Тотальный диктант - 2017

Почему диктант на русском языке назвали "Тотальным" ?

Предыдущий диктант составлял гражданин Израиля и автор очень  сомнительных произведений для детей - Андрей Усачёв. Есть какой-то особый менталитет в описании города относительно своих родственников, или через героев белого  движения. Этот менталитет проходит красной нитью во всех  последних, которые организовывает  департамент культуры. Сравнивая диктант 2016  (ссылка 2) и 2017 года, складывается ощущение, что Андрей Усачёв составлял и тексты диктанта 2017 года, авторство которых относится в 2017 году к Леониду Юзефовичу.

Например, в части 1 есть такое предложение, которое содержит типичные логические ошибки, которые свойственны Усачёву ( стиль Усачёва)  :

"Петербург – каменная громада, по своей слитности и мощине имеющая равных среди европейских столиц."

"Его красота позволяет нам забыть о перенесенных им немыслимых испытаниях."
(О Петербурге).

"Мой дед родился в Кронштадте, моя жена – ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим."

"В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба".
(так в сочинениях могут писать дети, мой комм.).

"Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать." 
(Так и хочется написать горним как - то так - "горнiм" - мои комм.).

"В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорит о могуществе империи, сумевшей заковать ее в гранит."

Что же касается мощи государства, которое заковало Неву в гранит, - то Пётр 1 стал строить город не в его не затопляемой части, и он вероятно, полагал, что без серьёзных укреплений этого было бы сделать нельзя.
 
Крепость на Неве существовала уже при Иване Грозном, а сторожили устье Невы и при Александре Невском. Крепость Ниеншанц (королевское укрепление)  была основана в 1632 году.  Город и крепость были отбиты у шведов в Северной войне Петром Великим (ссылка  1 - из истории Петербурга).

Если уже говорить об истории Ленинграда, то нужно было бы хотя бы вскользь упомянуть о величайших страданиях жителей этого города в период блокады. Фюрер представляется Юзефовичем неким игрушечным стратегом, никчемность действий которого опроверг писатель Даниил Гранин. На самом же деле, Ленинград мог бы взять Маннергейм, который участвовал в блокаде города-героя с севера, но он этого не делал, - видимо,  потому, что Маннергейм хорошо знал, что бы с ним сделал бы тогда Сталин после войны.

В части 3 - о происхождении "Селенга" - бурятский корень «сэл», - это разлив, озеро. Эвенкийское слово "сэленга" - означает железная, что менее достоверно. В части 2 мы тоже можем видеть стиль Усачёва -

"Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией."

(В душе патриотичный человек, скорее сказал бы что-то о связи с природой. И почему же цивилизация заведомо не должна сочетаться с природой ? (мои комм.).)

"Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой."
(неважно - пишется вместе, и слово "неважно" здесь не уместно, - лучше - так же важно, я согласен с тем и тем).

Политика, которой не должно быть в диктантах,  отдаёт и в сравнении головы Ленина в Улан Уде с пушкинским персонажем ( хоть лоб широк, но мозга мало - А.С. Пушкин, "Руслан и Людмила"). Ленин - создатель СССР и создатель национальных государств, включая Российскую Федерацию. По настоянию Ленина были созданы республики с правом выхода из СССР, со своими министерствами и ведомствами (1922, декабрь).

"Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно."
(а разве где-то православие подавляет буддизм ? - мой комм.)

Андрей Николаевич Пепеляев был связан и с Пермью, и с Якутском. 25.12.1918 он выбил красных из Перми,  и совершал походы на Якутск в 1922—23 годах.

27 мая 1918 года вместе с белочехами в Томске началось вооружённое восстание, которым командовал подполковник Пепеляев. 31 мая в Томске была установлена власть «Временного Сибирского правительства» Петра Вологодского.

