Приказано огня не открывать. Часть-6

Этот материал посвящен тем, кто служил в Военно-воздушных силах и Войсках противовоздушной обороны. 
Тем, кто выполнял боевые задачи по охране государственной границы в воздушном пространстве СССР.


                ПРИКАЗАНО ОГНЯ НЕ ОТКРЫВАТЬ


5. Дальняя дорога. На государственном полигоне.

Десятидневный переезд из Прибалтики на Балхаш в воинском эшелоне был не только долгим, но и утомительным. И, чтобы командиры не расслаблялись, Орлов почти ежедневно устраивал совещания, которые в основном были связаны с предстоящей стрельбой на государственном полигоне и дисциплиной в эшелоне.
Но вот уже на пятые сутки пути ведущий специалист службы вооружения высказал опасение в том, что при нынешнем формировании эшелона будут большие проблемы с разгрузкой. Его сомнения тут же поддержал  заместитель командира по вооружению, курирующий эту службу.

Комбриг тоже задумался и устроил дискуссию по этому поводу. Разговоров было много, но окончательного решения никто не высказал и Орлов заволновался, поддавшись этим сомнениям.
- А почему вы молчите, Смолин? – нервничал комбриг.
- Я вообще не понимаю в чём здесь проблема? Нас всё равно подгонят к  рампе, и мы, в любом случае, разгрузимся.
- О нет! – возразил полковник. – Будет неразбериха, и мы упустим драгоценное время.
- Какая ещё может быть неразбериха!? - пожал плечами Смолин.
- И всё же я согласен с тем, что эшелон надо развернуть хвостом вперёд. Поэтому на следующей станции идём к военному коменданту и выставим ему наше требование, – завершил дискуссию Орлов.

В разговор вступил начальник политотдела:
- Я предлагаю идти вчетвером: вы, я, начальник штаба и главный инженер. Так будет солиднее. В таком деле важна массовость!
- Надо ещё взять с собой инициатора этой идеи и начальника эшелона, – развил посыл главного политработника заместитель по вооружению.
- Хорошо, собирайтесь, – согласился комбриг.
- Через пятнадцать минут будет станция.
Увидев представительную делегацию старших офицеров, дежурный комендант станции засуетился:
- Какие у вас проблемы, товарищи офицеры?
- Надо развернуть состав хвостом вперёд, – твёрдо, без объявления причин, заявил Орлов.
- Но это невозможно, – возразил старший лейтенант.
- Если вы отказываетесь, мы немедленно свяжемся с Главкомом, и вас всё равно заставят это сделать, – пришёл на помощь командиру начальник штаба.
Старший лейтенант снял трубку оперативного телефона и протянул её в окошко комбригу.
- Звоните! Только скажите, что для этого я должен прогнать вас по шестисоткилометровому кругу и сорвать расписание движения всех поездов в Казахстане.
Орлову ничего не оставалось делать, и он пошёл на шантаж.
- Я вам приказываю, товарищ старший лейтенант!
- Вы для меня не начальник, – спокойно ответил офицер.
- А вот если вы сейчас же не пойдёте на посадку, то эшелон уйдёт без вас.
- Да как вы смеете, вести себя так с полковником, – возмутился начальник политотдела и добавил, - а ещё, наверное, коммунист!?

Со всех сторон посыпались угрозы в адрес военного коменданта. В это время эшелон тронулся и стал набирать скорость, показав хвост спорщикам. Так загадочность русской души обернулась в очередной раз непростительной глупостью.

Весть о том, что всё командование бригады вместе с начальником эшелона отстало от поезда, быстро стала достоянием всех солдат и офицеров. Начались вольности, и старшина обо всём этом доложил Смолину.
- Виктор Иванович, берите руководство на себя, иначе будет беда.
- Хорошо, передайте всем командирам, что на следующей станции будет общее построение, - согласился подполковник.

