Булат Окуджава в кинематографе
Мало кто знает, что Окуджава участвовал и в составлении киносценариев. Отчасти это вызвано тем, что фильмы «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966) и «Мы любили Мельпомену...» (1978), где он работал в соавторстве с О. Арцимович, просто не были поставлены. Но кинозрителю хорошо известны фильмы «Верность» (1965), над сценарием которого Б.Ш. Окуджава работал вместе с П.Е. Тодорковским (1925-2013) и фильм «Женя, Женечка и “катюша”» (1967), где поэт работает в соавторстве с В.Я. Мотылём (1927-2010). Идея создания сценария последнего фильма появилась у В.Я. Мотыля после прочтения повести «Будь здоров, школяр!». Её сюжет и юмор натолкнули Мтоыля на идею создания фильма, где школьник-интеллигент попадает на войну и у него всё невпопад.
По воспоминаниям режиссёра, «работа над «Женечкой…» строилась так: я давал конструкцию эпизода, объяснял Булату, что должно произойти между героями в эпизоде, и примерно намечал, о чём они говорят. А вот весь юмор, как они говорят, ни с чем не сравнимая ироничность – всё это было в руках Булата.
Он писал диалоги, как под диктовку, почти начисто, без помарок. И дело двигалось у нас довольно быстро. Я брал его диалог, что-то сокращал, иногда дописывал. А он брал сцены, написанные мною, главным образом описания действий героев, тоже что-то поправлял, и мы двигались дальше, довольные друг другом» [1].
В основе главной темы фильма «Капли датского короля» также лежит одноимённое стихотворение Б. Окуджавы, в дальнейшем ставшее известной песней. Кроме того, Окуджава сыграл в этом фильме и эпизодическую роль солдата. Но она была для Окуджавы уже не первой…
Ещё в 1962 году он сыграл роль камео в фильме, снятому по сценарию Л.Р. Шейнина (1906-1967), «Цепная реакция», где исполнил свою песню «Полночный троллейбус». Кроме того, в этом фильме звучит песня, посвящённая Одессе, – «Пускай спадёт с моей души годов завеса…» в исполнении российского актёра и конферансье, заслуженного артиста РФ Э.Ф. Нэлина (наст. фам. Фрейдзон, 1925-1999).
Сюжет фильма (действие которого происходит в 1957 году) повествует о перерождении профессионального жулика и вора по прозвищу «Кардинал» (в исполнении В.В. Кенигсона). На VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов он предлагает воровать только у представителей капиталистических стран, щадя при этом сограждан и представителей братских стран социалистического лагеря.
В 1970 году выходят два фильма, остающихся одними из самых популярных картин советского кино и по сегодняшний день: «Белорусский вокзал», режиссёром которого стал А.С. Смирнов, и «Белое солнце пустыни» (режиссёр В.Я. Мотыль).
«Белорусский вокзал» рассказывает о том, как бывшие однополчане, а теперь журналист, бухгалтер, директор завода и простой слесарь, спустя 25 лет с окончания войны, собираются вместе для того, чтобы проводить в последний путь своего фронтового товарища – Валентина Матвеева.
По ходу сюжета фронтовые друзья оказываются в разных ситуациях, где они вспоминают фронтовое братство и проявляют скрытые черты характера, а образ Матвеева неизменно служит для них нравственным ориентиром. В фильме показан контраст между мироощущением друзей-фронтовиков и их молодых современников. Под конец картины Иван Приходько (Е.П. Леонов) приводит друзей на квартиру бывшей фронтовой медсестры Раи (Н.Н. Ургант), которая исполнит песню Булата Шалвовича про девятый десантный батальон. Эта песня была написана Окуджавой после того, как А.С. Смирнов обратился к нему с просьбой сочинить стихи к фильму. Вместе с первой строчкой у Окуджавы родилась и мелодия. На встрече со Смирновым и А.Г. Шнитке он её исполнил, последнему она понравилась, и Шнитке решил сделать аранжировку в виде марша.
