Коломенские святки

Как в старину встречали у нас чудесные морозные Святки, и как сегодня мы празднуем эти драгоценные дни – с 7 по 18 января? Давайте сегодня поговорим об этом.

СВЕТОНОСНАЯ НОЧЬ
Конечно же, главным событием была ночная служба. Рождествен-ский сочельник проходил в радостных хлопотах, люди убирали и украшали хвоей дома, ждали первой звезды. Но вот раздаются при-зывные звоны колоколен, и прихожане наполняют храмы, где в сиянии тысяч огней хоры громогласно ликуют о Богомладенце и свершается таинственная Божественная Литургия...
И не только церкви озарялись иллюминацией; дома горожан тоже светились разноцветными фонариками.
Характерной коломенской особенностью были рождественские крестные ходы. Они совершались не только в посадском храме Ро-ждества Христова, но и по всей Коломне, так же, как и на Пасху. Церковноначалие с осторожностью относилось к такой традиции, и всё же эта коломенская особенность сохранялась многие годы. Ещё одним сходством со Светлой седмицей было хождение священников по домам прихожан. Совершалось оно в первые три дня после праздника. Было не принято в это время посещать родных и друзей – ждали батюшку, а уж после молитвы собственно и начинались гуляния.
В этом видится что-то удивительно трогательное. Считалось, что на Пасху мы приходим ко Господу, а на Рождество Он Сам является в наши дома. И присутствие священника символически подтверждало эту веру. Современные «Деды Морозы» – всего лишь слабое за-мещение старинной церковной традиции, запрещённой в советское время. Люди ждут чуда – и его приносят с собой актёры-любители. А правильнее было бы не наряженного актёра приглашать, а встре-чать настоящего батюшку.

ЁЛКА
В зажиточных домах Коломны непременно ставили рождественскую ель. Традиция, привезённая из Германии Петром I, удивительно органично прижилась на Руси. Тогда не было такого изобилия стеклянных игрушек, как сейчас. Зато во множестве имелись многоцветные, сверкающие блёстками, фигурки из бумаги и папье-маше, флажки и гирлянды. На радость детворе по ветвям развеши-вали съедобные украшения: конфеты, пряники, орехи, обёрнутые блестящей фольгой, фруктовые пастилки, яблоки.
На хвойные лапы осторожно, чтобы не устроить пожара, прикреп-ляли горящие свечи.
А наверху сияла восьмилучевая звезда – символ вести о рождении Спасителя.
У этой ёлки устраивали детские праздники: музицировали, читали стихи, разыгрывали сценки со сказочными персонажами...

ХРИСТОСЛАВЫ
Колядование в ночь перед Рождеством у нас не было распростра-нено, разве что в нескольких деревнях на границе с Рязанской гу-бернией. Зато сразу после праздничной Литургии по улицам от-правлялись ватаги христославов – преимущественно дети и нищие. Солидные люди находились дома, ожидая гостей.
Войдя на двор или в дом, славильщики пели рождественские тро-пари или песенки, повествующие о событиях святой ночи. Певческие таланты щедро вознаграждались пирогами, сладостями и монетками. Исполнив благодарственную песню с пожеланием здоровья хозяину и хозяйке, процессия отправлялась к следующему дому, а во главе её плыла укреплённая на древке вифлеемская звезда...

СВЯТОЧНЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
Народ веселился: катились со снежных гор, пели, водили хороводы в домах и на улице. Вокруг кремля катили одна за другой нарядные повозки и пролётки; расписные дуги лошадей были украшены лен-тами и колокольцами.
Кипела народом Житная площадь, бойко шла торговля в мясных лавках. Особенно славилась «Колбасная торговля Равинского».
Не обходилось и без своеобразных «карнавалов». Рядились парни девушками, девушки – парнями, цыганками, солдатами. По деревням ходили «медведи», «коза-дереза», «лошади» и «журавли». Фабричная молодёжь сбивалась в артели и на санях разъезжала по сёлам, устраивая «фарсы» – смешные сценки и сатиры.
Впрочем, сами участники подобных маскарадов понимали, что это дело не слишком полезное. Те, кто на Святки надевал маску, на Крещение умывался святой водой, возвращая себе духовную чис-тоту.
С развитием техники и цивилизации совершенствовались и развле-чения. Горожане посещали синематографы; в Коломне их было не-сколько.
На рубеже веков при Коломзаводе построили прекрасный, в стиле деревянного модерна, театр Струве. Туда приезжали со своими спектаклями гастролирующие труппы или профессиональные певцы. Такие представления посещали не только жители заводского посёлка Боброво, но и образованные коломенцы.
Весёлая толкотня с качелями и катальными горками, кукольники, торговцы сбитнем и лоточники, нарядная публика... Всё это народ-ное столпотворение, осеняемое свежестью снега и перезвоном ку-рантов с колокольни Иоанна Богослова, сплачивало людей. В эти моменты мы и становились, несмотря на все различия, цельной общностью – коломенцами.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Сегодня выходные падают лишь на часть Святок, но и это уже хо-рошо. Особенно радовалась январю ребятня, потому что в гимнази-ях и школах наступали долгожданные каникулы. Характерно, что они отчасти сохранялись даже в советское время.
Мальчишки строили снежные крепости и дома, иногда в таком доме были даже "окна" со "стёклами" из тонкого льда, который намерзал в заполненных водой вёдрах, что стояли сенях. Так что нынешние ледяные скульптуры, дома и горки имеют свою долгую предысторию.
Особой радостью было, если в город прибывал цирк, или зверинец, или какая-нибудь "всемирная панорама" с восковыми фигурами и разными диковинами. Этого нынче не хватает на коломенских праздниках.
Хотелось бы надеяться, что обычаи старины возродятся в ещё большем блеске, чем раньше. Ведь нынешние технические средства дают гораздо больше возможностей. И прежние рождественские огоньки в наши дни могут стать настоящим праздником света.
Пусть не только на улицах, но и в окнах жителей горят радостные гирлянды! А в Старом городе не грех и двери, и ворота украсить. И не стоит разбирать ёлки сразу после Нового года. Пусть они тешат глаз хотя бы "с первого по тринадцатое нашего января", как пел ко-гда-то красавец Абдулов. А ещё лучше – до восемнадцатого числа, до крещенского сочельника. Ну а Город в это время может поиграть с чудесами подсветки. Глядишь, мы через несколько лет и Лионский фестиваль света за пояс заткнём. Не сразу конечно же, не сразу... Но ведь надо же когда-то начинать?

Роман СЛАВАЦКИЙ


Рецензии