2. События, о которых будет рассказано

События в Чехословакии сказались и на нашей жизни в Академгородке. Мы были на стороне перемен в Чехословакии, за социализм с человеческим лицом. Наверное, без событий в Чехословакии не было бы и событий 1968 года в Академгородке. Или они бы не приобрели такого звучания.

Я расскажу о событиях в Академгородке, свидетелем которых был. Сначала просто назову их:

– Брожение умов студентов в НГУ. Надписи на стенах.

– Разгром картинной галереи.

– Фестиваль бардов и выступление Галича.

– «Письмо 46». и организация осуждения подписантов.

– Запрет театральных постановок в ДК «Академия» и НГУ.

–Проявления гипертрофически усилившейся самоцензуры руководителей институтов СО АН и ректората НГУ, а также и многих научных сотрудников СО АН и преподавателей НГУ

а. Поэтому возникли проблемы на защитах дипломных проектов студентов

б. были исключены из КПСС трое подписантов и один подписант из комсомола.

в. некоторые подписанты были уволены, а студенты-надписанты были  отчислены из НГУ. многие подписанты были лишены права совместительства в НГУ. Некоторых выдавили из Академгородка.

Мой читатель, конечно, заметил, что в приведённом мною события и связанные с ними последствия относятся к разным группам людей в Академгородке.

Картинная галерея, театр-студия и клуб «Под интегралом», организовавший фестиваль, были в структуре Объединённого комитета профсоюза, создавались и поддерживались им. Здесь не шли на протестные акции, предпочитая компромисс, хотя некоторые действия и вызывали критику идеологических работников. Открытым протестом здесь стал не Фестиваль бардов, который проводить разрешили, а выступление Галича, которое пытались не допустить.

К этой группе можно отнести и театр НГУ, режиссёр которого – Воложанин – был в это время одновременно художественным руководителем ДК «Академия» и режиссёром Театра-студии Академгородка.

Эта группа событий связана с культурной жизнью Академгородка, отличавшейся свободомыслием и относительной свободой действий.

Другая группа событий – протестные акции надписантов и подписантов, Это были протесты против судебного произвола, за соблюдение законов, против цензурных запретов Эти люди требовали большей информации.

Протесты были результатом деятельности (в большей или меньшей степени) нескольких человек, волею случая оказавшихся в Академгородке – Ларисы Богораз (НГУ), её сына школьника ФМШ Саши Даниэля, бывшего политзэка, поступившего в ИЭиОПП) Игоря Хохлушкина, осужд1нного условно за участие в демонстрации на Пушкинской площади в Москве поэта Вадима Делоне, и, возможно, приезжавшей в Академгородок жены Добровольского, – людей гораздо более радикальных, никак не связанных с культурно-просветительской деятельностью ОКП.

С этиит людьми в Академгородке в той или иной степени оказались связаны и  способствовали им академик А.Д. Александров, д.б.н. Р.Л. Берг (ИЦиГ), преподаватель литературы в ФМШ и НГУ И.З. Гольденберг, Сергей Андреев (ИЯФ), Владимир Захаров (ИЯФ), Л.А. Лозовский (ИГиГ) и др.).

Попали под их влияние также несколько студентов НГУ – Горбань, Петрик, Попов, Мешанин , Пачиков, Шмерлер . Протестные акции были инициированы извне, они возникли во многом под влиянием протестных акций в Москве и Ленинграде и преследовали другие цели.

Одна группа людей начала проявлять активность в связи с судебным процессом над Гинзбургом, Галансковым и др., при этом начавшаяся Пражская весна, вселила некоторые надежды и безусловно способствовала радикализации их требований.

Они не собирались совершать акции террора, они не собирались совершать насильственных действий, и пределом мечтаний многих из них тогда был «коммунизм с человеческим лицом».

Они потребовали от властей большей информации и гласности, независимости судебных органов, изменения политики государства в отношении Чехословакии.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/08/25/148   


Рецензии