Впечатления о Венеции
Но все же в гостинице, куда я заселился, я был не один русский. Было несколько женщин, занимающихся челночным бизнесом. Но они не были похожи на челноков, которые ездили в Китай за шмотками. На Дальнем Востоке я видел таких, навьюченных тяжелыми мешками, грубоватых бабенок довольно крепкой комплекции. Нет, это были вполне респектабельные дамы, которые ездили по городам северной Италии – в Милан, Флоренцию, - и там закупали эксклюзивные модные наряды и потом продавали их в Москве. Так что за завтраком и за ужином я не только мог услышать родную речь, но и пообщаться с соотечественниками. И в назначенный час со мной выходила на связь туристический агент. Пока в её услугах я не нуждался.
Я хорошо проводил время. Большую часть времени на пляже недалеко от отеля. Римини – это огромный город-пляж, там сорокакилометровая береговая полоса – сплошные пляжи. В городе почти 2800 отелей и 26 тысяч квартир для сдачи во время отпуска, 2 гранд-отеля и 15 кемпингов. В купальный сезон в город стекается более 2 миллионов туристов, в первую очередь немцев. Мне рассказали, что в это время по центральной улице вдоль побережья двигалось два потока людей – в одну и другую стороны. Причем люди шли, буквально натыкаясь на впереди идущего.
Но 30 сентября заканчивается купальный сезон, и отдыхающих на пляже было не очень много. Я загорал на пляже и купался в не очень прозрачных водах Адриатики. В прохладную погоду я пешком обошел не такой уж большой город и на городском автобусе съездил в Сан-Марино. Это небольшое государство расположено на нескольких горах, очень старинное, и насчитывает всего 25 тысяч жителей. Но каждый год в город-государство приезжают более 3 миллионов человек. И я пополнил эту статистику побывавших в Сан-Марино. Так что пройтись по самым популярным местам города-государства большого труда не составило.
В один из дней мой агент предложила автобусную поездку в Венецию. Я был в Париже и Вене, так что имел представление об архитектуре старинных городов Европы. Но Венеция – это совершенно другое. И поэтому я тут же дал согласие на эту поездку, и через пару дней рано утром ко мне в номер постучались. Это был агент. Я к этому времени был готов к поездке, и мы вышли из номера.
В автобусе сидели практически все, кто прилетел со мной на самолете из Екатеринбурга. Мы поприветствовали друг друга как старые знакомые, и автобус тронулся. Нам предстояло ехать больше 3-х часов. Но было раннее утро, движения машин на автостраде было не очень интенсивное, поэтому автобус на приличной скорости оставлял километр за километром позади. Я с интересом смотрел по сторонам. Люблю за границей знакомиться и с природой тех стран, куда забрасывала меня судьба, и с архитектурой домов и других сооружений. Сентябрь в Италии – прекрасная пора. Не так жарко, как летом, но все цветет. Мы проезжали мимо разнообразных зданий и строений. И старинных, и современных. Проезжали и мимо мусорных куч. Итальянцам далеко до чистоплотности японцев.
Нам пришлось очень рано встать, поэтому многие продолжали спать в автобусе. Но через час мы остановились, как я говорю, по урологическим показаниям. И одновременно позавтракали. Уже намного более бодрые и веселые, мы продолжили путь к Венеции. Оказалось, что в автобусе сидела гид, которая стала нам рассказывать про Венецию. Перед этим я прочитал путеводитель по Италии, любезно предоставленный туристической фирмой, и кое-что знал об этом старинном городе, но гид рассказала еще очень много интересного и поучительного. Венеция, бесспорно, один из самых красивых городов мира, берет свое начало из Vвека. Богатство, накопленное купцами, среди которых был Марко Поло, позволило начать строительство роскошных дворцов, многочисленных церквей и монастырей. В XV-XVI веках Венецианская республика вошла в апогей своей мощи, над росписью церквей работали такие великие итальянские живописцы, как Беллини, Тициан, Веронезе. Затем республика переживала упадок, в 1797 году попадала под власть Австрии, а в 1866 году вошла в состав объединенной Италии.
Наконец, наш автобус прибыл на конечную точку своего маршрута – в пригород Венеции, на площадь Рима, или Пьяццаппе Рома. Площадь выглядит, как некий огромный гараж от множества автобусов и легковых машин. Там мы пересели на один из многочисленных речных трамвайчиков, которые регулярно совершают челночные рейсы отсюда до центра города, куда можно добраться только по воде. Мы проплыли мимо современных портовых сооружений, мимо огромных круизных лайнеров, стоящих у причалов. И вот впереди показались старинные здания самой Венеции и, проплыв мимо Таможенной стрелки, наш теплоход причалил к набережной недалеко от площади Святого Марка, которая считается центром города. На протяжении веков площадь являлась центром Венецианской республики, олицетворяя её могущество и независимость.
