Надежда наша
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:12-13).
Вступление
Мы привыкли к тому, что Иисус говорит притчи, но Он не только говорил речи-притчи, но и совершал действия-притчи. Так нередко поступали раньше ветхозаветные пророки.
Например, Исайя, Иеремия и Иезекииль иногда совершали символические действие, связанные с Иерусалимом и храмом и предвещавшие разрушение города и храма. Это нагота Исайи, разбитый кувшин Иеремии, кирпич Иезекииля (Ис.20:1-6; Иер.19:1-15; Иез.4:1-17). Когда Иисус выгнал торговцев из храма, Он совершил нечто подобное. Кроме внешней формы и оболочки у этого действия был пророческий смысл, связанный с предыдущими ветхозаветными примерами такого поведения.
Изгнание из храма торгующих
Для чего Иисус это сделал? Без правильных денег евреи не могли купить жертвенных животных. Без жертвенных животных невозможно было принести жертву. А без жертв храм терял смысл своего существования. Прервав эту цепочку на очень короткое время, Иисус осудил всю систему. Фактически Иисус на время приостановил процесс жертвоприношений. Этим Он показал, что что-то с этой системой не в порядке.
Интересно заканчивается книга Захарии, прочитаю последний ее стих в современном переводе РБО: «Все котлы в Иерусалиме и в Иудее будут святыней Господа Воинств. Всякий жертвователь сможет сам прийти, взять любой из них и приготовить в них жертвенное мясо. И тогда не останется больше чужаков–торгашей в Храме Господа Воинств» (Зах.14:21). Т.е. в изгнании торгующих исполнилось это пророчество.
Иисус выгнал из храма торгующих. Об этом писал Захария: удалятся лишние звенья между человеком и Богом.
Ложная надежда на храм
Пророческий смысл в поступке Иисуса был такой: если Израиль не покается, язычники разрушат храм.
Иисус не зря упомянул о «вертепе разбойников». Греческое слово, употребленное здесь, обозначает не только бандитов или грабителей, но и революционеров. Этим словом названы Варавва и двое распятых вместе с Иисусом. Распинали не грабителей и мошенников, а революционеров.
Храм очень много значил в сопротивлении Риму. Как во времена Иеремии, так и во времена земной жизни Иисуса в центре надежд на национальное освобождение стоял именно храм, считавшийся гарантом безопасности. Когда римляне окружали Иерусалим, евреи убеждали друг друга: у нас есть храм и нам ничего не грозит. Иеремия в ответ на такие надежды говорит:
«Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" … приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое?» Иер.7:4,10-11
Евреи не тем занимались и не на то надеялись. Дальше у Иеремии предупреждение о разрушении храма (буквально следующие стихи в 7-й главе). И Иисус об этом говорит в Мф.24. А еще дальше у Иеремии упоминание о смоковнице:
«До конца оберу их, говорит Господь, не останется ни одной виноградины на лозе, ни смоквы на смоковнице, и лист опадет, и что Я дал им, отойдет от них» Иер.8:13
После изгнания торговцев Иисус осуждает и иссушает смоковницу. Т.е. продолжает символические действия, напоминающие о ветхозаветных пророчествах.
Гора, брошенная в море
После эпизода со смоковницей Иисус сразу упоминает про гору, брошенную в море. Эти слова Он произнес в Иерусалиме рядом с храмом. Какая была ближайшая гора? Наверняка многие подумали о храмовой горе.
Главы 1-8 книги Захарии рассказывают о возвращении из плена, восстановлении Иерусалима, возвращении Господа на Сион и строительстве храма, а также о приходе помазанников, священника и царя. Пророк Захария говорит о Зоровавеле, который был потомком Давида (1Пар.3:19; Мф.1:3) и возглавлял евреев в период возвращения из плена (Ездр.2:2; Неем.7:7), а также возобновил богослужения в Иудее (Ездр.3:1-8), помогал строить храм (Ездр.3:8-13; Агг.1:1-12; Зах.4:1-9) и преодолел сопротивление постройке храма (Ездр.4:1-5). Соперников Зоровавеля Захария образно называет горой (с аллюзией на Ис.40, где говорится о том, как горы и холмы станут плоскими при явлении Господа):
«Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты - равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: "благодать, благодать на нем!"» (Зах.4:6-7). Т.е. несмотря на сопротивление «великой горы», Зоровавель вынесет краеугольный камень, т.е. построит новый храм.
Захария ободряет Зоровавеля: твои соперники, даже если они похожи на великую гору, станут равниной.
Когда Иисус на короткое время прервал обычный ход жизни в храме, а потом прямо сказал о будущем разрушении храма, Он напомнил евреям пророчества Иеремии и Захарии.
Зоровавель был прообразом Иисуса. Иисус стал краеугольным камнем, о котором сказано в Зах.4. Но чтобы этот краеугольный камень был положен, прежде должны исполниться слова «Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина» (Зах.4:7). Храмовая гора (а с ней и вся современная Иисусу еврейская система богопочитания) стала пустынной равниной. Гора была брошена в море (надо ли напоминать, что море в Библии иногда подразумевает народы, а храм разрушили римляне).
Заключение
Иисус дает понять: существующий храм будет разрушен и заменен храмом истинным. Истинный храм – это Иисус. Об этом в Откровении 21:22: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец».
Евреи полагались на то, что раз у них есть храм, то никакие враги им не страшны, они будут победителями, Бог с ними, Он поможет им. Иисус показывает, что надежда эта была ложной, неправильной, при том, что внешне она выглядела очень благочестиво. Тот же Иеремия сказал об этом так:
«Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа… Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь» (Иер.17:5,7).
Полагаться надо не на земные знаки, которые дал нам Бог, а на Самого Бога. Одно из имен Иисуса Христа – надежда наша: «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей» (1Тим.1:1).
Мы с вами живем в материальном мире, и нас окружает множество материальных знаков и реалий. Многие из этих знаков и реалий нам очень дороги: братство, Дом молитвы, кафедра, чаши (как были евреям дороги принадлежность к избранному Божьему народу, храм, жертвенник, святое святых). Но ни на что из этого не надо полагаться. Творение не должно заслонять Творца. Все «великие горы», заслоняющие Иисуса, надо верой «бросить в море». Это не значит, что не надо ценить церковью, Домом молитвы, порядком богослужения, традициями и т.п., вовсе нет. Но это значит, что средство не должно заменять цель. Чтобы дом наш не был оставлен пуст.
09.04.2017
Свидетельство о публикации №217040902314