Проблемы человечества. Том 9

               
           ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Экспресс-информация. Отрывок.)

   Проблема в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения; в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.
   Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.
Неверно поставленная проблема, или псевдопроблема, уводят в сторону от разрешения подлинных проблем. В системологии алгоритм системно-организационной деятельности начинается с этапа «Проблема», который характеризуется как побуждающий фактор действия (недостаток или проявление чего-либо).
   Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решение проблемы) с проверкой и подтверждением в опыте.
  Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (со степенью неопределённости). Наличием неопределённости проблема отличается от задачи.

–––––––– *** ––––––––––

   Ок. (500… 428) г.г. до н.э. жил Анаксагор – древнегреческий философ, математик (занимался проблемой перспективы, квадратуры круга) /БЭСМ/
   1 раз в год открывали храм бога в Элладе, где почитали Аида (Гадеса, «безвидного», «невидного», «ужасного»), в храм разрешалось входить только священнослужителям; Аид – пространство в недрах земли; мрачные глубины Аида – Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, а также тартар (пространство ниже аида, в глубине космоса), реку забвения Лета (откуда выражение – «канул в Лету»); с проблемой Аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, действии закона неотвратимости  /Ми25/
   1 из основных проблем развития человечества – создание всеобщей непрерывной во времени (вне зависимости от негативных воздействий) системы формирования и удовлетворения потребностей и реальных запросов в зависимости от возраста (у детей – создание особой системы создания, воспитания здорового образа жизни, способностей и качеств для достижения целей человечества и приобретения ценностей человека), существующего и последующего вклада их в развитие /Е/
  1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. – последовательность Фибоначчи, которой подчиняются расположение семечек в цветке подсолнуха, расстановка листьев на ветвях деревьев; последовательность оказывается эффективной при решении проблемы размещения максимального количества элементов живого организма на минимальной площади или в минимальном объёме /И2005/
  8…16 (8…13) альфа-волн в секунду - альфа-ритм мозга с амплитудой до 100 микровольт или до 70 мВ (обычно ок. 30 микровольт, до 70 мкВ); длина волн оказывается близкой к длине окружности земного шара и естественным резонансам системы Земля-ионосфера, является, вероятно, врождённым и наследуемым ритмом мозга, свойственен только человеку, характеризует процесс внутреннего «сканирования» мысленных образов при сосредоточении внимания на какой-либо осмысливаемой проблеме или картине; альфа-ритм отражает сложные психо-физиологические процессы в мозге человека и связан с формами мышления, при засыпании интенсивность альфа-волн усиливается, при открывании глаз и наблюдении той или иной картины альфа-волны исчезают, т.е. волны сканируют пространство мозга до состояния распознавания, при наступлении состояния сонливости замещаются тэта-ритмами; основная резонансная частота Земного шара и альфа-ритм мозга человека почти совпадают; анализ альфа-волн важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных особенностей /Е, И270404/
   Через 8…10 лет после рождения ребёнка коэффициент интеллектуальности его, как правило, существенно не изменяется, однако вклад отдельного  человека в интеллект человечества (в совокупность правильных знаний и умений правильно мыслить) и коэффициент интеллектуальности отдельного человека зачастую не совпадает, в генах вундеркиндов обнаружено в их 6-ой хромосоме повторение 1 и того же фрагмента, не наблюдающееся у обычных детей (доказательства влияния её на гениальность пока не приведены); гениальность как умение правильно и нестандартно быстро мыслить и находить решение сложнейших проблем – способность человека или машины обрабатывать информацию на уровне гениальности, т.е на уровне многомерных динамических преобразований и построений представляемых объектов заранее прогнозирумым, достоверным путём, состоящим из ряда логических, эвристических и иных неисследованных алгоритмов мозга и построений в нём /Е, РГ150103/