Во главе корпуса, Пепеляев двинулся по Транссибу на восток, чтобы освобождать Сибирь от большевиков. 18 июня был взят Красноярск, 11 июля — Иркутск, 20 августа - Верхнеудинск. Западнее Читы войска Пепеляева соединились с забайкальскими казаками атамана Семёнова. В 1919 году участвовал в насаждении Колчака во власть в Омске, после лета 1919 года белые уже не одерживали побед над красными. Зимой 1920 года он переболел тифом, после выздоровления уничтожал  красных вместе с японскими войсками и войсками атамана Семёнова. В 1922 году Пепеляев возобновил борьбу с Советской властью. Летом 1923 он сдался красным, сидел в тюрьме, 4 июня 1936 года вышел на свободу. В августе 1937 года был арестован, обвинён в создании антисоветской организации и был расстрелян по приговору "тройки" в Новосибирске. При Горбачёве, в 1989 году - реабилитирован. Получается, что сейчас устроители диктанта чествуют белых и интервентов, а всего против России воевали во время Гражданской войны  14 стран.

Пепеляев был участником белого террора. Из учебника по истории - 

"Приказ № 564 генерала Марковского о расправе над восставшими против колчаковцев
крестьянами 30 сентября 1919 г.
I. В каждой деревне района восстания подробно обыскивать, захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
П. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов Совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
III. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский н Нерченский края, передавая их милиции.
IV. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших всех мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду,наказание увеличивать до смертной казни включительно.
Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни. "

Текст диктанта - 2017
https://totaldict.ru/dictants/gorod-na-reke



Часть 1. Санкт-Петербург. Нева

Мой дед родился в Кронштадте, моя жена – ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека,в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.

В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер – ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают.

В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли. «Фюрер не понимал, что распоряжение взорвать Ленинград равносильно приказу взорвать Альпы», – заметил писатель Даниил Гранин. Петербург – каменная громада, по своей слитности и мощине имеющая равных среди европейских столиц. В нем сохранилось свыше восемнадцати тысяч зданий, построенных до 1917 года. Это больше, чем в Лондоне и Париже, не говоря уж о Москве.

Через несокрушимый, высеченный из камня лабиринт течет Нева с ее притоками, протоками и каналами. В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорит о могуществе империи, сумевшей заковать ее в гранит. Летом у парапетов на набережных стоят рыбаки с удочками. Под ногами у них лежат полиэтиленовые кульки, в которых трепещут пойманные рыбешки. Такие же ловцы плотвы и корюшки стояли здесь и при Пушкине. Так же серели тогда бастионы Петропавловской крепости и дыбил коня Медный всадник. Разве что Зимний дворец был темно-красным, а не зеленым, как сейчас.

Кажется, ничто вокруг не напоминает о том, что в двадцатом столетии трещина русской истории прошла через Петербург. Его красота позволяет нам забыть о перенесенных им немыслимых испытаниях.


Часть 2. Пермь. Кама

Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией. Их разделяет только полоса воды, и она же их объединяет. Если ребенком вы жили в городе на большой реке, вам повезло: суть жизни вы понимаете лучше, чем те, кто был лишен этого счастья.

В моем детстве в Каме еще водилась стерлядь. В старину ее отправляли в Петербург к царскому столу, а чтобы не испортилась в пути, под жабры клали смоченную в коньяке вату. Мальчиком я видел на песке маленького осетра с испятнанной мазутом зубч;той спиной: вся Кама была тогда в мазуте от буксиров. Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи. На палубах бегали дети и сушилось на солнце белье. Нескончаемые вереницы сбитых скобами осклизлых бревен исчезли вместе с буксирами и баржами. Кама стала чище, но стерлядь в нее так и не вернулась.

Говорили, что Пермь, подобно Москве и Риму, лежит на семи холмах. Этого было достаточно, чтобы ощутить, как над моим деревянным, утыканным заводскими трубами городом веет дыхание истории. Его улицы идут или параллельно Каме, или перпендикулярно ей. Первые до революции назывались по стоявшим на них храмам, как, например, Вознесенская или Покровская. Вторые носили имена тех мест, куда вели вытекающие из них дороги: Сибирская, Соликамская, Верхотурская. Там, где они пересекались, небесное встречалось с земным. Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать.

Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а, наоборот, Волга в Каму. Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой. В любом случае Кама – та река, которая течет через мое сердце.

Часть 3. Улан-Удэ. Селенга

Названия рек древнее всех других имен, нанесенных на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме ее течения мне, юному лейтенанту, чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал.

Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска –так прежде назывался Улан-Удэ.

Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.

-----------
(1)

Из истории Петербурга - http://www.proza.ru/2017/03/21/106

(2) Диктант от Усачёва -
http://www.proza.ru/2016/04/18/2402


Рецензии