Северное Возрождение. Ян Ван Скорел
Ян ван Скорел(1495- 1562гг) нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения.
Родился в городке, называемом Схорл (Schoorl), откуда и прозвище. Сначала готовился к карьере священнослужителя, благодаря чему получил обширное гуманитарное образование.
Живописи Скорел учился в Утрехте у Яна Госсарта (с 1516). Перед этим, вероятно, обучался у Я.Корнелиса (Jacob Cornelisz) в Амстердаме.
В 1518–1520 посетил Германию, побывал в Нюрнберге у А.Дюрера, брал у него уроки. Затем – через Швейцарию и Венецию – совершил паломничество в Палестину. Вернувшись в 1521 г. в Рим, получил предложение от Адриана VI, также уроженца Утрехта, только что избранного папой римским, стать придворным художником Ватикана.
В Риме Скорел занимал должность хранителя памятников Бельведера (1522—1524) — античной коллекции папы. (На этом посту ему предшествовал Рафаэль). Писал портрет папы (сохранившееся изображение этого понтифика приписывается именно Скорелу, правда, качество вызывает сомнения). Адриан VI занимал эту должность недолго — всего спустя два года, в 1524 г. он скончался. Видимо, в связи с этим Скорел покинул Италию.
В 1524 г. он вернулся в Утрехт, где принял сан католического священника, что не мешало ему, однако, заниматься живописью и руководить мастерской. Уже в наиболее ранней из сохранившихся вещей Скорела (триптих со Святым семейством, 1520, церковь Санкт-Мартин, Обервеллах в южной Австрии) проявил себя как знаток старонидерландской традиции – с ярким житейским правдоподобием ее образов. В 1550 г. ему доверили реставрацию «Гентского алтаря» братьев Эйков.
Ян ван Скорел был успешным преподавателем. Предположительно, брал с собой в Италию ученика — Антониса Мора, которому будет суждено стать известным портретистом. Другой его ученик — Мартин ван Хеемскерк.
Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером — всесторонне одаренным «человеком Эпохи Возрождения».
Портретная живопись Скорела отличается качеством, строгостью и реалистичностью, присущим национальной нидерландской школе, и находится в русле его великих предшественников (ван Эйк, проч.). К числу новшеств после посещения Италии относят большую свободу пейзажных фонов, античные архитектурные детали, большую театрализованность позирования моделей.
Образцовым в этом отношении является его шедевр – с задумчивой святой на фоне пейзажа; в историю эта композиция вошла под именем «северной Моны Лизы»
Его творчество оказало большое влияние на нидерландских художников I половины XVI века (особенно на Лукаса ван Лейдена и Артгена ван Лейдена).
Свидетельство о публикации №217040902291