   Несколько геометрий существует в мире математики: евклидова, проективная, афинная, геометрии Минковского, Лобачевского (гиперболическая), Римана (эллиптическая), торическая (применяется в решении проблемы соединения теории гравитации и квантовой теории поля) и порождаемые ими геометрии (алгебраическая, линейчатая, сферическая) /СОЖ127/
  Несколько проблем сформулировано в аддитивной теории чисел, охватывающей комплекс вопросов, связанных с задачами разложения натуральных чисел (т.е. чисел бесконечного ряда: 1, 2, 3, 4, 5, …) на слагаемые определённого вида. В частности, проблема Варинга (задача о представлении чисел в виде суммы n-ых степеней целых положительных чисел – сумма четырёх квадратов, девяти кубов и т.д., сформулирована без доказательства в 1770 г., решение найдено в 1942 г. Ю.В. Линником), проблема Гольдбаха – о представлении всякого чётного числа больше 2 в виде суммы двух простых чисел, а всякого нечётного числа более 5 – в виде суммы 3 простых чисел (сформулирована в 1742 г., проблема решена для нечётных чисел) /БЭСМ43/
   10 основных проблем исследуется в небесной механике (по данным словаря 1998 г.) – теория движения больших планет Солнечной системы, – теория движения больших планет Солнечной системы, теория движения малых планет (астероидов), создание теории движения комет, задача о движении естественных спутников Земли, проблема трёх тел – модельная задача о движении трёх взаимно тяготеющих материальных точек, теория движения Луны, проблема устойчивости Солнечной системы, резонансные проблемы небесной механики, теория вращательных движения естественных небесных тел, теория движения (поступательного и вращательного) искусственных небесных тел /ЭФи/
   Десятая проблема Гильберта имеет отрицательное решение, что  влечёт за собой несуществование общего универсального алгоритма, позволяющего решать, имеет ли данное алгебраическое уравнение (или система) целочисленное решение. Открыт вопрос и о рациональных решениях (до 1987 г.) /БЭСМ/
   23 проблемы математики сформулированы Д. Гильбертом в 1900 году, которые сохраняют своё значение и в настоящее время: проблема теории множеств – (1) проблема Кантора о мощности континиуума; проблема обоснования математики – (2) непротиворечивость арифметических аксиом; проблемы оснований геометрии – (3) равенство объёмов двух тетраэдров с равновеликими основаниями и равными основаниями и (4) проблема о прямой как о кратчайшем соединении двух точек; проблема теории непрерывных групп – (5) проблема освобождения понятия непрерывной группы от требования дифференцируемости; особое место занимает проблема об аксиоматике вероятностей и механики – (6) математическое изложение аксиом физики; проблемы теории чисел – (7) иррациональность и трансцендентность некоторых чисел; (8) доказательство наиболее общего закона взаимности в любом числовом поле; (10) задача о разрешимости диафантова уравнения; проблемы из алгебры – (11) квадратичные формы с произвольными алгебраическими числовыми коэффициентами, (12) распространения теоремы Кронекера об абелевых полях на произвольную алгебраическую область рациональности, (13) невозможность решения общего уравнения 7-ой степени с помощью функций, зависящих только от двух аргументов, (14) доказательство конечности некоторой полной системы функций; проблемы алгебраической геометрии – (15) строгое обоснование исчислительной геометрии Шуберта (проблема обоснования всей теории алгебраических многообразий), (16) проблема топологии алгебраических кривых и поверхностей, (17) представление определённых форм в виде суммы квадратов; проблемы геометрии – (18) построение пространства из конгруэнтных многогранников; проблемы из анализа – (19) являются ли решения регулярной вариационной задачи необходимо аналитическими, (20) общая задача о граничных условиях, (21) доказательство существования линейных дифференциальных уравнений с заданной группой монодромии; (22) униформизация аналитических зависимостей с помощью автоморфных функций, (23) развитие методов вариационного исчисления (проблема дальнейшего развития вариационного исчисления).
