Какие поселения благи?
Прежде всего, город с плотной застройкой плох тем, что соседи оказываються разобщены, и вместо естественной общины они образуют скопление людей, которые скорее отравляют друг другу жизнь, нежели живут в рамках взаимопомощи. «Пусть здания достигают облаков, а улицы заполнены людьми, но люди разделены между собой более, нежели те, между которыми сотни километров. Брось зов в таком городе – и его никто не услышит. Где подлинное величие?» (св. Писаний, св. 4. ст. 1).
Во-вторых, крупный город в большей степени способствует процветанию пороков, укрывая в массе людей злонамеренных, сокрывая их грехи. «Преступникам легче укрыться среди множества людей, разобщенных городом, нежели в дремучих джунглях» (св. Писаний, св. 4. ст.2).
Ну и наконец, нет лучшего места для процветания человеческой гордыни и кичливости, нежели столица. «Многие жители больших городов кичливы и презрением смотрят на тех, чей дом далек от столиц; такие почитают ложные законы за истину, и мощь городов своих почитают за силу свою. Горе им, ибо поклоняющиеся идолищам, навлекают на место жизни своей бедствие». (св. Писаний, св. 4, ст. 3).
В историческом опыте человечества мы можем найти немало примеров того, как величие городов приходило в упадок, погребая под своими развалинами целые народы и цивилизации. При этом сценарий в большинстве случаев был практически идентичным: медленно, но верно города превращались в настоящие черные дыры, которые вытягивали ресурсы из окрестностей, формировали далекие торговые связи и, в конечном итоге, все это приводило к краху.
По-видимому, во времена до Гнева Господнего (т.е. допотопные) человечество жило в нескольких сверхкрупных урбанизированных поселениях, которые одним своим существованием вели к неблагоприятному течению истории.
Естественно, что пока святоверы имеют ограниченные возможности на то, чтобы повлиять на общую структуру расселения человечества, и, выбирая место собственного жительства, приходиться согласовываться с реалиями современной жизни. Однако, следует стремиться к тому, чтобы обитать в местах, соответствующих святоверческому канону.
Какими же должны быть поселения святоверов? Попробуем описать его, пусть даже мы и не избежим упреков в излишней фантазии….
Основным принципом благого поселения должно являться бережное и разумное отношение к Господним дарам: воде, земле, воздуху. Особенно же драгоценный дар – земля, её поверхность. В Святословии сказано, что те, кто губят землю ради наживы, прокляты, ибо они – словно предатели пред Лицом Господним: «Губящие землю во имя алчности своей во имя пресыщения своего исторгают из уст своих детей последний кусок. Не укрыться никому от расплаты, когда придет час её, обратитесь же от неверного пути, пока не погибли. Берегущий святыню от неё и возьмет более сил, нежели отдавший её на откуп разбойничий. Возымеет злато предавший, да расплавленное злато будет залито в глотку его, и так будет».(св. Писаний. св. 4. ст. 11). При этом нужно стараться получать максимум жизненных благ от места, где человек живет непосредственно, а не жить за счет дальней торговли. Именно такая жизнь соответствует канонам святоверия.
Многие думают, что святоверы будут призывать к жизни в классической, почти оторванной от цивилизации деревни, однако это нерационально, так как требует существенных затрат естественных и ограниченных ресурсов. Если аграрное население достигает определенного уровня (а современное население уже превысило данный уровень на порядок), то его негативное влияние на окружающую среду может даже превосходить последствия урбанистического заселения. Поэтому наиболее рациональной стоило бы считать застройку, при котором было бы использованы рассредоточенные на местности многоэтажные постройки, связанные между собой подземными коммуникациями, минимально отнимающие полезные площади на поверхности. Возможно, конечно, будут предложены иные решения, однако сами принципы должны быть сохранены.
Вокруг многоэтажной точечной застройки необходимо выделение для пользования жителей земель смирения. Современная практика, когда дачные участки находятся вдали от жилья и для того, чтобы добраться до них, требуется затратить много времени и топлива, не вполне рациональна.
Стоит, по-видимому, ограничивать гигантоманию, которая никогда еще не приводила к позитивным последствиям. И хотя с точки зрения чистой экономики продукция больших предприятий удельно выгоднее с точки зрения себестоимости, но минимизировать воздействие крупных промышленных объектов на окружающую среду гораздо сложнее; кроме того, времена меняются, и гигантские объекты куда сложнее приспосабливаются к новым условиям, нежели средние и малые.
Концепция благих поселений крайне важна для святоверия, ибо мы воздействуем на мир вокруг нас, он же в свою очередь воздействует на нас самих. Гармонизировать весь образ нашей жизни в соответствии с замыслами Творца, его Законами – это священный долг человека.
Свидетельство о публикации №217040901384