Два вида церквей

Встретил кочующий по инету плакатик с поучением от уважаемого среди евангельских христиан служителя Дэвида Вилкерсона. Понимая, что кое-кому из читателей эта фамилия мало о чем говорит, немного представлю автора пространной цитаты.

Первое, что напрашивается на ум – это его авторство книги «Крест и нож», ставшей бестселлером в протестантской среде. В далекие пятидесятые годы прошлого века, еще, будучи молодым служителем, Дэвид оставил свое благополучное служение в Пенсильвании и перебрался в Нью-Йорк, чтобы работать среди молодежных банд. Усилия принесли плоды и даже в наши дни иные из бывших главарей банд несут проповедь о Христе.

Не стану вдаваться в рассмотрение его богословских воззрений, которые могут существенно отличаться от официально признанных в той или иной христианской конфессии. Предположим, кого-то не устраивает его вера в богоизбранность Израиля. И что? Например, канонизированный в 2000 году архиепископ Симферопольский и Крымский Лука Войно-Ясенецкий верил, что в будущем веке воскреснут души кошек и собак, хотя это идет в разрез с учением православной церкви. Это его частное суждение и никак не отнимает от него заслуг Божьего исповедника.

Если прошерстить теологические убеждения известных отцов и учителей Церкви прошлых веков, то там можно тоже нарыть много компромата. Но ведь эти отклонения не определяют всех из заслуг! Кроме них были еще много и других вполне полезных мыслей и деяний! Так, примерно, обстоит дело и с Вилкерсоном. Работать среди малолетних наркоманов и преступников, достучавшись до их сердец и направив на путь истины – это дорогого стоит.

И вот, имея ввиду все эти поправки и отдавая дань уважения трудам этого почтенного пастора, ушедшего уже в вечность и представшего 6 лет назад перед Богом, я попытаюсь оценить его во многих отношениях спорную цитату.  Именно цитату, поскольку не знаю из какого его произведения она взята и каков полный ее смысл в контексте оного. Поскольку цитата гуляет по инету в таком виде, то и оценку ей буду давать именно в цитатном варианте.

Начнем с черной части отрывка. Как по мне, то в ней уже заключено внутреннее противоречие. Первый вид церкви описан в таких эпитетах:  мертвая, формальная, бессильная, неблагочестивая. Прошу обратить внимание на термин «мертвая». Как по мне, то мертвым тело можно назвать только когда из него вышел дух (библейское определение из Иак.2) и в нем не просто нет признаков жизни, а сама жизнь улетучилась. То есть, мертвее некуда.

Но, как оказывается, в этой «мертвой» церкви «большинство служителей не возрождены». 

Оп!  Так значит, клиент жив?!

Ну да,  в полукоматозном состоянии, но обнаруживает признаки жизни. Как иначе? Если все же есть служители (в меньшинстве, согласно определению автора), то тело не мертво. Мы знаем сегодня немало случаев, когда коматозники приходят в себя и продолжают жить даже совсем недурно. Так почему бы и такой полумертвой церкви не воскреснуть, если там есть те, кто могут вдохнуть в нее жизнь? Я уже не говорю, что раз там есть духовно живые служители, то конечно и немало должно быть и истинных верующих.

Я припоминаю, что в книге Откровения была Сардийская церковь, подобная той, о которой говорит Вилкерсон (глава 3). Но там Бог не говорит, что ее надо развалить окончательно. Зачем Богу давать указания «дважды умершему» пастору мертвой церкви, если все так безнадежно? Вывод один: Бог не покидает даже коматозные церкви и в них тоже есть Божьи дети.

Если же вникнуть в контекст послания Иуды, откуда взята фраза про «дважды умерших» пастырей, то придется признать, что в послании идет речь не о пастырях, а вообще о беззаконниках из среды церкви, бросающих на нее тень своими мерзкими делами. К нашему глубокому сожалению нужно признать один важный факт: эти нечестивцы не составляют отдельные церкви из нечестивцев, а формально являются частью христианских общин. Апостол Иуда явно не учил о двух видах церквей!

Один Бог знает, куда Он может излить Святого Духа и не нам решать такие вопросы. Вот сегодня мы можем смотреть на какую-то общину и по-человечески считать ее недуховной, не заслуживающей излияния Духа, но завтра Бог может дать ей покаяние, а послезавтра там могут начаться чудеса Божьи. Кто-то в самом деле хочет взять на себя роль оценщика? Я – нет.