В «Белом солнце пустыни» действие происходит в годы гражданской войны, где красноармеец Фёдор Иванович Сухов (А.Б. Кузнецов) спасает женщин из гарема бандита Абдуллы (К.Д. Кавсадзе). Песню Окуджавы «Ваше благородие…» исполняет начальник бывшего поста российской таможни Павел Верещагин (П.Б. Луспекаев), трагически погибший в фильме во время взрыва на заминированном баркасе басмачей. Эта песня стала одной из известнейших песен советского кинематографа.
В новогодний вечер 1974 года по первой программе Центрального телевидения СССР состоялась премьера двухсерийного телевизионного музыкального фильма «Соломенная шляпка», поставленного Л.А. Квинихидзе (род. 1937) по мотивам одноимённого водевиля Эжена Марена Лабиша и Марка-Мишеля. В этой картине сыграли такие известные актёры, как А.А. Миронов, З.Е. Гердт, Л.М. Гурченко, А.Б. Фрейндлих, М.М. Казаков, И.В. Кваша, М.С. Боярский и другие. Более десяти звучащих в фильме песен на слова Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца исполняют Евгения Ветлова, Александр Колпашников, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Зиновий Гердт, Алиса Фрейндлих и Михаил Казаков.
Надо отметить, что «Песенка обманутого мужа», написанная Окуджавой для этой кинокартины, в неё не вошла, а остальные песни этого кинофильма в середине 1970-х годов были отдельно выпущены на грампластинках фирмы «Мелодия».
1 и 2 января 1976 года состоялась телепремьера двухсерийного музыкального фильма Л.А. Нечаева (1939-2010), впоследствии ставшего культовым: «Приключения Буратино». Он был снят на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году с небольшими отличиями от книги А.Н. толстого, которая, в свою очередь, написана по мотивам сказки Карло Коллоди (1826-1890, Италия; наст. имя Карло Лоренцини). Музыка к этому фильму была написана А.Л. Рыбниковым (род. 1945) на стихи Ю.С. Энтина (род. 1935) и Б.Ш. Окуджавы (шесть стихотворений принадлежат перу Юрия Сергеевича, а семь – Булата Шалвовича: «Песня фонарщиков», «Песня папы Карло», первая и вторая песни Карабаса Барабаса, «О хвастунах, жадинах и дураках», «Песня о Поле чудес» и «Песня Пьеро») в исполнении Николая Гринько, Владимира Этуша, Ролан Быкова, Елены Санаевой и Ирины Понаровской. В дальнейшем, эти песни также выпускались отдельно на грампластинках фирмы «Мелодия».
Как отмечает известный писатель и публицист Д.Л. Быков( автор книги о Булате Шалвовиче серии ЖЗЛ, вышедшей в 2009 году): «“Золотой ключик” – вообще сказка непростая: в ней усматривали и пародию на Блока, и шарж на Сталина, и скрытую автобиографию. Для Окуджавы это, прежде сего, история о бунте одной из кукол, отказавшийся играть по правилам, – и потому, сочиняя этот цикл, он испытывал то же радостное освобождение, с каким импровизировал первые песни в конце пятидесятых. Тогда он научился говорить от собственного лица и наслаждался новыми возможностями – теперь увлекался стилизацией и театром, мимо чего прошёл в молодости. Личных же высказываний в песнях семидесятых годов не будет вовсе: наиболее значительные сочинения этого десятилетия тоже написаны от чужого лица» [2].
Песни Булата Окуджавы прозвучали ещё в одной картине Владимира Мотыля – «Звезда пленительного счастья» (1975), повествующей о судьбе декабристов, князей С.П. Трубецкого и С.Г. Волконского, а также поручика Ивана Анненкова, и подвиге их жён, последовавших за своими мужьями в ссылку. Для названия к фильму взята строка из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаодаеву». Разворачивающийся перед зрителем сюжет во многом следует за книгой А.И. Гессена «Во глубине сибирских руд», а иногда перекликается с поэмой Н.А. Некрасова «Русские женщины». В центре повествования – судьба декабриста Анненкова (первая роль И.М. Костолевского), а также борьба Екатерины Трубецкой (И.П. Купченко) и Марии Волконской (Н.С. Бондарчук) за право поехать к своим мужьям в Сибирь.
