В защиту памяти Евгения Евтушенко

Не стало поэта — и в хор голосов, отдающих должное его поэтическому мастерству, неравнодушному  отклику на на многие современные ему события — раздаются, как и следовало ожидать, голоса, осуждающие его поступки и некоторые выступления. Слишком он был уязвим, заметен, неординарен. Но долг его современников и сподвижников — защитить память о нем, чтобы не исчезло из нашей общественной жизни то, что он энергично отстаивал и что было созвучно позиции людей, неравнодушных к судьбам Отчизны и человечества.
Поэзия и язык — связанные формы общественного сознания. Поэзия строит свои изобразительные средства, опираясь на язык и максимально используя его возможности. Привлекая как хорошо известную часть языка, так и фольклорные, разговорные формы и неологизмы. Евгений Евтушенко как поэт действовал точно в духе этих задач, тем самым «озвучивая» устами современников реалии их жизни. И сделал он немало: в книге В.В. Комина и В.П.Прищепы «Он пришел в XXI век» это замечательно изложено. Тем самым как литератор он встал в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Толстым, Достоевским, Есениным, Маяковским, Блоком и Пастернаком. Об этом считаю нужным твердо и однозначно заявить.
Концерты с выступлением Евтушенко иногда начинались со звуков известной песни, скажем, «А кавалеров мне вполне хватает, но нет любви хорошей у меня...» Открывалась простая истина: многие песни, ставшие народными, были написаны на его слова. Он совершал много поездок по стране, доходя и до простых строителей наподобие бетонщицы Нюшки, и до охотников тундры, и до промысловиков Тихого Океана... всего не перечислишь. В том числе, и до жителей зарубежных стран с их историями жизни. Народность русской литературы была воплощена поэтом в полной мере. И он реально помог, к примеру, некоторым молодым людям, помышлявшим о самоубийстве, отказаться от этого, прочитав его поэму «Голубь в Сантьяго». Он помог антивоенному движению своей поэмой «Мама, я и нейтронная бомба», песней «Хотят ли русские войны». И еще поможет не забывающим его творческое наследие, где бы они ни жили.
Я не напишу «так будем же...», ибо честно не знаю, как повернется общественное развитие. Мы живем в огромной холодной, богатой сырьем стране, с длиннейшей изрезанной границей, с небольшим по численности, но крепким населением, в котором много прирожденных воинов. Поэзия Евтушенко  мало походила на военные марши. Но она содержит энергетику и потенциал построения такой жизни, которая отодвинула бы в прошлое применение военной силы. В совершенстве разобравшись в себе самих, создав привлекательную высокую культуру, мы обретем себе много друзей и как следствие — безопасность. А борьба за мир, я думаю, должна быть непрерывной и не знать пауз и остановок.       


Рецензии