Бумаги Эйнштейна. Часть 2. Гл. 3. Приложение 6
***
Приложение 6
Мною, Хелен Дюкас записано 21 сентября 1946 года
– Элберт, доброе утро. Уже десятый час. Что ты там делаешь? У тебя же в одиннадцать встреча.
– Доброе утро. Но кроме встречи сегодня ещё и конференция. А я не могу найти пять скреплённых вместе листков Уже пять минут не могу их найти. В них о том, что… группа вещественных точечных преобразований по-прежнему сохраняется.
– Завтракать будем?
– Будем. Стакан чая и бутерброд с сыром.
Я отошла на кухню, заварила чай, сделала бутерброды и принесла на подносе Альберту. Для него и для себя.
– Ну как, нашлись листки?
– О кей, – он встал и похлопал себя по груди, – это для публикации в «Анналах». Может, пригодятся на конференции.
Эйнштейн сел за стол, отпил чаю и принялся за бутерброд. Я тоже села, взяла чай и спросила: – Так о чём вы будете говорить с этим молодняком? Они ведь новое племя. И пришли они на готовое, уже сложившееся, туда, где вопреки Вам Случайность в атомной физике вовсю правит бал.
– Да, да. Туда, в то, что создали Нильс, Вернер, и вся их замечательная компания. – Эйнштейн отхлебнул чай и доел бутерброд. – Сознания молодых учёных и их понимание микромира уже сформировано в новом стиле. В стиле совершенно мне не свойственном. Для Вас это не новость, не так ли Хелен?
– Так что же Вам остаётся делать? Будете обращать их в свою веру?
– Причём тут вера? – Он взял стакан и допил чай. – Здесь речь о другом, здесь речь о Науке. А в Науке есть Традиция. Не повторение прошлых образцов, а развитие принципа. Ньютон ничего ни говорил о Случайности в устройстве мироздания.
– Эл, но Вы ведь его опровергли.
– Кто? Я? Я опроверг Ньютона? Опровергнуть гения не под силу никому. Другое дело, что я р а з в и л его великие идеи.
– Так о чём же Вы будете толковать со студентами? О Теории Относительности?
– Не знаю о чём. Неизвестно как всё сложится. Но хотелось бы мне объяснить им одну простую вещь.
– Какую вещь?
– Очень простую, применимую повсюду. Возьмём близкую мне стихию – Музыку. Скажите мне, Хелен, можно ли сыграть свою скрипичную партию плохо?
– Думаю, наверное, можно. Мало ли какие бывают обстоятельства. Скажем, со скрипкой что-то случилось. У неё всё время растягиваются струны.
– Ага, проблемы с колками. Такое изредка случается.
– Или исполнитель болен. У него температура и голова раскалывается.
– И такое бывает. Следовательно, каков вывод? Можно с л у ч а й н о сыграть плохо, но сыграть хорошо случайно невозможно. Там, где всё правильно и гармонично нет места Случайности. Который час?
– Уже десять.
– Пора нам выходить. Поедем на автобусе. Господи, кажется, я о чём-то забыл. О том, что сегодня нужно мне сделать. Впрочем, потом припомнится.
И мы отправились на автобусную остановку.
***
Продолжение - http://www.proza.ru/2017/04/09/950
Свидетельство о публикации №217040900872