Смолин быстро наладил порядок в составе, и тот уверенно набирая темп, шёл к месту своего назначения.
Только к исходу вторых суток Орлову с офицерами удалось догнать эшелон, и комбриг сразу же вызвал к себе Смолина.
- Ну как здесь дела, Виктор Иванович?
- Всё нормально. Я был и за комбрига, и за начальника эшелона. Как видите, справился. А вам что, так и не удалось развернуть состав?
- Нет! – озабоченно ответил Орлов. Там есть определённые трудности. Теперь уже, будет, как будет!
                *     *     *
На станцию Сары-Шаган  прибыли во время и сразу же приступили к разгрузке. Никаких проблем не возникло, а, следовательно, разворачивать эшелон не было никакого смысла.

Уже в учебном центре Смолин узнал, что стрелять они будет по цели-мишени аналогу «СР–71». Причём таких целей будет две и в зону огня они войдут, пикируя «горкой», с высоты тридцать километров и интервалом в сорок секунд.
Конечно, для такой стрельбы в первую очередь надо было знать текущую высоту мишени, чтобы захватить её ещё до пикирования. Сделать это мог только высотомер, но весь комплекс, представленный полигоном, оказался в нерабочем состоянии, в том числе и станция, определяющая высоту.

Смолин сразу же обо всех этих неурядицах доложил Орлову.
- Разве  такое может быть? – возмутился комбриг, - а вы пытались включить комплекс?
- Да, конечно! Но у меня это не получилось, так как основной дизель не исправен и восстановлению в полевых условиях не подлежит.
- Это не задача, – парировал полковник.
– Наш энергетик привёз с собой резервную дизельную энергоустановку. Вот её и подключайте!
- Я уже пробовал её запустить, но и она тоже не исправна.
- Как не исправна! Вы что говорите? – возмутился Орлов.
- Я ведь вас просил погрузить мой дизель, но вы не разрешили, сказали, что в эшелоне для него нет места. Вот вам и результат! Привезли неисправный агрегат.
- И что теперь будешь делать? – сник полковник.
- Возьму тягач, банку спирта, тушенку и поеду искать дизель по площадкам. Жаль только время идёт  впустую. Все уже настраивают технику, а я стою.
- А как средства разведки? – поинтересовался Орлов.
- Станция обзора и высотомер тоже в нерабочем состоянии. Не понятно, чем они здесь вообще занимаются? – не выдержал Смолин.
- Это тебе не дома, где я мог всегда выдать вам высоту. Поэтому в первую очередь надо восстановить высотомер, а уж потом станцию обзора. Я сейчас же вышлю вам на помощь своих инженеров, – пообещал Орлов.
- В начале, надо сделать станцию обзора, – возразил Смолин. – А уж потом высотомер, а так я останусь совсем «слепым».
- Не останетесь! – заупрямился комбриг. – Все силы бросишь на высотомер! Я инженерам так и скажу. В общем, не вешайте нос. Как найдёте дизель, позвоните мне.

И всё же на одной из площадок Смолину удалось отыскать исправный дизель и притащить его к себе. И только на следующий день у него начались  регламентные работы. Хуже обстояло дело со средствами разведки, там инженеры зашли в тупик,  и не одну из станций им не удалось подготовить к стрельбе.
Таким образом,  Смолин был поставлен в трудное положение и Орлов решил помочь ему.
- Все разговоры в сторону. Высоту вам буду давать я сам по каждой цели! Слушайте меня, а направление старта вам подскажут инструктора. Не зря же вы их поите!?
- Хорошо! -  согласился Смолин, - но время ещё есть и возможно удастся сделать хотя бы станцию обзора.
- Высотомер всё равно мы не сможем восстановить, - подтвердил ведущий инженер.
 - У него уже давно вышел срок эксплуатации, и он стоит заброшенным около года.
Но всё равно к началу стрельбы станцию обзора ввести в строй не удалось. Весь  экран её, так и  остался, забит «плотной» помехой.
- Что же можно увидеть в этом «молоке»? – беспокоился ведущий инженер.
 - Разве можно выходить на стрельбу с такой техникой!?
Но к этому времени над полигоном уже подняли красный флаг. Это означало начало боевых стрельб.
- Всем доложить о готовности к работе, – скомандовал Орлов.
- «Балхаш–2» к стрельбе готов! – отрапортовал Смолин, взяв на себя всю ответственность за боевые пуски.

