Статья о творчестве Эсхила

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников античной Греции. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов классического периода. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.
Эсхил (525 – 456гг. до н. э.)
Эсхил – отразил в своих пьесах общественный подъем, который был характерен  для Афин в результате их победы над врагами в греко-персидских воинах. Эсхил, которого древние называли  «отцом трагедии, был первым аттическим драматургом, произведения которого дошли до нас.
Эсхил родился в 525 году в Элевсине в аристократической  семье. В качестве воина он участвовал во всех главнейших боях греко-персидских войн. Он всегда ставил военно-патриотическую деятельность  выше своих заслуг драматурга и даже сочинил эпитафию, в которой отметил только свои воинские заслуги: «Эвфорионова сына Эсхила афинского кости кроет собою земля Гелы, богатой зерном;  Мужество ж помнят его марафонская роща и племя  длинноволосых мидян, в битве узнавших его».
Эсхил в основном писал пьесы на мифологические сюжеты, В трилогии «Орестея» утверждается победа патриархата над матриархатом; в трагедии «Просительницы» осуждаются пережитки древних родовых отношений; пафосом долга и ответственности перед государством  проникнуты «Семеро против Фив». Одной из лучших трагедий  Эсхила считается «Прикованный Прометей» - вторая часть трилогии о титане Прометее, в котором он воплотил творческие и свободолюбивые силы человечества.
По античным сведениям, Эсхил сочинил около 80 драм, постановки которых принесли ему 13 побед. Не считая многочисленных фрагментов, полностью сохранилось всего 7 трагедий Эсхила.
Самой прославленной всегда считалась трагедия «Прометей прикованный». Было еще продолжение «Прометей освобожденный», но от него сохранилось только несколько разрозненных фрагментов. В трагедии воспроизведен сюжет античной мифологии: жестокое отмщение Зевса своему двоюродному брату Прометею за похищение огня с Олимпа и передачу его людям. Похищение огня явилось лишь последней помощью Прометея – подлинного учителя и наставника человечества. Он научил людей всему: наукам, ремеслам, искусству, грамоте, мореплаванию, врачеванию, выплавке металлов, земледелию и т. д. Вот его собственный рассказ:
…А про страданья смертных расскажу:
Ведь я их сделал, глупых, словно дети,
Разумными и мыслить научил…
Прометей – прозвище, дословно означающее Провидец. Он мог предвидеть будущее. За это и пострадал; не сообщил Зевсу, что ждет впереди и людей, и его самого. Зевс распорядился не просто навечно приковать Прометея к скале, но еще сделать его муки нестерпимыми: к месту страданий прилетал орел и выклевывал у титана печень.
Прометей – один из великих героев-мучеников в мировой истории. Истинное величие трагедии Эсхила состоит в том, что здесь впервые показана тема самопожертвования во имя человека и человечества, тема сознательного принесения себя в жертву во имя других. Трагедия населена и другими символами: Власть и Сила – слепые исполнители воли Зевса, Ио – вопрошала о своей судьбе, титан Океан с дочерьми Океанидами, посланник Олимпийцев Гермес, который безуспешно пытается выведать, кого следует опасаться Зевсу. В последних строках трагедии автор показал понимание всего античного мировоззрения: Боги – не самая главная первосущность – есть сила и пострашнее – это неотвратимый Рок (Судьба), имеющий космическое происхождение. Прометей это знает. Во имя неминуемой свободы, которую он тоже предвидел, непокорный титан не страшится бросить вызов самим небесам. Весь апофеоз борьбы за свободу и прогресс человечества мыслится Эсхилом не в плане отвлеченного повествования, но именно как повесть о борьбе с верховным божеством Зевсом.
Трагедия «Умоляющие» - является ранним произведением Эсхила. Она входила в целую трилогию и заканчивалась сатировской драмой, которая до нас не дошла и о содержании которой можно только догадываться. Сюжетом этой трилогии явились аргосские сказания о местной нимфе Ио, дочери реки Инаха, которая некогда стала предметом любви Зевса и бежала от преследования ревнивой Геры в Египет, где она имела от Зевса сына Епафа, внука Бэла и двух правнуков, Египта и Даная. 50 сыновей Египта имеют намерение вступить в брак с 50 дочерьми Даная. Вместе со своим отцом Данаиды бегут в древнюю прародину, что бы спастись от преследования Египтиад. Основная идейная направленность Эсхила в трагедии «Умоляющие» заключается в пропаганде идеи брака на основе свободного выбора, картины показаны в старинных и суровых мифологических образах. Соединение монументальности и патетики является яркой стороной стиля Эсхила.
Трагедия «Персы» (472 г. до н. э.) тоже входила в тетралогию, которая до нас не дошла и о которой возможны только смутные догадки. Произведение изображает состояние Персии непосредственно после поражения Ксеркса у Саламина. Противопоставление Греции и Персии показано у Эсхила положением двух народов – в Греции народ свободно строит свою судьбу, в Персии – народ лежит ниц перед деспотом и раболепно выполняет его волю. Жанр «Персов» мало чем отличается от «Умоляющих»: трагедия ораторского типа, где даются не события, а мысли и переживания. Автор не стал показывать прямого описания греческой победы, а изобразил страдание и ужас персов по поводу их поражения.
В 467 г. была поставлена трагедия «Семеро против Фив»; она тоже входила в тетралогию, до нас не дошедшую. Сюжет этой трагедии сводится к изображению состояния города Фив в момент осады его семью вождями. Эта осада предпринята бежавшим из Фив сыном Эдипа, Полиником, Он борется со своим братом Этеоклом, оставшимся царствовать в Фивах. Заканчивается трагедия о взаимном убийстве Этеокла и Полиника и большим похоронным плачем. Эта трагедия написана под впечатлением греко-персидских войн. В осажденном городе легко угадываются Афины, несколько раз взятые и сожженные персами во время войны.
Эсхил рассматривает здесь мифологическую и историческую катастрофу: отец Эдипа, Лай, гибнет из-за проклятия его отцом за похищенного им ребенка, а Эдип и его сыновья тоже гибнут из-за этого родового проклятия. Идейный смысл трагедии показан в гибели родовой организации, и появлении полиса, государства-города; для защиты и процветания которого возможны любые жертвы. В данном случае – смерть Этеокла и Полиника. Новизна трагедии заключается в том, что здесь дается первый у Эсхила настоящий драматический характер – образ Этеокла.
Для всех произведений Эсхила характерен торжественно-приподнятый стиль, наличие больших хоровых партий, величественность образов, введение второго актера и появление диалога, который независим от хора. Эсхил в трагедиях последовательно развивает действие, придерживается одной сюжетной линии.


Рецензии