Мой нелёгкий путь к познанию

             ДЕТСТВО.

Мне часто снится дом родимый,
С духмяной сливой под окном,
Плакучая большая ива
Над чистым юдиным  прудом.
И емельянов лог с берёзой,
Единственной на всё село,
Где жизни лирика и проза
В душе моей сплелись в одно...
В саду вишнёвом смех и слёзы,
И дум моих надёжный храм,
И юности беспечной грёзы -
Всё было в нём, все было там...
Там школа жизни проходила -
К познанию нелёгкий путь.
Уму неведомая сила
Событий изменила суть...

     В детстве мне всегда казалось, что наше село находится на краю света. Отдалённое от всех других сёл и хуторов на несколько километров, а от райцентра - на все пятьдесят, оно стояло, да и теперь стоит, неприкаянно на отшибе. Тьмутаракань самая настоящая.
     Кроме начальной школы, маленького, неказистого с виду здания клуба, да магазинчика, где продавали товары повседневного спроса, ничего больше не было в селе из зданий социального назначения. Старая деревянная церковь служила в те годы зернохранилищем, а не местом, где можно было отвести душу. Никаких дорог, кроме грунтовой, никаких средств сообщения... В распутицу и в дождливую погоду чернозём превращался в самое настоящее болото, а дорога напоминала "расхлябанные колеи", почти как в стихотворении А.Блока.
     Теперь-то я понимаю, что моя малая родина находится далеко не краю света... Курская область, Обоянский район, село Нижнее-Бабино - почти центр России. Люблю я эти места, но очень "странною любовью".
     Курская область расположена на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности. Третья значительная возвышенность - Обоянская гряда-водораздел между реками Сеймом и Псёлом. Вот в этих-то местах прошло моё босоногое детство и ранняя юность. Простор необозримый до самого горизонта. Рассветы и закаты, как на ладони. Первозданные поля ромашек летом, бездонное небо, огромные, плывущие, как белоснежные корабли, облака-всё это и многое другое забыть невозможно, как и нелёгкие испытания, выпавшие мне на долю с самого раннего детства...
     Село Верхнее-Бабино находится в пяти километрах, если идти прямо, от Нижнего-Бабино. Оба села входили в те далёкие годы в один колхоз "Большевик", не знаю, какое название имеет колхоз сегодня. В Верхнем-Бабино были библиотека, восьмилетняя школа, сельский совет, правление колхоза, медпункт, магазин, почтовое отделение ...- центр культуры и цивилизации в те годы. Так мне, маленькой девочке, тогда казалось.
     Начальное образование-4 класса, я получила в своём селе. Классы были спарены, 1 с 3-м классом, 2 с 4-тым. Учитель давал самостоятельное задание первоклассникам, а в это время об'яснял урок третьеклассникам-вот, приблизительно, таким образом проходили уроки.
     Очень хорошо помню день, когда я отправилась в школу. Стояла тёплая, что является редкостью для тех мест, погода. Солнышко по-летнему было ярким и ласковым. На мне было белое штапельное платьице в крупный синий горох, голубые сандалии, а в косы мама вплела атласные, в тон сандалиям и гороху, ленты. Маленький портфель тоже был ярко-синего цвета. На фоне всей этой голубизны мои огромные глаза походили на яркий букетик незабудок.
     Школьную форму и два передника, белый и чёрный, мне купили только в восьмом
классе, потому что это было дорогое удовольствие на то время. Только дочки председателей колхоза и сельсовета могли позволить себе такую роскошь. Но для меня и сандалии с атласной лентой были тогда пределом мечтаний, только лишь по случаю, такому важному, каким-то образом мама смогла мне их купить. Я и сейчас ещё помню запах новеньких кожаных сандалий и ни с каким другим не спутаю. Капроновые ленты тоже, кажется, у меня появились в старших классах. Мне всегда казалось, что девочки, у которых были капроновые ленты - самые богатые на всём белом свете.
     Наша семья считалась тогда не богатой, но и не бедной. Мы жили довольно скромно, но и не бедствовали. Мама моя, Татьяна Филипповна Нефёдова, в девичестве Пыхтина, была, что называется, на все руки мастерица. Плюс ко всему - она очень любила труд, за что бы мама не взялась - любое дело спорилось в её руках, всё кипело, бурлило, горело - всё было подвластно её неутомимой энергии. Она была, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец: работала в поле на прополке сахарной свёклы (В те далёкие советские годы до 5га. свёклы надо было каждой сельской женщине обработать за летний период. Это и прополка, и повторная прополка, и уборка урожая.), и пахать она умела, и кость лучше всякого мужчины, и шить на швейной машинке, и вязать, и вышивать... А какие мама пекла пироги - не было в селе женщины, которая бы не позавидовала ей в этом деле. Чуть дальше я напишу подробнее про пироги и многое другое, что отличало маму от местных женщин,- в отдельной главе про маму.
    
    
    
    
                (продолжение следует)
      
    
    


Рецензии
Спасибо Вам, дорогая Любочка, за то что поделились с нами драгоценными воспоминаниями о своем детстве.
Ваша мама была замечательной женщиной, великой труженицей. Вечная ей память.
С нетерпением жду продолжения!
Здоровья Вам, мира и благополучия в семье и всего самого светлого и вдохновляющего!

Александра Немтина   29.08.2021 06:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Сашенька! Никак не решусь на продолжение, но, надеюсь, придёт
время и вдохновение:-)) Благодарю!

Любовь Питателева   13.09.2021 12:55   Заявить о нарушении