Да и что такое формализм в своей сути? Каждый день мы моем руки перед едой, чистим зубы по утрам, входим всякий раз через двери, ходим по одной и той же тропинке на работу. Это воинствующий формализм? Так устроена жизнь, что какие-то ее элементы наиболее часто повторяются и это самое повторение вызывает привычку, заставляя нас невольно терять остроту восприятия совершаемых нами действий.

Представь, что поместная церковь существует уже 10 лет. А если 30? 100?!! За год верующий побывал 50 раз на воскресных собраниях, за 10 лет – 500, за 30 лет – 1500. А если еще эти числа умножить на 7, чтобы получить количественное представление об утренних личных молитвах и к этому добавить еще столько же вечерних молитв.  Можно за год еще представить о 1000 молитвах за пищу (3 раза перед едой). Как тут не погрузиться в формализм хотя бы невоинствующий?

А ведь верующий живет не в стерильном мире! Греховное окружение в совокупности с грехом внутри нет-нет, да и вынуждают уклоняться в стороны. Я бы сказал, каждому верующему в течении всей жизни надо периодически пробуждаться, воскрешаться и обновляться духом, сбрасывая с себя многолетнюю пыль формализма. Так же и каждой поместной церкви нужна встряска. Не расколы, а именно встряска. Что-то типа нашатырного спирта.

Дело тут не в «не желает быть воскрешенной», а в «неспособной понять необходимость воскрешения». Нельзя же предъявлять претензию к спящему, как к бодрствующему:

- Почему ты не читаешь и не вникаешь в содержание книги? Не пишешь письмо? и пр.

Как показывает жизнь, опасность сбиться с пути или духовно уснуть существует для всех верующих. Попытка разделить церкви на две категории – это вроде бы и упрощает понимание проблемы, но при этом же и создает новую. Появляется большой соблазн самому классифицировать всех по своему пониманию, а собственную гиперактивность выдать за истинную духовную жизнь, оправдывая ею собственное превозношение над «недуховными» церквями.

Собственно, мы уже перешли к цветной части отрывка. Здесь меня тоже немало смущает витиеватость высказанной мысли автора. Как это понять:

- «Но есть другого вида Церковь в нынешнем мире. Это святой остаток Церкви – пребывающие в молитвах, богобоязненное, бескомпромиссное, праведное тело из верующих»?

У меня все смешалось: есть другая Церковь, а есть остаток Церкви. Это как? Если Церковь мертвая и формальная, то по большому счету ее и церковью называть нельзя. Зачем вообще к ней применять данный термин? Есть остаток Церкви, а где же сама Церковь? Неужели, есть еще и третий вид? Но о нем в цитате нет пояснения.

Вернемся к термину «гиперактивность». В нашем случае это повышенная активность, выдаваемая за истинную духовность. Много молитв, куча постов, уйма псалмопений и все под лозунгом: «Мы неформальная церковь!» Не спорю, сам Вилкерсон явно не такой вариант имел ввиду, но я о том, как могут его мысли легко лечь на ту почву.

Существует вполне научное определение термина «гиперактивность», как я вижу, вполне соответствующее реальному духовному состоянию:

- «Состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы» (Жмуров В. А. Гиперактивность // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.).

К чему это я? Да к тому, что в самой цитате Вилкерсона сокрыто очень много противоречий. Его приговор так называемым «мертвым» церквям довольно спорен, поскольку слишком обобщающий. С другой стороны, жизнь показывает часто, как «живые» церкви при ближайшем рассмотрении оказываются похожи на легковозбудимых детей, а «духовность» нуждается в лечении, поскольку продуктивность часто отсутствует, не смотря на бурную имитацию оной.

В общем, осторожней надо постить у себя на страницах всякие плакаты, чтобы лишний раз не помогать самоутвердиться тем, кому может надо еще расти.


Рецензии
Очень многие верующие над вопросом деления церкви на две не задумываются, потому что в церковь не ходят, будучи уверены, что Бог не в церкви, а в душе.
С уважением!

Игорь Рябоконь   15.06.2017 22:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.