В фильме звучат песня «Качели» (сл. К. Валькадоса, муз. И. Шварца) в исполнении С.И. Белоклоковой и «Песенка кавалергарда» (сл. Б. Окуджавы, муз. И. Шварца) в исполнении В.А. Качана. Кроме того, Булат Окуджава сыграл здесь эпизодическую роль капельдинера, не отмеченную в титрах.
Д.Л. Быков отмечет, что «песня, как и фильм, – предупреждение, прямо обращённое к пылкой молодости: не давайте обманчивых посулов и пышных клятв, всё страшней и серьёзней. “Не обещайте деве юной любови вечной на земле” – ибо нет ничего вечного, даже если кажется, что “всё как будто на века”. Если же решаетесь на подвиг – будьте готовы к тому, что он останется неоценённым, что вместо награды вас ждёт “крест деревянный иль чугунный”, а то и безвестная могила на Голодае. “Звезда пленительного счастья” в контексте 1975 года – фильм-предупреждение, урок для тех, кто решился» [2].
Интересна история песни «А мы с тобой, брат, из пехоты…». Первоначально, по воспоминаниям самого Окуджавы в интервью Михаилу Баранову, она предназначалась для фильма Н.Н. Губенко (мужа Жанны Андреевны Болотовой, адресатки «Смоленской дороги») «пришёл солдат с фронта» (по сценарию В.М. Шукшина с Н.Н. Губенко и мотивам рассказов С.П. Антонова), но в итоге не пригодилась. Вскоре песню услышал известный композитор, худрук хора имени Пятницкого В.С. Левашов (1915-1994) и с его музыкой она прославилась, впервые прозвучав в финале кинофильма «От зари до зари» (1975).
В 1982 году М.М. Козаковым был снят двухсерийный художественный фильм «Покровские ворота», литературной основой которого послужила одноимённая пьеса Л.Г. Зорина (род. 1924). В этой лирической комедии рассказывается о жизни научной и творческой интеллигенции в стеснённых условиях коммунальной квартиры. Молодой человек лёгкого нрава и взрывного темперамента Костик (О.Е. Меньшиков) приезжает в Москву, чтобы учиться в аспирантуре МГУ. Он поселяется в коммуналке своей тётушки Алисы Витальевны (С.С. Пилявская), где его соседями становятся артист Мосэстрады куплетист Аркадий Варламович Велюров (Л.С.Б роневой) и курьёзный тройственный союз в составе Саввы Игнатьевича Ефимова (В.А. Борцов) и Маргариты Павловны Хоботовой9 И.И. Ульянова) с бывшим мужем последней – Львом Евгеньевичем Хоботовым (А.Ю. Равикович)… Характерными деталями этой картины стали виды уходящей в историю старой Москвы 1950-х гг. и песни Булата Окуджавы в его собственном исполнении: «Живописцы», «Часовые любви» и «Арбат».
В этом же, 1982 году, советским кинооператором и кинорежиссёром Г.Н. Лавровым был снят фильм «Оставить след». Студентка Нина Денисова (С. Колышева) приезжает вместе с концертной бригадой на строительство железной дороги. Здесь она встречает своего бывшего одноклассника Толика (С.Б. Проханов), в которого тайно влюблена, и поэтому принимает решение остаться на стройке. Не сразу она поймёт, что ради Толика не стоило бросать институт и менять свою жизнь, но о своём решении не пожалеет. В этой картине звучит песня на стихи Б.Ш. Окуджавы и музыку И. Шварца «Есть муки у огня…» в исполнении С. Колышевой.