23-ья буква русского алфавита Х, восходит к кириллической букве "хер", имеет цифровое значение 600 /С/
   С 11…12 веков схоластика (ранняя схоластика)- тип религиозной философии, характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам /С/
    В 1742 г. Х. Гольдбах выдвинул проблему: «Всякое ли целое число , большее или равное шести, можно представить в виде суммы трёх простых чисел?». В 1937 г. И.М. Виноградов по существу решил проблему Гольдбаха для нечётных чисел, проблема разбиения чётного числа на сумму двух простых чисел не была решена к 1987 г. /БЭСМ/
В 1770 г. Э Варинг сформулировал (без доказательства) проблему теории чисел (проблема Варинга): любое целое число N, большее или равное 1, может быть представлено в виде N=(а1)n +…+ (аk)n. Решение проблемы Варинга элементарными методами найдено в 1942 г. Ю.В. Линником /БЭСМ/
С 1771 г. Ж. Лагранж начал развитие теории групп с рассмотрения групп подстановок в связи с проблемой разрешимости в радикалах алгебраических уравнений высших степеней, теория групп стала мощным инструментом исследования в квантовой физике /БЭСМ/
В 1827 г. Н. Абель совместно с К. Якоби поставил и решил проблему обращения эллиптических интегралов /БЭСМ/
В 1859 г. Ч. Дарвин решил проблему видообразования – процесс возникновения новых видов посредством разветвления предковой филетической линии  на несколько новых – в его концепции дивергенции, происходящей под влиянием естественного отбора в условиях острой внутривидовой конкуренции в пользу вариаций, наиболее уклоняющихся от исходной формы /Би95/
В 1859 г. Ч. Дарвин дал материалистическое решение проблемы целесообразности в природе, как результат действия естественного отбора, целесообразность в живой природе – приспособленность организмов к условиям существования и согласованность работы строения и функций организмов в целостном организме; целесообразность может нарушаться под воздействием на элементы живой природы микро-, макро- и мега – воздействий, влияющих на их целесообразное полеволновое, функциональное и иные состояния /Би699, Е/
В 1880-ых годах Г. Кантор поставил проблему континиума (континиум-гипотезу): мощность континиума (образования, обладающее известными свойствами непрерывности) есть первая мощность, превосходящая мощность всех натуральных чисел. В 1963 г. П. Коэн показал, что доказать гипотезу с помощью обычных методов теории множеств невозможно  /БЭСМ/
До начала 20 века естествознание рассматривало проблему происхождения жизни как неразрешимую, существовали теории самозарождения жизни, теория занесения жизни на Землю извне (панспермии), теория случайного образования «живой молекулы», в строении которой был заложен весь план дальнейшего развития жизни, все они не подтвердились, но имеют хождение до сих пор /Би509/
В 1900 году Д. Гильбертом сформулированы 23 проблемы математики, которые сохраняют своё значение и в настоящее время /БЭСМ/
В 1901 г. М. Дэн решил 1 из 23 проблем Гильберта о конгруэнтных тетраэдрах (теорема Дэна) /БЭСМ/
В середине 1921 года Неевклид (1874-1951), разрешивший проблему диссонанса, сказал одному из учеников: «До декабря ещё долго, и я успею совершить открытие, которое обеспечит превосходство немецкой геометрии на ближайшие 100 лет»,открытая им геометрия стала называться по первым 6 буквам произнесённой им фразы – додекафонической, построена она была на 12 соотнесённых между собой интервалах (двенадцатитоновая система); в Неевклидовой гармонии каждый тон (атон) получает номер от 1 до 12, как на циферблате часов, при этом мелодические линии отождествлены со стрелками часов; в додекафонии нет параллельных интервалов, так как стрелки часов пересекаются, но только в центре, как и на циферблате; из них можно стрроить  атональные ряды, которые можно суммировать, дифференцировать. Атональное дифференцирование представляет интерес для психоакустика /МЦ333/
В 1923 г. физик Н. Бор выдвинул принцип соответствия – постулат квантовой механики, требующий соответствия её физических следствий в предельном случае больших квантовых чисел с результатами классической теории. Широко используется в квантовой электродинамике, теории элементарных частиц, принип был выдвинут в связи с проблемой испускания и поглощения атомов /ЭФи/