Наступили томительные минуты ожидания старта. И вот комбриг поставил задачу на уничтожение боевых мишеней, а заодно начал выдавать текущую информацию:
- Есть старт первой мишени!
И всё же Смолину удалось разглядеть в пелене индикатора обзора отметку от цели и развернуть на неё станцию захвата.
- Высота двадцать! Двадцать семь километров, – вёл отсчёт подъёма «в горку» первой цели комбриг.
- Поиск? – дал команду офицеру наведения Смолин.
- Ничего не вижу! – доложил капитан и добавил:
– Командир,  целеуказание  неточное!
- Ищи сам, уголком сверху вниз! – скомандовал командир дивизиона.
- Есть захват! – сообщил офицер наведения.
- Боевой пуск двумя! – мгновенно отреагировал Смолин.
- Есть подрыв первой! Есть подрыв второй! – доложил капитан.
К этому времени Орлов уже уверенно диктовал координаты по второй цели:
- Высота по второй - двадцать! Двадцать пять!
- Снова даёт неточную высоту! – возмутился офицер наведения.
- Ищи сам. Ну его!  – махнул рукой Смолин.
- Есть захват! – поймал в «крест» отметку цели наведенец.
- Немедленно пуск по второму! – торопил его подполковник.
- Пуск прошёл, – уткнулся в зелёные экраны капитан. 
- Есть подрыв! Цель уничтожена!
 
Это был последний доклад офицера наведения о завершении боевых пусков, в результате которых обе цели были поражены.
- Стрельба окончена, – объявил расчётам по радиосети Смолин и стал вместе с капитаном анализировать результаты боевой работы.
Из-за задержек в поиске и позднего пуска, подрывы ракет происходили практически «над головой» с большими углами атаки а, следовательно, с большими ошибками, что существенно сказалось на оценке стрельбы.
- Как отстрелялись, Смолин? – запросил «Балхаш-2» комбриг.
- Поразил обе цели, но на самом краю зоны. В общем,  нездорово. Балл за стрельбу будет невысокий.
- Ну, я же тебе давал высоту постоянно! Как же так!?
- А откуда вы её брали? – поинтересовался Смолин.
- Как откуда!? – начал заводиться Орлов.
- После старта мишени  примерно прикидывал её по секундомеру и выдавал вам.
- Мы бы и сами без него захватили эти цели. Это было бы  быстрее, а  результаты лучше, – высказал своё повторное возмущение офицер наведения.
- Но это теперь уже будет в следующий раз, - похлопал по плечу капитана Смолин, а комбригу ответил:
- Спасибо за помощь, товарищ полковник!
- То-то же! - раздался довольный голос Орлова в станционном динамике. Главное, мы задачу выполнили, Смолин! Вот теперь пусть полигон считает баллы. А наша задача помочь им в этом. Вы меня поняли?
- Да, понял. Понял! - нехотя ответил командир дивизиона.
                *      *     *
Здесь, на полигоне, Смолин ещё раз убедился в несовершенстве созданной в войсках ПВО системы управления. Во всём сказывался глубокий разрыв между отдельно дислоцированными подразделениями и руководящими структурами полков и бригад, уже не говоря о затерянных в тумане миражей штабов соединений и объединений.

Везде получалось лишь одно: на одного с сошкой было семеро с ложкой. Командовать могли все, а исполнитель был только один – небольшое подразделение. Вот на него всё и сваливали, обеспечивая по остаточному принципу. Жировали как всегда вышестоящие, по принципу: забот поменьше, а потребностей побольше. Надо же было как-то компенсировать свой главный козырь – «высокую ответственность!?»

Частичным олицетворением этой системы был и сам полигон, в лице розовощекого полковника с птичьей фамилией, который доминировал над тамошней ситуацией, сохраняя баланс интересов всех сторон.

Конечно, таких «специалистов» потом переводили поближе к Москве или в саму столицу. Там, на подмосковных дачах,  было легче находить общий язык и зарабатывать высокие должности подальше от бескрайних,  беспокойных границ огромного «Союза».


                Продолжение следует…


Рецензии