«Из жизни начальника уголовного розыска» (1983) – таково название фильма С.П. Пучиняна (род. 1927), съёмки которого проходили в Ростове-на-Дону. Начальник уголовного розыска полковник Малыч (К.Ю. Лавров), выйдя из больницы, попадает на новоселье соседей по коммунальной квартире. В их числе он узнаёт бывшего рецидивиста Слепнёва (Л.А. Филатов), которого несколько лет тому назад сажал. Теперь он «завязал» с преступным миром и вместе с женой, сыном и дочкой решил вернуться в город своей молодости.
Милиция и преступники разыскивают пистолеты, которые Слепнёв перед арестом где-то спрятал. А когда последний решается утопить их в реке, то преступники его перехватывают и оружие забирают, чтобы в дальнейшем использовать его для нападения на сберкассу, в ходе которого случайно там оказавшийся Слепнёв спасает жизнь выехавшего на вызов Малыча, чуть не убитого загнанным в угол преступником. В этом фильме звучат песни на слова и музыку Булата Окуджавы «Пиратская лирическая» и «Песня о дураках» в исполнении Л.А. Филатова.
В 1984 году выходит двухсерийный художественный фильм В.А. Савельева (род. 1937) «Капитан Фракасс» по одноимённому роману французского поэта и критика романтической школы Теофиля Готье (1811-1872). Отметим, что существует также и французская экранизация этого романа режиссёра Пьера-Гаспара Кюри 1961 года с Жаном Маре в главной роли. Сюжет фильма таков. В грозовую ночь у обедневшего барона де Сигоньяка останавливается труппа бродячих актёров, направляющаяся в Париж с целью стать лучшей труппой Франции. Барон влюбляется в очаровательную актрису Изабеллу и присоединяется к труппе. На пути де Сигоньяку попадаются разбойники и бесчестные люди, он выступает на сцене и участвует в дуэлях с единственной целью – добиться любви Изабеллы. Песни «Дождик осенний», «Надежды крошечная дверь», «Вот какая-то лошадка», «Ах, как летят за днями дни» в «Капитане Фракассе» на стихи Булата Окуджавы и музыку Исаака Шварца исполняют Елена Камбурова и Наталья Горленко.
В 1985 году выходит фильм советского и армянского кинорежиссёра А.С. Мкртчяна (1926-2007) «Законный брак» – лучший советский фильм 1985 года по версии журнала «Советский экран». В начале войны в Ташкенте встречаются актёр Игорь Волошин (И.М. Костолевский) и учительница музыки Ольга Калинкина (Н.Н. Белохвостикова). Из сострадания к больной и истосковавшейся по дому подруге, не имеющей другой возможности выехать из эвакуации в Москву, Игорь заключает с Ольгой фиктивный брак. Но добравшись до столицы, Ольга узнаёт, что её дом был разрушен при бомбёжке. Игорь поселяет Ольгу в своей квартире, а сам уходит жить к сестре. Но вскоре они понимают, что по-настоящему влюблены друг в друга. И в этот момент война рушит все их планы: Игорь, уйдя на фронт, погибает, оставив Ольге лишь память о себе… В этом фильме звучит песня Окуджавы на музыку Шварца «После дождичка небеса просторней…» в исполнении самого поэта.
Последним прижизненным для Окуджавы стал фильм Романа Балаяна «Храни меня, мой талисман» (1986), посвящённый к 150-летию со дня смерти А.С. Пушкина и названный по первой строчке из его известного стихотворения. В основе сюжета здесь лежит дуэль Пушкина с Дантесом. Журналист Алексей Дмитриев (О.И. Янковский) вместе со своей женой Татьяной (Т.Л. Друбич) приезжают в Болдино и останавливаются в доме их друга и директора болдинского музея Дмитрия (А.В. Збруев), чтобы сделать репортаж о проходящих здесь каждую осень празднествах, посвящённых великому поэту. Неотступно следующий за Алексеем и его супругой молодой человек Анатолий Климов (А.Г. Абдулов) сталкивается с ними на мосту и у них разыгрывается спор. Климов замечает, что Пушкин мог оказаться на месте Дантеса, если бы М.С. Воронцов, в чью жену он был влюблён, вызвал его на дуэль, а Алексей придерживается иной точки зрения.
