Рассказ 3. Дорогами войны
Войну Павел Писаренко встретил 22 июня 1941 года недалеко от Ковеля – Юго-Западный фронт. Войну встретил молоденьким 20-летним лейтенантом. Но наши мальчики быстро тогда взрослели, ведь на фронте приходилось действовать, как взрослым, умудренным жизнью, мужчинам.
На фронте Павел служил в железнодорожных войсках, основной задачей которых было прикрытие, восстановление, заграждение участков железной дороги и эвакуация станционного оборудования. Подразделению Павла Писаренко помимо работ по эвакуации и заграждению станций, было поручено взрывать железнодорожные пути, мосты и разъезды, чтобы они не достались врагу. Сердце рвалось от горя – уничтожать то, что строилось в мирное время. Дорога от Западной границы до Сталинграда – отступление. Чего только за это время не пришлось испытать – прорыв из окружения, подрывы мостов и техники, отбивать железную дорогу у противника и восстанавливать ее, чтобы пропустить наши бронепоезда, которые оказались в западне. И все это под огнем противника.
Вот один пример из фронтовой жизни из воспоминаний самого героя: «Как-то в районе станции Белокоровичи фашистские войска быстрым наступлением захватили участок железной дороги. Бронепоезд резерва главного командования оказался, таким образом, в западне. Нашему подразделению была поставлена задача отбить железную дорогу и восстановить путь, чтобы бронепоезд смог выбраться в наше расположение. За неделю мы справились». Как просто звучит да не просто делается! Вот так и отступали наши войска до Сталинграда, горькое было время.
Обратный путь был веселее - Коростель, Сарны, Луцк, Львов, Ковель, и вот уже Польша, а там и до Берлина недалеко. Веселее, но не легче – восстановление путей, мостов и бои-бои…
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Так пел когда-то Булат Окуджава.
Страна оценила мужество и стойкость своего офицера. Павел Писаренко был среди первых, кого наградили медалью «За боевые заслуги». Потом два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны II степени… Вот, что я увидела в архиве Министерства обороны на плохо пропечатанном подлиннике: «Путевая рота под руководством капитана Писаренко приступила к восстановительным работам на перегоне Звиняче-Горохув в условиях сплошного минирования пути и земляного полотна, где проходил передний край противника. Благодаря мужеству, самоотверженности и энергии тов. Писаренко личный состав роты без потерь, работая несколько суток без сна и отдыха, восстановил заданный участок ранее заданного срока…» Скупые строки, а что за ними стоит?! Нет, не давали тогда ордена без заслуг, здоровьем люди рисковали и жизнью. «И грудь в крестах, и голова не в кустах» Перефразировала я поговорку. Но так было, молодец наш Павел - Герой!
Постарайся, наш герой, вернуться с войны! И Павел вернулся и восстанавливал разрушенное хозяйство: строил новые и ремонтировал старые железные дороги на востоке Украины в Донбассе. В 1946 году женился на своей землячке-красавице Валентине Матвеевне, а тогда еще просто Вале. В 1947 и в 1955 годах родились у них сыновья – Валерий и Анатолий, жизнь налаживалась, война отошла в прошлое.
Современные девушки! Для вас все еще остается идеалом мужчина с накачанными в спортзале мускулами? А не этот, рано повзрослевший мальчик, который прошел дорогами войны под огнем противника, неоднократно рискуя подорваться на мине или просто погибнуть в бою, прилагая титанические усилия для того, чтобы победить врага, пришедшего на нашу землю! Конечно, надо сделать поправку на время. Но если после войны, но в трудное время человек не сдается на волю обстоятельств, а борется и побеждает, преодолевает себя, то и такого человека можно назвать НАСТОЯЩИМ МУЖЧИНОЙ!
После окончания войны в 1956 году Павел Писаренко закончил Военно-транспортную Академию им. Кагановича в Ленинграде. Как раз тогда было принято решение о строительстве самой северной в мире железной дороги Кола – Печенга – Никель длиной в 150 километров на Кольском полуострове. И, уже подполковника, Павла Ивановича Писаренко направили на этот ответственный участок строительства командиром отдельного железнодорожного батальона. Опять на переднем крае уже мирного строительства. Но сначала я познакомлю вас, дорогие читатели, с предысторией этого знаменательного события…
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №217040800464