Венеция – музей на воде. «Невеста моря», по образному выражению Гете, раскинулась на 118 островах, удивительным образом связанных между собой сетью каналов, мостов и своеобразными венецианскими набережными. Необыкновенная история Венеции оставила свой отпечаток на лике города, который от времени становится все загадочнее. Когда-то непобедимая властительница моря, Венеция до сих пор ведет бой с неуклонно поднимающимся уровнем воды – главным врагом Сирениссимы, как еще называли Венецию.
Нам предоставили полчаса свободного времени, а затем должна была начаться совместная экскурсия всей группы по городу. Я пошел взглянуть на Канал Гранде, или Большой Канал, проходящий через весь город. Сразу бросились в глаза торчащие из воды многочисленные толстенные бревна вдоль берегов канала, а вдали был виден Мост Скальци. Он построен из белого камня в том месте канала, где расстояние между берегами не превышает 40 метров, а высота пролета от уровня воды около 7 метров. На другом берегу канала видна огромная церковь Санта Мария делла Салуте, как будто выраставшая из воды, с многочисленными куполами и башенками.
Вернувшись к месту сбора группы, я присоединился к остальным, и мы, с гидом впереди, пошли по тому маршруту, по которому водят всех туристов мира. Это позволяет наиболее полно познакомиться с наиболее значимыми достопримечательностями этого музея на воде. Пройдите по этому маршруту и вы, мои дорогие читатели.
Начнем осмотр с трех мостов, пересекающих Большой Канал. Про мост Скальци я уже рассказал. А вот следующий Мост Риальто считается самым красивым и знаменитым античным деревянным мостом. Несколько веков назад его центральная часть была подвижной, что позволяло крупным судам проплывать под ним. Потом мост был реконструирован в камне, в 1592 году реконструкция была завершена. Ныне этот одноарочный мост длиной 28 метров, высота в центре 7,5 метров. Две верхние половины моста опираются на 12000 укрепляющих свай, вбитых в дно канала. На мосту размещаются 24 живописные лавки, разделенные в центре двумя арками. Последний из мостов Большого Канала – мост Академии. Одноарочный деревянный мост, но несущие конструкции сделаны из металла. Еще один известный мост, но уже не на Большом Канале – Мост Вздохов. Увы, речь идет не о романтических вздохах влюбленных, а о горестных вздохах осужденных, которые, проходя по мосту на казнь, в последний раз смотрели на Венецию.
Вообще Венеция завораживает с первого взгляда даже самого искушенного туриста. Само существование среди водной глади столь великолепных творений рук великих зодчих кажется нереальным, и чувство это не покидало меня на протяжении всей экскурсии. Среди этих вырастающих из воды палаццо, узких улочек – калли, золотоносных гондол и веселых гондольеров с их вечно живой баркаролой.
Я уже упоминал про Церковь Санта Мария делла Салуте. Оказалось, что она построена в благодарность Деве Марии за избавление от эпидемии чумы. Церковь восьмигранной формы, фасад выходит на Большой Канал. Внутреннее пространство церкви окружено колоннами, а боковые стены и алтари украшены произведениями Тициана, Морлайтера и Луки Джордано. Вообще самые красивые и большие здания в Венеции - церкви. Наиболее знаменитые – церкви Санти Джованни Паоло, Санта Мария Глориоза де Фрари, построенные в XV веке. Обе этих церкви строили очень долго – больше ста лет.
Но самый известный – Собор святого Марка. Собор имел важное значение, он создавался как капелла дожей – правителей Венеции. Лишь в XIXвеке стал кафедральным храмом. Базилика была всегда в центре наиболее важных событий в жизни города. Здесь покоятся останки святого Марка, о чем свидетельствует надпись у входа, а сцена прибытия мощей в Венецию запечатлена на мозаике фронтона. Всемирно известная достопримечательность собора – расположенная за алтарем драгоценная Пала Д*Оро (Золотой алтарь), создание которой продолжалось около пятисот лет. Это шедевр византийского искусства шириной 3,4 метра и высотой 1,4 метра, богато украшенный золотом, драгоценными камнями и эмалью, представляющий сцены из жизни Христа, девы Марии и святого Марка. Во время религиозных праздников панно поворачивают лицевой стороной к алтарю. По сей день перед собором Святого Марка можно увидеть флагштоки, на которых в прежние времена вывешивали стяги колоний Венеции. Но выше всех на площади Святого Марка, на которую выходит фасад здания собора, взвивалось знамя самого города с изображением крылатого льва – символа святого Марка Евангелиста, в честь которого названы и площадь и собор.