Спустя некоторое время Алексей уезжает в город, чтобы поговорить с нужными людьми в обкоме о финансировании музея в Болдине. По своём приезде он обнаруживает жену Татьяну в комнате с Климовым и вызывает последнего на дуэль. После того, как долго целясь, Алексей решается спустить курок и Климов падает без сознания, он в ужасе возвращается домой и говорит Татьяне, что убил человека. Но в финале Дмитрий обнаруживает, что все патроны от ружья целы и понимает, что выстрела не было, и рассказывает про это Татьяне и Алексею. После его ухода Татьяна обнимает своего мужа, повторяя ему снова и снова слова любви.
Булат Окуджава, как и М.М. Казаков, в этом фильме сыграл роль камео, исполнив песни «Былое нельзя воротить…» и «На фоне Пушкина снимается семейство…».
После того как Булат Окуджава 12 июня 1997 года в военном госпитале парижского пригорода Кламар ушёл из жизни, приняв перед самой своей кончиной имя Иоанн, в память о святом мученике Иоанне Воине, на экраны уже российского телевидения вышли сериал «С новым счастьем!» (1999) и фильм «Турецкий гамбит» (2005). В каждой из этих кинолент прозвучит песня Окуджавы «Дождик осенний».
«Турецкий гамбит» – экранизация одноимённой книги Бориса Акунина (наст. имя и фам. Григорий Шалвович Чхартишвили, род. 1956), переносящей нас в 1877 год и повествующей об участии титулярного советника Эраста Фандорина в ходе Русско-турецкой войны. Изначально фильм снимался как четырёхсерийный, но позже был перемонтирован и сокращён. Основные события здесь происходят на территории Болгарии. Повествование начинается с того, что Фандорину (Е.В. Бероев) удаётся сбежать из турецкого плена. Во время опасного побега он узнаёт, что в российский лагерь будет подброшен высокопрофессиональный шпион. На пути в ставку Фандорин знакомится с Варварой Суворовой (О.Ю. Красько), решившей отправиться к своему возлюбленному, служащему в штабе. По прошествии некоторых других событий фильма шпиона разоблачают, а Фандорин, после заключения мира, уезжает в Японию, утратив надежды на зарождающейся с Варей роман. Песню Окуджавы «Дождик осенний» в фильме исполняет играющая Варю Ольга Красько.
И это не всё. Есть и другие фильмы, где звучат песни Булата Окуджавы.
Как мы видим, Окуджава работал с такими режиссёрами, как В.Я. Мотыль, В.А. Савельев, Р.Г. Балаян, А.В. Смирнов, Л.А. Квинихидзе и другими. Иногда поэт становился соавтором сценария и играл эпизодические роли. Авторами музыки к его стихам были такие композиторы как И. Шварц, А.Л. Рыбников и В.С. Леванов.
Но, при всей много плановости творчества поэта в кинематографе, можно обнаружить и общие черты. Рассмотренные нами фильмы, где звучат песни Окуджавы, можно объединить в следующие микрогруппы: фильмы с военной тематикой («Женя, Женечка и “катюша”», «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни», «От зари до зари», «Турецкий гамбит», «Законный брак» и, с некоторой оговоркой, «Звезда пленительного счастья»), фильмы-экранизации литературных произведений, а также связанные с деятелями искусства («Соломенная шляпка», «Приключения Буратино», «Капитан Фракасс» и «Храни меня, мой талисман»), фильмы с криминальной тематикой («Цепная реакция» и «Из жизни начальника уголовного розыска»), а также фильмы на социально-бытовые темы («Покровские ворота» и «Оставить след»).
Фильмы с песнями и ролями Булата Окуджавы очень популярны на сегодняшний день, они привлекают к себе всё новые и новые поколения кинозрителей…
Примечания
1. Встречи в зале ожидания. Воспоминания о Булате. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2004. С. 34.
2. Быков Д.Л. Булат Окуджава. М.: Молодая гвардия, 2009. С. 681.
3. Там же. С. 674-675.
Свидетельство о публикации №217040901036