В 1934 г. была решена 7 проблема Гильберта  А.О. Гельфондом и Т. Шнайдером одновременно /БЭСМ587/
В 1937 г. И.М. Виноградов доказал, что всякое достаточно большое нечётное число представляется суммой трёх простых чисел, т.е. по существу решил проблему Гёделя для нечётных чисел /БЭСМ/
В 1942 г. Ю.В. Линник нашёл решение проблемы Варинга (проблему теории чисел) элементарными методами. Проблема была сформулирована (без доказательства) в 1770 г. Э Варингом (проблема Варинга): любое целое число N, большее или равное 1, может быть представлено в виде N=(а1)n +…+ (аk)n  /БЭСМ/
   В середине 20 века А.В. Погорелов полностью решил 4-ую проблему Гильберта, разработал нелинейную теорию упругих оболочек, решил проблему погружения двумерного риманова многообразия в трёхмерное риманово пространство /БЭСМ/
   В середине 20 века Ю.В. Линник дал элементарное решение проблемы Варинга, доказал, что каждое большое натуральное число есть сумма семи кубов натуральных чисел, создал при этом метод большого решета, занимался исследованиями теории проверки сложных гипотез и теории оценивания  /БЭСМ/
  В середине 20 века стала актуальной проблема газоустойчивости растений – проблема  повышению концентрации в воздухе вредных для растений газов – сероводород, окислы углерода, серы, азота, выхлопных газов автомобилей  /Би113/
  В середине 20 века Н. Винер высказал идеи о новой науке – кибернетике, изучающей вопросы хранения и переработки информации. Он создал один из самых сильных и общих методов аналитической теории чисел – метод тригонометрических сумм, что упростило формулирование проблем аналитической теории чисел на языке конечных сумм слагаемых вида cos F (x1, x2,…, xn) + sin F (x1, x2,…, xn) /БЭСМ/
   Во 2 половине 20 века В.М. Глушков опубликовал труды по теории автоматов и ЭВМ, экономической кибернетике, теории автоматизированных систем управления и систем искусственного интеллекта. Он автор теории автоматов. На основе разработанной им теории бикомпактных групп решил обощённую 5-ую проблему Гильберта, под его руководством создана первая в стране универсальная ЭВМ «Днепр», серия ЭВМ «МИР» и др. /БЭСМ/
   В 1951 г. Л. Спитцер предложил в связи с проблемой управляемого термоядерного синтеза замкнутую магнитную ловушку для удержания высокотемпературной плазмы – стелларатор /ЭФи/
   В 1970 г. Ю.В. Матиясевич установил алгоритмическую неразрешимость 10-ой проблемы Гильберта, основные труды – по математической логике/БЭСМ/
   В 1977 г. П.С. Новиков издал труд «Конструктивная математическая логика с точки зрения классической», им создан сильный метод исследования проблем дискриптивной теории множеств – принцип сравнения индексов, получил совместно с С.И. Адяном решение известной проблемы Бёрнсайда о периодических группах  /БЭСМ730/
   В конце XX века была решена проблема доказательства  о неразрешимости в целых числах Великой теоремы Ферма. Сама теорема была доказана, как и у великого математика Ферма - на одной странице (стандартного формата А4) инженером, академиком Емельченковым С.П. /СМЖ/
   С начала XXI века   странам и народам необходимо решить проблему мирного существования без войн /ИИ/
   Более 108 К - температура, при которой в плазме  может быть достигнут управляемый термоядерный синтез, научная проблема осуществления синтеза легких ядер с целью производства энергии /С/
   До 200 МэВ – энергии, относимые в ядерной физике к низким энергиям. К ядерной физике низких энергий относят проблемы строения ядра, изучение радиоактивного распада ядер, а также исследование ядерных реакций, вызываемых частицами с энергией до 200 МэВ /ЭФи910/
  8,9 млрд. человек прогнозируется ООН к 2050 году на Земле, что резко увеличивает рост проблем неприродного характера. /РГ210901/

–––––––– *** ––––––––––

Условные обозначения:
БЭСМ – Большой энциклопедический словарь. Матесатика.
БЭСФизика – Большой энциклопедический словарь. Физика.
Е – статьи издательства Электронпресс, Элпресс.
ИИ – Информация из интернета.
C – Советский энциклопедический словарь.
СМЖ - С.М. Журавская. История Духовщинской средней школы им. П.К. Козлова. 2008.
ЭФИ – Энциклопедический словарь. Физика.
Би – Энциклопедический словарь. Биология.
И др.


Рецензии