Площадь Святого Марка в окружении собора, колокольни Святого Марка, часовой башни и зданий Старой и Новой Прокураций, служит связующим звеном этого поразительной красоты архитектурного ансамбля. Не зря Наполеон назвал когда-то площадь Святого Марка «самой блестящей гостиной Европы».
Еще одной достопримечательностью Венеции, которую обязательно показывают туристам, является Дворец Дожей. Это сооружение удивительного изящества и легкости со стрельчатой арочной галереей и ажурной лоджией над ней. На верхнем этаже облицовано мраморными ромбами белого и розового оттенка. Это здание воздвигнуто в IX веке и предназначалось для официального местонахождения дожей и правительства. Здание переделывалось несколько раз. В 1577 году один из многочисленных пожаров уничтожил одно его крыло. Для его реконструкции были приглашены выдающиеся архитекторы. Среди предложений был выбран проект Антонио да Понте, восстановившего первоначальных вид здания.
Пройдя все вместе по наиболее значимым местам города, вкусно пообедав в многочисленных кафе и ресторанах традиционной итальянской кухни, мы были предоставлены сами себе. Побывать в Венеции и не прокатиться на гондоле – такое позволить себе не мог ни один турист. Не стал исключением и я. Вместе с парой молодых людей из нашей группы и с еще несколькими желающими мы заняли места в гондоле и совершили увлекательное путешествие по узеньким каналам города. Проплывали мимо великолепных зданий, вырастающих прямо из воды, и мимо обшарпанных за многие века, с отвалившейся штукатуркой невысоких зданий, у входа в которые стояли весельные и моторные лодки. В некоторых узеньких каналах от воды явственно шел запах канализации. Что было неудивительно - в Венеции нет канализации, все отходы жизнедеятельности 75-ти тысячного населения города и многочисленных туристов сбрасываются в каналы. И лишь во время высоких приливов и отливов каналы самоочищаются, но далеко не полностью. Так что для меня не была чем-то удивительной недавняя информация в Интернете, что каналы Венеции пересохли из-за понижения уровня воды, и превратились в сточные канавы с ужасным запахом.
Гуляя по улицам Венеции, которые в основном представляют собой узкие набережные вдоль некоторых каналов, я обратил внимание на то, что прямо на улицах есть положенные друг на друга какие-то невысокие деревянные тротуары. На мой вопрос, что это такое, гид ответила, что по этим тротуарам во время высокого уровня воды в городе, которая затапливает некоторые низко расположенные набережные, жители и гости города могут перемещаться. И очень часто требуется для этого и резиновая обувь. Через несколько лет я увидел художественный фильм «Плащ Казановы» с участием Инны Чуриковой в главной роли, где герои фильма оказались в Венеции как раз в такое время – во время высокого прилива. И все они ходили именно по таким деревянным тротуарам и в резиновых сапогах, которыми их снабжала администрация отелей.
Погуляв по набережным города и успев перекусить пиццей, я в назначенное время был в месте сбора нашей группы. Последовал путь на речном трамвайчике до автобуса и потом снова долгая поездка в Римини. На обратном пути нам показали художественный фильм о венецианской куртизанке, которая влюбила в себя турецкого султана, и уговорила его не нападать на её любимый город. Венеция была сохранена для истории. Побывав в этом городе и видя на экране знакомые места Венеции, я с большим интересом смотрел фильм. А потом снова стал смотреть в окно. Был вечер, время приближалось к 9 часам. В Германии в это время уже тишина и пустые улицы. В Италии же на многочисленных футбольных полях с хорошим искусственным освещением играли люди, на улицах городов, которые мы проезжали, было много гуляющих. Типичное южное государство, как та же Испания или Португалия, где жизнь начинается ближе к полуночи. Так что ничего удивительного не было в том, что в гостинице меня встретила не сонная администратор, а улыбчивая молодая красивая девушка. И от этого моя поездка в Венецию показалась еще более запоминающейся. И вот этими своими впечатлениями о поездке и самом городе я решил поделиться вами.
Свидетельство о публикации №217040901019