Расправа Елизаветы. ч. 229

 18 января   1742г. на Васильевском острове был воздвигнут эшафот. Вокруг стояли вооруженные солдаты, образовав каре, и с трудом сдерживая натиск собравшейся толпы.

        Осужденных привезли в 10 часов. На простых крестьянских санях везли Остермана, одетого в халат, в чем его арестовали. Остальные шли пешком. Все осужденные имели унылый   и неряшливый вид, обросли бородами. И только Миних был аккуратно одет и чисто выбрит. Он шел бодрым шагом и разговаривал с караулом о том, как не однажды смотрел смерти в глаза и теперь её не боится.

        Остермана первого посадили на носилки и подняли на эшафот. Там уже лежали все орудия мучительной казни. Его приговорили к колесованию, но государыня Елизавета из жалости заменила его казнью на плахе.

Остерману палач расстегнул ворот на рубахе и занёс над ним топор, но тут секретарь, читавший приговор, объявил, что всех государыня своею милостью оставляет в живых и ссылает в заточение.

        Следующим был Миних.  (Наблюдать и записывать эти события было поручено князю Шаховскому). Миних на эшафоте произвел на всех незабываемое впечатление. Его бодрый вид, сияющее старческое лицо и благородная осанка всем напомнили того национального героя, которого любили все солдаты и называли своим соколом.

Жены заключённых изъявили своё желание ехать в ссылку вместе с мужьями.

       Бывшему фельдмаршалу назначили место пребывание в ссылке – Пелым, где отбывал своё заключение Бирон, в тот самый дом, который начертил Миних своей рукой.
Когда везли Миниха, по указу императрицы, Бирон возвращался из Пелыма в Ярославль.

Два врага, царедворец и гениальный полководец, встретились на перемене почтовых лошадей.

         Для Миниха это оказалось не просто ссылка, а тяжелое тюремное заключение, в котором он   пребывал целых двадцать лет. На протяжении этих лет он посылал Елизавете проекты, в которых описывал решение тех задач, которые не успел закончить Петр 1. Они были доставлены в Сенат.

         Елизавета разрешила на протяжении многих лет посылать проекты фельдмаршалу. Затем узник стал писать письма Бестужеву, который являлся первым министром. Бестужев никогда бы не помог Миниху. Он вел борьбу с Лестоком, а потом Елизавета ненавидела и боялась Миниха, так как его любили солдаты, и он мог в любую минуту их поднять.

         Поэтому к обращениям Христофора все отделались молчанием. И он полностью безвинный отсидел свой срок.

                http://www.proza.ru/2017/04/10/1151

         


Рецензии
Как жаль, что царский гнев несправедлив.
С уважением и добрыми пожеланиями

Любовь Кондратьева -Доломанова   30.04.2023 14:42     Заявить о нарушении
Так в уши"надули". Она и поверила.
Спасибо.Удачи тебе,моя милая.
Иралео

Ирина Склярова   30.04.2023 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.