он одиноким,
Ему трудным окажется найти поддержку где-то.
Он вряд ли справиться способен с кризисом глубоким.

Лишь  умный на людей всех в деле может положиться,
И не иссякнут знанья, беспорядки не возникнут.
И даже в старости со всеми сможет он ужиться,
Правленья путь его будет почтением проникнут.

Поэтому всегда вся трудность царством управленья
Заключена не в том, умом средь всех чтоб выделяться,
А в том, чтоб умных находить в своём же окруженье,
Которые могли бы с управлением справляться».


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии